• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Особенности системы охлаждения двигателя ЗМЗ24

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
128
Баллы
94
Вопрос к знатокам теперь уже точно ретро- двигателей...Разобрал двигатель ЗМЗ 24 ,..... интересные особенности системы охлаждения , ... Помпа качает тосол из ГБЦ в ГБЦ , . в блоке получается принудительной циркуляции нет вообще... . Забор ОЖ на отопитель производится снизу блока ( там где у 402 сливной краник.. .. ( ( и естественно все отложения и мусор снизу должно тянуть в радиатор печки ) ... Сверялся с инструкциями - так и должно быть ....В ГБЦ на месте " танчики" стоит просто заглушка.( хотя очевидно что в ГБЦ - хоть на градус- два ОЖ горячее чем снизу блока. Все это кажется просто не разумным как с точки зрения работы системы охлаждения . Так и с удобством ремонта . .. ГБЦ можно снять только вместе с помпой - вентилятором и в довесок с абажуром радиатора..... Почему так было сделано .... На первый взгляд смотрятся - как откровенные ляпы ...... Может я чего-то не так понял в необходимости таких конструктивных особенностях ..???... ГБЦ под 92 бензин - естественно надо шлифовать . Есть у кого данные по предельной высоте ГБЦ ( ну чтобы не пережать со степенью сжатия ) ...
 

БИМ

Завсегдатай
Регистрация
28 Янв 2010
Сообщения
1,077
Реакции
232
Баллы
254
... Помпа качает тосол из ГБЦ в ГБЦ , . в блоке получается принудительной циркуляции нет вообще... . Забор ОЖ на отопитель производится снизу блока
Гильзы охлаждаются термосифонно, ну и циркуляция в ГБЦ захватывает оттуда ОЖ. Снизу блока забор воды, ибо восходящий поток в печку, чтоб при сливе воды зимой, не заморозить. Переделай на ГБЦ.
. Так и с удобством ремонта . .. ГБЦ можно снять только вместе с помпой - вентилятором и в довесок с абажуром радиатора..... Почему так было сделано .... На первый взгляд смотрятся - как откровенные ляпы ...... Может я чего-то не так понял в необходимости таких конструктивных особенностях ..?
Двигатель- миллионник, ремонта не требовал до списания, никто, никаких головок не снимал, машины к мартену своим ходом шли, вместе с водителями.
Добавлено:
ГБЦ под 92 бензин - естественно надо шлифовать
94мм.
 

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
128
Баллы
94
Снизу блока забор воды, ибо восходящий поток в печку, чтоб при сливе воды зимой, не заморозить. Переделай на ГБЦ.
Спасибо , .. Действительно .. Про эксплуатацию на воде я как то не подумал.
Добавлено:
никто, никаких головок не снимал, машины к мартену своим ходом шли, вместе с водителями.
Я бы тоже не стал снимать ГБЦ просто так.... Прокладка пробита .
 
Последнее редактирование:

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,622
Реакции
1,063
Баллы
540
Помпа качает тосол из ГБЦ в ГБЦ , . в блоке получается принудительной циркуляции нет вообще...
Не совсем так..
Помпа качает из правой части ГБЦ (по ходу) в левую часть ГБЦ.. в которой находится РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ труба (она из нержи).
Эта труба распределяет поток ОЖ по цилиндрам в блок.
Через прокладку ГБЦ.. для этого в прокладке предусмотрены треугольные (отличие от 402-ой) отверстия.
Так что все там в блоке охлаждается.
Причем так, что для меня чаще была проблема НАГРЕТЬ этот движек.. нежели его перегреть.
:smoke:
... Почему так было сделано ....
Первый опыт.. :biggrin:
Все это кажется просто не разумным как с точки зрения работы системы охлаждения . Так и с удобством ремонта . ..
Та не.. ниче.. норм.
А неразумное там (на 24Д).. это датчик аварийной т-ры ОЖ.
Который находится.. на радиаторе.
И, иногда получалось так, что при залипшем термостате, движек кипел.. но датчик аварийной температуры МОЛЧАЛ.. залипший термостат перегретую ОЖ в радиатор не пускал.

А так ниче.. хороший мотор.
Моя 24-ка с таким мотором легко бежала 150.
И это на метане..
:crazy-pilot::girl-witch:
Есть у кого данные по предельной высоте ГБЦ ( ну чтобы не пережать со степенью сжатия )
94мм делай.
Не ошибешься
 

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
128
Баллы
94
Через прокладку ГБЦ.. для этого в прокладке предусмотрены треугольные (отличие от 402-ой) отверстия.
Так что все там в блоке охлаждается.
Причем так, что для меня чаще была проблема НАГРЕТЬ
неразумное там (на 24Д).. это датчик аварийной т-ры ОЖ.
Который находится.. на радиаторе.
И, иногда получалось так, что при залипшем термостате, движек кипел.. но датчик аварийной температуры МОЛЧАЛ.. залипший термостат перегретую ОЖ в радиатор не пускал.
Значить прокладку надо искать с треугольными отверстиями???? Спасибо ... А с датчиком аварийной температуры , и на 402 так же все .. И я попадал разок , термостат развалился и заблокировал и малый и большой круг .... . Пар свистел даже из под шпилек крепления ГБЦ.
 

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
128
Баллы
94
Не совсем так..
Помпа качает из правой части ГБЦ (по ходу) в левую часть ГБЦ.. в которой находится РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ труба (она из нержи).
Эта труба распределяет поток ОЖ по цилиндрам в блок.
Через прокладку ГБЦ.. для этого в прокладке предусмотрены треугольные (отличие от 402-ой) отверстия.
Так что все там в блоке охлаждается.
Причем так, что для меня чаще была проблема НАГРЕТЬ этот движек.. нежели ег
Действительно , изучив головку подсвечивая, фонариком , нашел и трубку с отверстиями , которые должны равномерно подавать ОЖ в блок ..... По прокладкам , как-то не заморачивался , они хоть сейчас есть с треугольными отверстиями ???? Кажется я только с круглыми последнее время видел....
Ну , что сказать - что в начале казалось малопонятным - оказалось неплохо придумано .. ОЖ равномерно подается ко всем 4 цилиндрам , омывает их и собирается в ГБЦ уже с другой стороны ... Красиво ... Пожалуй красивей чем на 402 там ОЖ подается к первому цилиндру и далее последовательно до следующих ..... Потом на подъем в ГБЦ и на выход.. Спасибо
 

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,622
Реакции
1,063
Баллы
540
А с датчиком аварийной температуры , и на 402 так же все ..
Нет. Там этот "косяк" конструкторы уже исправили.
нашел и трубку с отверстиями
Если ездишь на обычной воде.. трубку ЭТУ, надо иногда вытаскивать и промывать в соляной кислоте.. т.к. она забивается накипью.
Но я на простой воде никогда не ездил.
Добавлено:
Значить прокладку надо искать с треугольными отверстиями????
Да. Вот 24Д


6136724020.jpg
А вот 402-я..images.jpg
 
Последнее редактирование:

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,622
Реакции
1,063
Баллы
540
По прокладкам , как-то не заморачивался , они хоть сейчас есть с треугольными отверстиями ????
Есть. Полно их.
Но стоят чуть дороже.
Пожалуй красивей чем на 402
Точно..
На 402-ом система охлаждения хуже.
От родной помпы 24Д надо уходить..
НОВЫХ их нет.. а те, которые есть стоят совершенно ДУРНЫХ денег.
Лучше поставить УАЗовскую.. она подходит 1 в 1.. только надо, чтобы токарь выточил новый шкив.. т.к. УАЗовский немного не попадает в плоскость ремней.
Там 7-9мм.. непопадания, но все же.. не фен-шуй.
Короче, я заказывал токарю другой шкив.
И, кстати.. на УАЗовской помпе.. датчик аварийной температуры уже встроен в помпу.
Т.е. получается, что "одним выстрелом", ты решаешь сразу 2 проблемы.
:yes4:
Добавлено:
А какой термостат там должен стоять??? .. Термостат от 402 не походит.
Что, конкретно, не подходит.?
:smoke:
 
Последнее редактирование:

Kotiksky

Общительный
Регистрация
20 Июн 2021
Сообщения
85
Реакции
28
Баллы
60
Гильзы охлаждаются термосифонно, ну и циркуляция в ГБЦ захватывает оттуда ОЖ. Снизу блока забор воды, ибо восходящий поток в печку, чтоб при сливе воды зимой, не заморозить. Переделай на ГБЦ.

Двигатель- миллионник, ремонта не требовал до списания, никто, никаких головок не снимал, машины к мартену своим ходом шли, вместе с водителями.
Добавлено:
Именно поэтому ходимость 24Д в среднем была 125-150000 до капремонта, а с приходом ЗМЗ-402 машины умудрялись накатывать без капремонта 350.
Невозможно повысить ходимость двигателя в 2.5 раза только переходом на более качественные масла.
Добавлено:
Пожалуй красивей чем на 402 там ОЖ подается к первому цилиндру и далее последовательно до следующих ..... Потом на подъем в ГБЦ и на выход.. Спасибо
Именно поэтому 402й мотор лучше охлаждается в жару, ага. Подача с помпы у 402 идет в блок сразу к гильзам, выход на печку в самом горячем месте- задней части ГБЦ, который может быть широким настолько, насколько хватит фантазии владельца...и выходного штуцера. У меня получилось рассверлить 12-мм сверлом в легкую.
Разумеется для перехода на штуцер такого диаметра необходима деталь дальнейшей модернизации ЗМЗ-402- задняя крышка 4024 под вворачиваемый штуцер подачи ОЖ, заодно туда же можно вкрутить температурный датчик с корпуса термостата.
Добавлено:
От родной помпы 24Д надо уходить..
НОВЫХ их нет.. а те, которые есть стоят совершенно ДУРНЫХ денег.
Лучше поставить УАЗовскую.. она подходит 1 в 1.. только надо, чтобы токарь выточил новый шкив.. т.к. УАЗовский немного не попадает в плоскость ремней.
Там 7-9мм.. непопадания, но все же.. не фен-шуй.
Короче, я заказывал токарю другой шкив.
И, кстати.. на УАЗовской помпе.. датчик аварийной температуры уже встроен в помпу.
Т.е. получается, что "одним выстрелом", ты решаешь сразу 2 проблемы.
Сначала я подумал, как можно додуматься до ТАКОГО бреда (писатель в глаза не видел 417-ю новодельную помпу, которая свистит из коробки)...
Добавлено:
Точно..
На 402-ом система охлаждения хуже.
...А потом каааааак понял!
 
Последнее редактирование:

Kotiksky

Общительный
Регистрация
20 Июн 2021
Сообщения
85
Реакции
28
Баллы
60
А какой термостат там должен стоять??? .. Термостат от 402 не походит.
Чем не подходит? Верхней тарелкой или нижней?
Верхняя по моему меньше, чем на 402- решается прокладкой по периметру.
Нижняя у нормальных термоэлементов меняется без вопросов на подходящую (нормальные- это не китайские GANZ с тарелкой, удерживаемой клепкой).
 

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
128
Баллы
94
Чем не подходит? Верхней тарелкой или нижней?
Верхняя по моему меньше, чем на 402- решается прокладкой по периметру.
Нижняя у нормальных термоэлементов меняется без вопросов на подходящую (нормальные- это не китайские GANZ с тарелкой, удерживаемой клепкой).
Нижняя тарелка упирается в отверстие ... Тем временем верхняя не дошла ещё до плоскости посадки где-то 1 см .... Вообщем , думать буду завтра , изучу помпу что куда и откуда идет. Какие каналы должны открываться - закрываться этим термостатом. ... Может придумается возможность доработать термостат...
 

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,622
Реакции
1,063
Баллы
540
Сначала я подумал, как можно додуматься до ТАКОГО бреда (писатель в глаза не видел 417-ю новодельную помпу, которая свистит из коробки)...
Это ты писатель.. и в глаза не видел. :rofl:

А я их поставил не одну.
 

Kotiksky

Общительный
Регистрация
20 Июн 2021
Сообщения
85
Реакции
28
Баллы
60
Это ты писатель.. и в глаза не видел. :rofl:

А я их поставил не одну.
Я много чего видел, но такие опусы, которые вы ляпаете- впервые на моей памяти.
Ни один человек в здравом уме от советской детали никогда не избавится.
Добавлено:
Нижняя тарелка упирается в отверстие ... Тем временем верхняя не дошла ещё до плоскости посадки где-то 1 см .... Вообщем , думать буду завтра , изучу помпу что куда и откуда идет. Какие каналы должны открываться - закрываться этим термостатом. ... Может придумается возможность доработать термостат...
Смотреть по рабочему ходу термоэлементы, или купить советский с хранения, благо их полно и на авито легко найти.
К УМЗ помпе не подходите даже на пушечный выстрел, вам тут гении насоветуют с три короба- без мотора останетесь.
Добавлено:
Лучше поставить УАЗовскую.. она подходит 1 в 1..
Там 7-9мм.. непопадания, но все же.. не фен-шуй.
>поставил не одну
 
Последнее редактирование:

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,967
Реакции
3,619
Баллы
470
Именно поэтому ходимость 24Д в среднем была 125-150000 до капремонта, а с приходом ЗМЗ-402 машины умудрялись накатывать без капремонта 350.
Да нет, скорее наоборот. Я работал в такси в 1987-91 годах, как раз в то время, когда осуществлялся постепенный переход с ГАЗ-24-01 на 24-11. Так вот, 24-е моторы часто переживали машину, которая до списания или капиталки ходила около 400-450 тыс. км. Назначенные ресурс был 350000, но, как правило, машины ходили больше. А 402-е моторы уже далеко не всегда доживали и до 300 тыс. А 150 тыс... Да такая Волга новой считалась! Даже "мастера" (так называли старых волков, с большим опытом и познавших все тонкости профессии) получали новую машину и тысяч до 200 ездили, только потом передавали её тем, кто попроще. А молодым, разумеется, доставалось самое старьё. Я когда пришёл в парк, получил машину (ГАЗ-24-01) с пробегом около 400 тыс. И это в Москве и Ленинграде. В регионах же Волги- такси и по миллиону ходили. Часто их и получали из столичных таксопарков. Моя, например, с пробегом 440000 ушла в Воронеж.
 

Kotiksky

Общительный
Регистрация
20 Июн 2021
Сообщения
85
Реакции
28
Баллы
60
Да нет, скорее наоборот.
Чисто логически: на излете производства и машины, и моторы собирают "чтобы выполнить план", поэтому разговоры про "моторы 24Д выхаживали столько, чем не могли прославиться ЗМЗ-402" как минимум выглядят странно. Средний пробег у 402х моторов действительно вырос- в Тюмени, где 24Д выхаживали до капиталки (именно до нее) 150, то 402- легко доезжали до 300х и выше. Случаются Волги с 760к пробега на одном блоке, но это уже 4 капиталки спустя.
В целом, более совершенная система охлаждения, смазочные материалы и прогресс в производстве позволяют ЗМЗ-402 ходить дольше. Даже тем, которые делались в трудные 90-е годы- количество облоя, если не делать полную ревизию сопрягаемых плоскостей, становится откровением. У меня выход задней части ГБЦ на 6мм был перекрыт куском, оставшимся от литья. Что там с заводским танчиком было- вообще смешно, 7мм щель на выходе из штуцера.
 

БИМ

Завсегдатай
Регистрация
28 Янв 2010
Сообщения
1,077
Реакции
232
Баллы
254
Только благодаря отличному, иностранному маслу и стали моторы жить дольше, до него камазовское щастьем считалось, а таксисты частенько мимо счетчика ездили, мой кореш в симферопольском таксопарке работал.
 

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,622
Реакции
1,063
Баллы
540
Я много чего видел, но такие опусы, которые вы ляпаете- впервые на моей памяти.
Ну.. все, когда-то бывает впервые.. мой друг.:yes4:

Если твои умственные способности не позволяют тебе понять то, о чем я пишу.. так в этом моей вины нет.
:smoke:
 

Kotiksky

Общительный
Регистрация
20 Июн 2021
Сообщения
85
Реакции
28
Баллы
60
Если твои умственные способности не позволяют тебе понять то, о чем я пишу..
Значит, это бред сивой кобылы. Главное, чтобы к нему другие не прислушивались и моторы свои не гробили.
 

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,622
Реакции
1,063
Баллы
540
Значит, это бред сивой кобылы.
Если твои умственные способности ниже плинтуса и ты не способен что-то понять, - значит это бред сивой кобылы.?
Интересная у тебя логика.. :biggrin:

Ну, да ладно.. Бог С тобой.
:give_rose:
 
Сверху