• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Leivi888

Общительный
Регистрация
20 Мар 2010
Сообщения
8
Реакции
0
Баллы
62
Всем Привет !!!
Народ 2 года назад приобрел газ 52. Танцы с бубном начались с самого начала когда гнал машину от покупателя оборвало поршень 3 цилиндра двигло с разу в ремонт сменили вал, фрезеровали голову, сменили 2 шатуна поменяли кольца и многое другое.
После ремонта машина походила около 4 тысяч появился дикий стук в районе 3 цилиндра, и пропала комрессия, отрегулировали клапана все в норме, после этого авто прошло еще 3,5 т. км. стал плохо заводиться постоянно работал двигатель с перебоями, троил, меняли свечи не помогало, перебрали трамлер, не помогало, 3 и 4 цилиндры не работают, начал исчезать тосол, в 3 и 4 компресия 5 очков сняли головку между 3 и 4 цилиндрами имелись признаки протечки тосола под прокладку на поршнях 3 и 4 нет нагара, заменили прокладку собрали завели. Троит, 3 и 4 цилиндры не работают. Компрессию не мерял. Кто что знает в чем причина скажите.
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
130
Баллы
140
Для Дмитрика: мне Батат присылал Тамбовские. Упаковка светло-жёлтая, на вид упаковка старовата, из серого картона. Я вышел на сайт тамбовского завода - там прочёл, что вкладыши они делают сталеалюминиевые. На коробке у них написано - 51-10...-точную маркировку не помню, что в принципе не верно и сбило меня с толку. Сталеалюминиевые должны иметь маркировку, начинающуюся с 52-04-10... Определить сталеалюминий можно поцарапав вкладыш ногтем - на сталеалюминиевых ноготь скользит как по стали - не остаётся никакого следа, к тому же они светлее бабитовых. Хотя это можно посмотреть только положив рядом новые бабитовые - старый бабит темнеет и явно его видно. По баббиту ноготь оставляет лёгкий след - не царапина конечно, но сразу со сталью сравнить можно - свинец он и есть свинец. Мне потом Старик 5273 купил у себя в Нижнем вкладыши, которые идут на конвеер ГАЗа - коробка красная из твёрдого картона отличного качества - не сравнить с Тамбовской каробкой, по моему этот же завод делает вкладыши и для Ваза. Завод не помню точно. На след. неделе постараюсь сфотографировать оба комплекта и выложить здесь.
Для Леиви888: я думаю у тебя косячный блок. Надо бы опрессовать водой под давление, как делают на ремзаводах. Вместо головки ставится специальная плита, в блок спереди тоже плита с подводом, и опрессовка горячей водой - она бывает расширяет трещины, которые в холодном состоянии можно и не увидеть. В мастерских редко такое проделывают - а по причине трещин в блоке много движков доставляет проблемы - с Камазом например такое видел у нас на заводе не раз. Тем более, что как ты говоришь в основном дело в 3-ем цилиндре.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
всем привет, ребята! эти вкладыши (в красной коробке) делает заволжский моторный завод (ЗМЗ).

Добавлено через 25 минут 55 секунд
но в магазинах в Нижнем их не найти! только на рынке запчастей, ито редко когда есть.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Если такое дело с блоком то наверное лучше другой двигатель б/у купить и сделать, чем что то мутить и платить за это мутево сомнительного качества.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
И еще про вкладыши: на сталеалюминиевых видно напыление на рабочей поверхности вкладыша, оно как-бы микрорисками поперек вкладыша, на бабите микрориски наоборот - вдоль рабочей поверхности вкладыша.
 

Eisenschuh

Общительный
Регистрация
8 Мар 2010
Сообщения
49
Реакции
14
Баллы
69
Правда ли, что у 402 мотора и 53, 511, 513, 672, 502 одинаковые поршня?

_http://www.porshen.ru/porshen-GAZ-ZMZ-402.html

_http://www.porshen.ru/gilza-GAZ-ZMZ-53.html

53.1004015-24 поршень называется. На 5 моторе маркировка 52-1004015. Другие они верно?
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Порвет ее на раз два, она на такой крутящий не расчитана. А кто знает что за раздатка на газели? А может козловскую 5 ступку воткнуть. Практически ничего переделывать не надо, крутящий переварит и синхронизаторы есть. Какие будут мнения?
 

Eisenschuh

Общительный
Регистрация
8 Мар 2010
Сообщения
49
Реакции
14
Баллы
69
Вопрос в том нужно ли переворачивать раздатку? на нивовской есть повышающая. Если переворачивать то понижающая станет повышающей.
+играться с фланцами нужно
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Батат, про козловскую я ж уже писал. Помоему для 52-го самое то! И раздатка есть заодно. КПП УАЗ расчитана на 25 кг крутящего момента, так что вполне походит с 52-ым мотором.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
имеется в виду просто КПП с клзла на 5 ступеней?
Мне интересно вторую коробку повесить перевернутую)

технически можно и втрую и третью наоборот поставить но оформлять замучаешься, проще козловскую поставить, НАМНОГО проще, при этом получив 5 передачу и понижайку :spiteful:

Добавлено через 3 минуты 3 секунды
Не убиваемый мотор газ 52 умер сегодня завел и загорелась лампочка давления масла манометр показывает ноль нужен новый двигатель....
совет по приметам, сдай его в металл, ничего с него не снимай и не ставь на другой двигатель, окромя навесного.
 
Последнее редактирование:

Leivi888

Общительный
Регистрация
20 Мар 2010
Сообщения
8
Реакции
0
Баллы
62
Короче нашел двигатель человек делал для себя говорит из всего нового полностью, но его родственник взял да вскипятил двигло по неосторожности, после чего двигло стало жрать масло. Хочу это двигло за 5 рублей купить какие могут быть проблемы с таким двиглом ?
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Смотря как и сколько кипятил. Если не сильно то замена поршневой с колечками. Если сильно и долго то замена поршневой, колечек, головки, возможно вкладышей и расточка блока.

Добавлено через 2 минуты 44 секунды
Если сильно жареный двигатель то больше 3-4 тыщ за него не дал бы.
 
Последнее редактирование:

Leivi888

Общительный
Регистрация
20 Мар 2010
Сообщения
8
Реакции
0
Баллы
62
Народ мне нужны чертежи и технологический процесс переделки из сталь алюминия вкладышей, переделки маслонасоса. Да и нужен переходник под жигулевский масляный фильтр на 52 где купить... Ну пока хватит.
 
Сверху