Ну что ж, друзья, вы таки думали, что про Ладогу мы поговорили и забыли? Таки нет! Сегодня мы с
Germiona Grenzverletzer разведали маршрут будущего клубного пробега
Перед нами стояли две основные задачи: во-первых, проверить состояние дорог и дорожного покрытия. Во-вторых, найти всякие интересные места, а также места для привалов и ночевок. Скажу сразу: обе задачи удалось выполнить и, более того, получить массу приятных впечатлений. Самое лучшее, что было на маршруте - это, конечно, природа. Самое плохое - разумеется, дороги. Впрочем, обо всем по порядку...
С КАД на Мурманское шоссе мы выехали в 6.20. Счетчик суточного пробега выставлен на ноль, и мы устремились вперед, навстречу восходящему солнцу....
Участок 1. Мост через реку Волхов. 106 км на счетчике, прибытие 07.45.
Мурманское шоссе до реки Волхов - не самое приятное место. Качество дорожного покрытия очень нестабильное: то гладкий асфальт, то сплошные ямы. Причем ни хорошие, ни плохие участки не длятся больше 10 километров. В 37 километрах от города широкая разделительная полоса внезапно заканчивается, и Мурманка превращается в обычное двухполосное шоссе с весьма напряженным движением. Насколько опасными могут быть обгоны на этой трассе, свидетельствовали валявшиеся на обочине останки "Волги" со следами сильного лобового удара. Печальное зрелище...
Перед самым мостом через реку Волхов, в поселке Юшково, есть поворот на Старую Ладогу - музей под открытым небом, где есть старинная русская крепость, монастырь и много красивых церквей. Во время пробега можно устроить там привал. При желании можно доехать до города Волхов и посмотреть знаменитую гидроэлектростанцию - одну из первых в стране.
Мы видели все это в прошлом году, поэтому терять время не стали и пересекли реку Волхов по узкому мосту.
Добавлено через 17 часов 19 минут 8 секунд
Участок 2. Лодейное поле. 218 км на счетчике. Прибытие 08.45
Пожалуй, самый лучший участок всей трассы - от моста через Волхов до Лодейного поля. Гладкая дорога без единой выбоины, сравнительно мало машин - видимо, основной поток ушел через Тихвин на Вологду. Обратите внимание - участок был пройден со средней скоростью 112 км-ч, при том что ставить рекорды я не собирался. Слева и справа от дороги красивые хвойные леса, но в остальном смотреть особо нечего.
Участок 3. Олонец. 276 километров на счетчике. Прибытие 10.10
После подъемного моста через реку Свирь в Лодейном поле дорога резко ухудшается. Асфальт разбитый, правда, без глубоких ям, едешь максимум 90 км-ч. Примерно в 20 километрах от Лодейного поля - поворот на Александро-Свирский мужской монастырь, одну из главных местных достопримечательностей. Мы туда повернули и, честно, говоря, не пожалели. Рядом с монастырем очень красивое озеро.
Вернувшись на Мурманку, въезжаем в республику Карелия. Дорога сразу становится лучше, но разгоняться не стоит. На посту ДПС останавливают, проверяют документы и предупреждают: "Там стоял знак 40, а Вы едете 57 км-ч. Внимательнее, пожалуйста". Как выяснилось потом, карельские гаишники дейситвительно весьма ревностно относятся к своим обязанностям и не прощают даже мелких нарушений скоростного режима, которые в Питере и нарушениями-то не считаются... Кроме того, у меня осведомились, не едем ли мы охотиться и нет ли у нас с собой огнестрела...
Через пару километров сворачиваем с Мурманки и уходим в сторону Олонца. Путь лежит вдоль речки Инема через сплошные населенные пункты. В большинстве из них ограничение скорости - 40 км-ч. За 53 км-ч меня остановили, спросили, не еду ли я охотиться (пришлось в очередной раз объяснять, что я - руссо туристо, облико морале и зверушко жалето) и вручили сувенир в виде протокола на 100 рублей.
Добавлено через 29 минут 27 секунд
Участок 4. Питкяранта. 418 км на счетчике. Прибытие 13.50
После Олонца дорога ведет вдоль реки Олонки к Ладоге. До Ильинского одна деревня сменяет другую, дальше дорога выходит на берег озера и населенных пунктов становится меньше. Озеро, правда, с дороги не видно - между шоссе и берегом цепочка лесистых холмов. В направлении берега ведут песчаные дорожки, но соваться на них я не рискнул - снег сошел далеко не везде...
Посмотреть на ладожские волны удалось только в Видлице - большом поселке в 40 км от Олонца. Дальше до деревни Погранкондуши дорога 15 километров идет вдоль берега. Сами Погранкондуши расположены на высоком холме, с которого открывается шикарный вид на озеро и лесистый берег - в солнечный день панорама простирается на много километров. После этого дорога уходит от берега и выбирается поближе к Ладоге в городке Салми. Дальше можно обратить внимание на красивую долину реки Кирккойоки - мы там остановились на привал.
Дорога делает очередной поворот и выходит к заливу Уксунлахти. От Ладоги он отделен длинным полуостровом Уксалония. Если верить карте, по всему полустрову идет грунтовая дорога. Мы поверили и свернули на нее. Грунтовка, действительно, есть, но в ужасном состоянии, много ям - мы даже не смогли добраться до конца. Впрочем, это и не нужно, так как в начале полуострова на берегу есть несколько неплохих мест для стоянки - от добра добра не ищут...
Выбравшись с коварного полуострова, продолжаем путь по А130 и вскоре прибываем в Питкяранту. Дороги в этом районе я бы назвал самыми плохими на всем маршруте, причем из-за их коварства: на неплохом, в сущности, дорожном покрытии, которое позволяет ехать 80-90 км-ч, то и дело встречаются глубокие ямы с острыми краями, объехать которые очень трудно. Мне это тоже не всегда удавалось. Итог - погнутый в трех местах край диска. Края я отстучал молотком, но шина травила воздух, и до Питера ее пришлось трижды подкачивать. Шиномонтаж в Питере обошелся потом в 350 рублей.
Добавлено через 9 минут 42 секунды
Участок 5. Сортавала. 487 км на счетчике. Прибытие 15.40
Сразу же после Питкяранты есть несколько поворотов к берегу озера. Примерно через 15 км дорога вливается в шоссе Р21 с хорошим покрытием, которое... длится километров пять, а дальше снова переходит в обычное для Карелии разбитое состояние. Но черт с ней, с дорогой. Потому что тут начинается самое интересное.
Шоссе тонкой лентой вьется вдоль берега заливов. Слева - вода, справа - высокие гранитные скалы. С нескольких мысов, вдающихся в озеро, открывается прекрасный вид. Лагерь здесь тоже можно поставить. Огромные валуны уходят прямо в воду. Берег - скалы, поросшие лесом. Не удержавшись, мы попытались забраться на их вершину. Удалось это только наполовину - осознав, что наши одежда и обувь совершенно не приспособлены для верхолазанья, мы прервали авантюру, когда подъем стал по-настоящему сложным. И все равно нам удалось забраться выше верхушек росших внизу деревьев! Горы и скалы станут непременной частью пейзажа на следующих ста километрах.
Примерно за 15 километров до Сортавалы на останавливают военные. Погранзона, предъявите документы. Увидев водительское удостоверение, военные хмурятся, но в порядке исключения пропускают. На будущее: иметь при себе паспорт!
Добавлено через 11 минут 5 секунд
Участок 6. Лахденпохья. 529 км на счетчике. Прибытие в 16.45
В Сортавале много старых зданий еще финских времен. Следующие 40 километров дороги часто называют самыми опасными на всем маршруте - узкая дорога вьется, как горный серпантин, много резких поворотов, крутых подъемов и спусков. Наверное, нам повезло - машин в праздничный вечер было немного, и дорога оказалась не столько опасной, сколько интересной. Правда, очень здорово то взлетать вверх на гребень холма, то под немыслимым углом пикировать вниз...
Слева к дороге то и дело подходят ладожские заливы. Практически повсюду есть место для стоянки и пикника.
Участок 7. Приозерск. 625 км на счетчике. Прибытие 18.40
Посередине между Лахденпохья и Приозерском расположен поселок Хийтола. Его иногда называют столицей плохих дорог. Потому что на 20 км в каждую сторону от него шоссе представляет собой грунтовку типа "стиральная доска". И все-таки не так страшен черт, как его малюют. Да, больше 40-50 км-ч не поедешь, да, трясет, да, пыльно. Зато шансов что-то пробить или сломать почти нет.
Дорожники, конечно, решили усложнить ситуацию и поставили на ремонт мост в Хийтоле. Объезд - по лесному проселку через временный мост. Спуск к мосту по песчаному склону и разъезд со встречным "КАМАЗом", тащившим фуру, стал самым острым ощущением за все время поездки.
Километров за 25 до Приозерска выезжаем из Карелии. Начинается нормальная асфальтовая дорога. В Приозерске делаем второй (и последний) привал, заодно гуляем вокруг крепости Корела, которую тоже стоит посмотреть.
Добавлено через 6 минут 16 секунд
Участок 8. Санкт-Петербург. 770 км на счетчике. Прибытие 21.20
Что такое Приозерское шоссе - думаю, никому не надо рассказывать. В последний год его привели в приличное состояние - но не более того. Путешествие осложнялось безуспешными попытками найти шиномонтаж и еще рядом не очень приятных моментов. Поэтому грустить о том, что приключение заканчивается, я не стал.
Итог: Организовать клубный пробег по маршруту, безусловно, стоит. Только надо к нему подготовиться, особенно к плохим дорогам. У меня на машине стоит резина 205/60-15 спереди и 205/65-15 сзади, кроме того, я взял с собой дополнительную запаску.
Бензина было потрачено 72 литра А-92. Средний расход - 9,35 л на 100 км.
Фото будут на днях.