• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Пятиступенчатая коробка (кпп) от Газ 3110 (Газель) на Газ 31029

WolfKid

Общительный
Регистрация
17 Мар 2009
Сообщения
92
Реакции
89
Баллы
95
Итак, после четырех дней работы наконец были закончены работы по переборке и установке пятиступки.
обо всем по порядку.
Мне нахаляву досталась от дяди газелевская коробка с неизвестным прошлым.

SL746372.JPG

Глядя на ее внешний вид сразу захотелось ее пребрать.
всеравно собирался менять шестерню привода спидометра.
Главный совет, которому я не внял - читайте мануалы. чем больше - тем лучше.
Так что на собственных шишках составляю еще один, одна бесконечность плюс первый, мануал по переборке и установке, хотя и с некоторыми тонкостями, которых не нашел в других опусах.
начинать просто по готовым мануалам например:
_http://www.autoprospect.ru/gaz/2705-gazel/6-2-3-remont-korobki-peredach.html
или _http://gaz24volga.narod.ru/kpp5.htm
или _http://www.autoprospect.ru/gaz/3110-volga/12-1-8-razborka-korobki-peredach.html
Перед началом работы (я перебирал у себя в комнате) на пол лучше постелить целофан и немного ветоши, чтоб впитывала масло и крайне желательно фанеры или оргалита, чтоб не повредить пол.
Итак свинчиваем по списку все крышки и датчики, до которых доберемся (помечены желтым. последовательность пока не особо важна) т.к. за 31 рубль был приобретен комплект прокладок для 5тиступ. кпп (комплект в пять прокладок) то при разборе с прокладками я не церемонился.
при снятии датчика заднего хода, оказалось, что под рукой нет настолько здорового ключа, но ему на замену успешно пришел банальный газовик, который уже безчисленное количество раз выручал по жизни в совершенно разных ситуевинах (и далеко не всегда применялся по прямому назначению :spiteful: :rolleyes:)
далее отвинчиваем десяток винтов, крепящих половинки картера коробки (передний и задний. помечены красным) и отвинчиваем передний (!!) винт промежуточного вала заднего хода (помечен зеленым)

SL746374мод.JPG

далее снимаем стопорное кольцо подшипника первичного вала (две отвертки вам в помощь)

SL746375мод.JPG

и "аккуратно постукивая по ушам крепления коробки мягким латунным молотком разъединяем передний и задний картеры" (работал 1.5-килограмовой кувалдой через фанерную проставочку... коробка пережила не возмущаясь)

SL746378.JPG

далее снимается пластина со стопорными шариками и пружинками (помечено зеленым)
заведите себе обязательно баночку для всей этой мелочи. Далее демонтируются штоки и вилки переключения передач(помечено красным).

SL746379мод.JPG

Для удобства разборки шток пятой/задней передачи лучше продвинуть вперед. И сразу же, чтоб не рыть потом по схемам, одевайте вилки обратно на штоки ТОЙ ЖЕ СТОРОНОЙ(!!!) т.к.вилки 1/2 и 3/4 передач одинаковые, но стоят по-разному.
Средний шток вытаскивается последним(!), чтоб не было проблем с замками. кстати для того же во всех мануалах советуется после извлечения штоков закрепить замки "эластичной смазкой". я бы посоветовал к солидолу добывить еще и трубочки, свернутые из бумаги или картона, вставленные в отверстия штоков. уж очень я намучился вставлять обратно эти дурацкие шпиньки замков :( ...
далее отвинчиваем задний винт промежуточного вала заднего хода.
затем, разжимая стопорное кольцо подшипника вторичного вала специальными щипцами или обычными плоскогбцами, стучим по этому валу и выбиваем весь блок шестерен в сборе. Аккуратно! не потеряйте 14 "игол" подшипника, засыпаных в первичный вал. при рассоединении валов имеют тенденцию раскатываться, теряться и вообще деваться непонятно куда. Сразу вынул, завязал в ветошку и даже мыл и сушил не вытаскивая (да, я параноик :spiteful: )

SL746386.JPG

SL746380.JPG

Далее я сгонял в магазин, купил 12-литровый тазик и 5 литров кероса и устроил своей коробке банный день. как показала практика чтоб не мерзнуть на улице, проще (во всех смыслах) выносить по одной детали, мыть пока деталь и керос не успели остыть(очень приятно на морозе полоскать руки в тепленьком керосине :) ), вытирать насухо ветошью и, упаковав в мешок для мусора (чтоб в квартире не вонять. про то, что соляра вообще почти не воняет я слишком поздно узнал...), убегаем опять в помещение. отогреваем руки, керос, хватаем следующую деталь и повторяем цикл пока вся коробка не станет чистой и блестящей (по желанию, возможности и необходимости))
далее у меня нашелся комплект игольчатых подшипников для блока шестерен (100-200р в магазине) и т.к. на шестернях 1-3 передач наблюдался ощутимый люфт(по сравнению с пятой и задним ходом), я не долго думая содрал сопорное кольцо, подпружиненую шайбу и приступил к переборке вторичного вала.

SL746381.JPG

сложностей особых нет. все стопоры и запоры снимаются вполне понятно, предсказуемо и без особых проблемм. главное - АККУРАТНОСТЬ. по возможности старайтесь не перепутать местами кольца синхронизаторов. в идеале - вообще снимать и чистить синхронизаторы в сборе, но меня на такой подвиг не хватило.. :whistle2:
проблема, которая не описывается в мануале, возникла при обратной сборке. собрав обратно переднюю часть вторичного вала я не смог одеть стопорное кольцо.было ощущение, что в конструкции появилась еще одна шайба, толщиной миллиметров 5. поискав и не обнаружив ошибок в сборке винмательно почитал умные книжки и увидел слово "пружинная шайба". не долго почесав репу пошел и наковырял в ящике с барахлом ступицу какого-то подшипника, подходящего по диаметру, затем, надев эту злосчастную шайбу и надвинув на нее до упора стопорное кольцо аккуратнекнько обстучал через эту импровизированную оправку кувалдой кольцо с шайбой по периметру вала. когда под усиливающимися ударами шайба, наконец, сдалась стопор все-тки зацепился за край проточки. далее попеременно работая то оправкой, то выколоткой заправил стопор в проточку. и приступил к замене подшипника первичного вала (заедалал и "щелкал" при вращении рукой)
помучавшись со сбиванием и набиванием подшипника (не перепутайте положение проточки на подшипнике. переразбарать коробку может быть очень обидно) засунуть обратно стопор уже не выглядело сложной задачей. для победы над пружинной шайбой использовался замененный подшипник.

SL746388.JPG

апосля таким же образом была перебрана задняя часть вторичного вала с целью замены шестерни привода спидометра (обидно, что лоханулся и поставил не ту шестерню :( )
собирается коробка "в обратном порядке".
засунуть валы обратно по-отдельности даже пытаться не стоит. в мануале рекомендуется "скрепить сборку валов сыромятным ремешком" мне стало интересно, как они себе это представляют :rofl:
ремешок заменил на пяток витков упаковочного скотча.

SL746385.JPG

при засовывании назад вторичный вал упирается в стопорное кольцо. внимательно осмотрев форму проточки можно легко понять насколько надо воткнуть вал, чтоб потом разведя до упора стопорное кольцо без проблемм посадить его на подшипник и при дальнейшем засовывании проточка картера сама посадила кольцо ровнехонько куда надо(в проточку подшипника).
и еще при монтаже штоков в первую очередь ставим вилку пятой передачи(!) затем шток третьей, и уже потом остальные вилки и штоки пятой и первой передач. просто иначе при установленном штоке третьей проблематично поставить вилку пятой (конечно, кувалдя все исправит, но я чуть не расколол картер)
и еще не забывайте предназначение замков!!! пока шток не стоит в положении нейтрали, другой шток не всунуть!
далее собираем коробку действительно в обратной последовательности. ставим прокладки промазанные лучше, конечно, герметиком, но за неимением оного - солидолом. не усердствуем с винтами. постоянно помним, что сорвать резьбу в силумине стальным болтом - как три килограмма к ключу приложить))
не забываем сразу фиксировать промежуточный вал заднего хода.
проверяем затяжку болтов, наличие отсутствия "запасных частей" забытых при установкеи ставим на место крышечки и датчики (датчик заднего хода рекомендую поставить уже на установленную коробку, чтоб не поломать выводы, а пока заткнуть отверстие ветошкой)
чтож, вуаля!! почти новая почти чистая коробка готова к установке и обкатке))

SL746390.JPG
 

Вложения

  • SL746373.JPG
    SL746373.JPG
    882.2 KB · Просмотры: 360

WolfKid

Общительный
Регистрация
17 Мар 2009
Сообщения
92
Реакции
89
Баллы
95
Веселье продолжается!
Установка.
за неимением в наличии эстакады было решено производить замену наземле. в сугробе, чтоб не мешать движению и не лежать в луже был откопан "капонир" или "сухой док" (как больше нравится ;) )соответствующих размеров, в него припаркована и вывешена на стойках (из обрезков бревен и брусьев) собственно баржа.

SL746391.JPG

чтобы не бояться, что родимые полторы тонны прыгнут с подпорок и заключат меня в слишком тесные объятья, под передние колеса из толстого бревна были вытесаны колоды с углублением под колесо и ровной плоскостью для упора в землю. (в процессе вывешивания машины были моменты, когда машина опиралась только на домкрат и одну такую колоду (!) и при этом существенно покачнуть или, тем более, столкнуть ее было крррайне тяжело)
далее было слито масло со старой четырехступки:

SL746392.JPG

и начался процесс ее демонтажа.
в принципе рекомендуется при таких операциях снимать еще и выхлопную трубу, но я не смог представить себе как без помощи болгарки это осуществить, и, потому, пришлось использовать довольно интересные приспособления чтоб добраться до некоторых винтов (гаек):

SL746393.JPG

например тут:

SL746398мод.JPG

не забудьте снять рычаг кпп

SL746394.JPG

и карданный вал

SL746395.JPG

Кстати, при снятии кардана неплохо бы сделать пометку (зубилом или напильником) о положении вала относительно фланца заднего моста, чтоб не нарушать балансировку.
перед снятием опоры коробки (задней опоры двигателя) я поддомкратил сам движок, чтоб не порвать подушки передних опор двигателя, но как показала оттепель, это было излишней мерой. по мере таяния снега двигатель просто опустился на рулевую трапецию, и дополнительно закреплять его не пршлось (домкрат просто вывалился)

итак вот они, чертовки старая и "новая"

SL746400.JPG

примерный обмер коробок не выявил существенных различий в основных размерах, но я, на всякий случай, взял болгарку и отрезал 5 мм от хвостовика вторичного вала. (в какой-то теме я уже писал про проблемы с установкой кардана)

SL746401.JPG

SL746402.JPG

хотя, как показала практика мера была излишней, но об этом позже.
при установке я допустил критическую ошибку: после демонтажа старой коробки каким-тообразом было нажата педаль сцепления, что привело к смещению ведомого диска сцепления и нереальному увеличению количества геморроя и, следовательно, потраченного на работу времени.
в итоге. для установки коробки пришлось: вытащить выжимной подшипник (при монтаже одевается на направляющую коробки и монтируется вместе с ней), вилку привода сцепления, цилиндр привода сцепления (не сняв его вилку обратно не поставить) и нижний кожух колокола сцепления (чтоб смотреть, куда вставлять вал коробки).
Коробка устанавливалась без резиновой опоры и крышки рычага кпп.
далее (не требуется для тех, кто не выжимал сцепление) были ослаблены болты крепления корзины сцепления до тех пор пока ведомый диск не начал свободно шевелиться.
надев прокладку и выжимной подшипник сцепления, используя првичный вал коробки вместо оправки после долгих мучений (только на второй день) наконец удалось попасть шлицами в диск, а, затем, шейкой вала в подшипник в маховике, и, к немалому удовольствию, наконец, посадить коробку на шпильки.
как показали два дня обнимания с данным агрегатом поначалу в одиночку засунуть коробку под машину не представляется возможным. держать и ворочать сей агрегат можно только вдвоем, потом был вспомнен удобный способ, когда коробка обвязывается веревками и помошник из салона через дырку в полу (люк в котором должен проходить рычаг кпп) держит коробку на весу, а второй человек под машиной ее направляет и устанавливает, а под конец (по мере набора опыта. два дня все-тки ее кантовали) мне уже в принципе не составляло особого труда засунуть и поставить ее в одного.

SL746403.JPG

вот она, чертовка. встала как родная:

SL746405.JPG

SL746406.JPG

далее. при установке кардана он, как и следовало ожидать, не встал даже не смотря на укороченный хвостовик. Причина была найдена быстро: при подъеме машины были вывешены колеса,что (подвеска-то рессорная) привело к смещению моста вперед.
заднему мосту вернули твердую опору (под колеса подложили все те же обрезки бруса) и кардан не без помощи кувалды был водворен на законное место и притянут.
не была решена проблема крепления выхлопной трубы к коробке передач, но т.к. при приложении существенной нагрузки в данном месте (я на ней подтягивался, когда поднимал коробку) не было замечено существенных смещений, было решено отложить разруливание данного вопроса до дачного сезона, т.к. для езды по городу это крепление явно не является необходимым.

и еще.
т.к. коробка мне досталась от газели на ней была установлена "высокая" крышка для установки рычага кпп. в какой-то теме была оговорка про короткоходность такой крышки в сочетании с нижней газелевской частью и верхним волговским рычагом.
для сравнения волговский рычаг (короткий) и газелевский (длинный):

SL746407.JPG

на практике хорошо ощущается уменьшение хода переключения (по ощущениям рука движется с амплитудой 3-6 сантиметра) но и заметно возросли усилия при переключении, что логично. рычаг сместился чуть вверх и ближе к центру салона, так что до пятой передачи тянуться стало немного некомфортно. как только доберусь до горна - надо будет разогреть рычаг и подогнуть "по фигуре".
вообщем - это личное дело каждого, т.к. крышки и рычаги абсолютно взаимозаменяемы на пятиступенчатых коробках и заменить их - дело пяти минут.

кстати, в виду именно "высокой" крышки рычага, кпп вставать на место категорически отказалась. так что пришлось крышку демонтировать и установить уже из салона на установленную кпп.
 

WolfKid

Общительный
Регистрация
17 Мар 2009
Сообщения
92
Реакции
89
Баллы
95
Как-то легко у тебя все получилось. Хотя со стороны всегда так.

переборка коробки заняла 2 дня, но оказалась действительно несложной по сравнению с ее установкой.
если при переборке все подробно описывалось в мануалах, по вот при установке было полно "белых пятен" и недоговорок. и пришлось немало "шаманить" вслепую, да еще и лежа в замерзающей луже, натекающей с сугроба. :mad1: спасибо еще, что здоровье пока позволяет вытворять такие издеватльства над организмом. (тьфу-тьфу и по деревяшке)

ЗЫ: еще рекомендация. если будет хоть малейшая возможность заюзать эстакаду - не упускайте ее.
это в разы сократит время и силы, потраченные на работу.
 

gorill

Свой человек
Регистрация
20 Июн 2007
Сообщения
3,777
Решения
1
Реакции
6,144
Баллы
725
Двойное спасибо за двойной труд- сначала перебрать и поставить, а потом все это описать. Отдельное третье спасибо за технику безопасности, многие, даже более старшие по возрасту, казалось бы тертые и битые, надеются на авось, а потом ищут виноватых в происшедшей неприятности.
 

alex_gus

Завсегдатай
Регистрация
23 Май 2007
Сообщения
798
Реакции
256
Баллы
225
WolfKid, Блин ну реальный респект и уважуха. Но чер возьми неужто небыло небольшой суммы чтоб ее воткнули на сервисе? Перебрал то молодца. Ну вот ставить в таких условиях...это прям экстрим.
 

GRooVE

Завсегдатай
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
1,360
Реакции
424
Баллы
275
WolfKid, Блин ну реальный респект и уважуха. Но чер возьми неужто небыло небольшой суммы чтоб ее воткнули на сервисе? Перебрал то молодца. Ну вот ставить в таких условиях...это прям экстрим.

Ну после того как сам перебрал грех не воткнуть ее самому (извиняюсь за тавтологию).

Я сам сегодня ставил свою, перебирать не решился и отдал мастерам, обошлось в 300р.
 

GRooVE

Завсегдатай
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
1,360
Реакции
424
Баллы
275
GRooVE
а где можно за 300 р перебрать коробку???? :eek:hmy:

Ну 300р я отдал не за переборку, а за перекидывание шестерни привода спидометра, а отдавал делать на работе мастерам. У компании сеть магазинов и газельки для развоза товара, есть свой гараж и люди. А вообще по Ростову работа по переборке коробки 1000р.
 

manool

Постоялец
Регистрация
7 Апр 2007
Сообщения
337
Реакции
383
Баллы
195
WolfKid, респект тебе и уважуха :)
Сам сейчас подобную работу выполняю.

У меня на данный момент была засада в том что не мог достать подшипник коленвала (тот в который первичный вал вставляется). Фокус с солидолом и оправкой не прошел (заглушки выбило). Съемника в хозяйстве не было, как и не было его НИ В ОДНОМ магазине города (сговорились, гады :rofl:).
Спасло лишь то, что была у меня в заначке бормашинка - разломал сеператор, вынул внутреннюю обойму с шариками и два часа лежа под машиной пилил этот чертов подшипник китайскими абразивными камушками. ВСЕ ТАКИ ПОБЕДИЛ :)

Завтра, если на работу не вызовут, установка всего хозяйства.

Из опыта: если в хозяйстве нет - купите съемник этого проклятого подшипника (стоит-то полтинник), ОБЯЗАТЕЛЬНО разжимник стопорных колец (без него забибетесь), хорошим зубилом
Сразу запасайтесь кучей тряпок, керосина/бензина/солярки.
По возможности не разбирайте комплекты муфта/ ступица синхронизатора/сухари/пружины. Если разбираете - собирайте в точности как было, на те же места.
Желательно купить ремкомплект вторичного вала (стопорные кольца), стоит недорого, а потом будете бегать в поисках.
Ну.... пока все.

Как поставлю на машину - отпишусь, а то возможно еще и не поедет :)

Добавлено через 4 минуты 5 секунд
Да, если есть возможность - правдами и неправдами делайте это на яме, а не как я, приподняв машину на кирпичики :)
 
Последнее редактирование:

Колян из Томска

Общительный
Регистрация
3 Окт 2011
Сообщения
51
Реакции
22
Баллы
85
WolfKid, Блин ну реальный респект и уважуха. Но чер возьми неужто небыло небольшой суммы чтоб ее воткнули на сервисе? Перебрал то молодца. Ну вот ставить в таких условиях...это прям экстрим.

хочешь сделать хорошо сделай это сам.
 

manool

Постоялец
Регистрация
7 Апр 2007
Сообщения
337
Реакции
383
Баллы
195
Только что из гаража :)
Начитавшись всяких ужасов от топикстартера очень оттягивал момент установки коробки.....
Собрался с силами и началось.... а вот и не угадали :)
На то чтобы непосредственно засунуть коробку на свое место ушло отсилы минуты три :rofl:
Я аж испугатьтся не успел :)

Как я уже говорил, ямы нет, машина приподнята так чтобы под нее можно заползти, но фиг повернешься, двигатель поддомкрачен винтовым уазовским домкратом,помощников нет (да и смысла в них нет, так как нет места).
Процедура протекала так: кладем коробку параллельно машине вперед ногами (примерно так как она должна стоять :) ) Укладываемся между коробкой и машиной. Вползаем под машину, тянем потихоньку за собой коробку (неудобно), потом, лежа лицом под маховиком, потихоньку затягиваем ее на себя в районе чуть ниже живота (блин, эротический триллер :) ) Потом тянуще- вдыхтельно выдыхательно-подпрыгивающими движениями перетаскиваем коробку на грудь, приподнимаем переднюю часть и заталкиваем в колокол (вилка и выжимной уже должны быть там). Обхватив коленями удлиннитель коробки, корректируем положение коробки по горизонтали, заталкиваем попадая первичным валом по очереди в выжимной, потом в диск сцепления и в подшипник коленвала.
Дальше раздается ЩЕЛК и все :)

Для облегчения процедуры опустить двигатель домкратом как можно ниже.
Траверсу я прикручивал уже после того как поставил коробку (меньше цепляется да и без нее кпп полегче :) )
Оправка сцепления ОБЯЗАТЕЛЬНА!!! (если вы его трогали)
Масло зальете после установки.
Детей во время процедуры изолировать на безопасное расстояние!

Секас был только с закручиванием верхней гайки препления кпп к колоколу со стороны пассажира (я ни глушители, ни приемную трубу не снимал)

Короче не все так плохо :)
 
Последнее редактирование:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Процедура протекала так:
:):):)
Если снять видео... это будет ХИТ инета.
....
Молодец!
.....
Я ставил свою с помощью палки, положенной в салоне поперек отверстия в тоннеле и веревки.
 

WolfKid

Общительный
Регистрация
17 Мар 2009
Сообщения
92
Реакции
89
Баллы
95
Странно, что тема еще жива.. Не думал, что она будет пользоваться популярностью:):)
Спасибо всем, кто оценил мой опус!
manool, Поздравляю! Молодец. Мне некому было подсказать про оправку диска сцепления - потому и проковырялся непойми сколько.. Зато теперь могу поставить ее одной рукой, второй на ходу закручивая гайки
Ждите к весне триллер "Переборка КПП Volvo с электронным овердрайвом на Волге"))))))))))
:gaz_love:
 

Симаk

Общительный
Регистрация
19 Ноя 2011
Сообщения
3
Реакции
4
Баллы
64
Уважаемые ВОЛГОВОДЫ,спасите душу!!!
В Газ 31029 была поставлена 5-ти ступка.Всё прекрасно,НО механический спидометр,на приборной панели стал показывать неописуемое...,заманчивое конечно зрелище,когда стрелка за 180 уходит,но разочаровывает то,что реальная скорость всего 110-120км/ч... По подсчетам стал врать на 1,6...
Слышал 2 пути есть:
1-замена приборки с 31029 на 3110
2-замена на КПП ведущей и ведомой шестерни привода спидометра.
Меня привлекает больше 2-ой вариант,НО какие шестерни у меня стоят,какие нужно(различие я так понимаю в количестве зубцов),нужно ли менять тросик или же ещё что нибудь,и главное,как...?
Помогите пожалуйста,буду очень признателен!
 
Сверху