• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Sergey1983

Освоился
Регистрация
30 Янв 2014
Сообщения
8
Реакции
0
Баллы
43
как поднять мощность на газу? он и так мёртвый на газу вообще сдыхает. На установку змз 511 радиатора нет и ланжеронов. На 52-4 ланжероны от газ 53 подходят?

Добавлено через 2 минуты 54 секунды
змз 511 остался с 3307 в сборе после переоборудования на д240
 
Последнее редактирование:

ВОЛГофф

Завсегдатай
Регистрация
20 Окт 2012
Сообщения
1,185
Реакции
105
Баллы
224
@Sergey1983, дунуть в него надо-тогда бодро поедет...)))
А если серьезно-то проще воткнуть восьмёрку,чем с этим ковыряться,эти движки только для энтузиастов остались...
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Всем доброго времени суток! Давно меня здесь не было. Но на то были причины. В июле были закончены малярные работы с погрузчиком, и с сентября мы продолжили активно его эксплуатацию. Всё тот же двигатель, всё так же пытаемся поставить его на колени. Прошло чуть больше 5-ти месяцев работы, ежедневной эксплуатации. Наработка двигателя на сегодняшний момент составляет почти 4000 м/ч. На ремонт мы встали с наработкой 2950 м/ч. За эти полгода случалось с двигателем разное. При работе на одной из баз, вы не поверите, у нас украли карбюратор. Было очень обидно придти утром и не завести мотор, мало того потеряли целый день. Покупать новый карбюратор и подгонять под двигатель не было времени, по этому был установлен коллектор от ГАЗ-51, карбюратор К-22Г, отрегулировали по ИКС-1. Ну и по сей день он работает, водитель говорит что более резвее стал. Примерно на 3400 м/ч потекла помпа, пекаровская. Сняли, ремонтировать не стали, поставили новую такую же. Производства СССР найти не получилось. Немного погодя порвало ремень генератора, который чуть пережил помпу. Поменяли два новых ремня, которые не жили больше недели. Нашли в запасах старый, родной. Он весь в трещинах, немного вытянутый но работает до сих пор. Свечи мы меняем вместе с маслом в двигателе, и попался нам бракованный комплект свечей. После замены появился свист, долго не могли понять что это. Залив свечные колодцы водой и заведя двигатель увидели сильные пузыри из под свечей. Поменяли уплотнительные кольца свечей, не помогло. Заменили свечи другими и всё стало нормально. Больше проблем и поломок не было. Двигатель работает как и прежде. Кстати после замены масляного насоса давление так и не снизилось. Постоянно держит 5 кг/см2. И если мерить механическим манометром, то после останова двигателя давление масла не падает на 0, а держится около 0,5 кг/см2. Какие ремонты предвидятся на будущее по двигателю? При 4000 м/ч это полное ТО. И скорее всего замена диска сцепления. Вот в целом и всё. Сколько этот мотор ещё пробежит я не знаю. Будем продолжать эксплуатацию. Если что то случится, я тут обязательно отпишусь.
 

Sergey1983

Освоился
Регистрация
30 Янв 2014
Сообщения
8
Реакции
0
Баллы
43
@ВОЛГофф, Если дунуть у него клапана с поршнями в поддон стекут, надо другие клапана надо масляный радиатор большой и основной + наддув, уже дешевле 2jz-fe , буду змз-511 колхозить
был бы умз-421 его бы поставил. Кстати кто ставил на газоны его.
 

varta

Постоялец
Регистрация
7 Янв 2010
Сообщения
874
Реакции
125
Баллы
175

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
в связи с отсутствием в моем городе термостата на газ 52 я отлил в прошлом году новый корпус из дюрали под термостат газели проездил год всё отлично кстати циркуляцию тоже переделал малый круг сделал непосредственно через радиатор отопителя! отверстие в головке к помпе что служило малым кругом в прошлом заглушил. В салоне жара :drinks:
 

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
@Sergey1983, дунуть в него надо-тогда бодро поедет...)))
А если серьезно-то проще воткнуть восьмёрку,чем с этим ковыряться,эти движки только для энтузиастов остались...



А я вот думаю, рано еще мотор ГАЗ 51-52 списывать.

[ame]https://www.youtube.com/watch?v=gERImhwOAMA[/ame]

К тому же содержание его не сравнить с современными моторами.
Представьте себе техническую базу 50-х годов! По понятиям сегодняшнего дня мы тогда всё делали на коленке. К тому же ходили эти моторы почти на керосине.
А сегодня сплошь и рядом слышишь - ай, не на ту заправку заехал, ай, движок затрусил :wall:

Добавлено через 50 минут 45 секунд
Есть мысль. Отлить новую верхнеклапанную голову. Привод клапанов так и просится по принципу 21-24-53-402.

Выдержит ли КВ? Его опорные вкладыши (с доработкой Старого Зимиста)? До скольки можно крутить? А то СЖ поднимется в 1,5 раза и крутящий момент, соответственно.


Зачем так сложно? Если вам 52-й мощи не хватает, так поставьте на него турбину (конфигурация коллектора прямо-таки провоцирует с этим поиграться).
Вкладыши выдержат, (у фольксвагеновского "Гольфа" их диаметр еще меньше, а моща - 200 лошадей!).
А вот смазку придется еще доработать. Нужно наладить охлаждение днища поршней, а то спалит их к чертовой бабушке.
Для этого лучше ввернуть угловой ниппель в стандартное отверстие нижней головки шатуна так, чтобы в нижнем положении поршня масло брызгало не на клапана, а вверх на внутреннее днище поршня.
Но тогда и масляные канавки в шатунных вкладышах надо делать не сплошные, а с перерывом перед отверстием, чтобы масло не гнало постоянно.
Слабым местом тогда будет поршневой палец, надо увеличить его диаметр. Подобрать от другого мотора на 24-26 мм, садить в шатун нагорячую металл в металл, а вращаться он будет в бобышках поршня, как у "жигулей". Для этого отверстие в бобышках (и, возможно, в шатуне тоже) развернуть на нужный размер.
Идеально, конечно, было бы подобрать шатуны с пальцем побольше и поршня от других моторов, покрепче - кованные.

Думаю, в любом случае случае, это проще, чем новую головку мотору изобретать - это же пол-мотра переделывать. А сколько это мощности прибавит? На рупь. :haha:
 
Последнее редактирование:

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
Я так понял поршни можно сразу ковку заказать и как раз с нужным диаметром под палец.




А что, если подойти к вопросу творчески?
Сейчас такое необычное время, я бы сказал, смелых конструкторских решений. И что самое удивительное - все они работают!
Вот посмотрите, какие поршни сейчас делают на мотоциклы. Блин! В буквальном смысле.

attachment.php


Думается, может быть не так радикально, но нечто подобное можно сделать и для мотора ГАЗ-52. Выточить эдакий стальной блинчик, втулки для пальца посадить на сварку, потом развернуть под нужный размер. Маслосъемное кольцо для упрощения и облегчения - исключить - потому что зазор в цилиндре будет настолько мал, что "блинчик" сам будет выполнять функцию маслосъемного кольца.
Преимуществ куча:
Просто.
Дешево.
Надежно.
Долговечно.
Никогда не прогорит (хорошую сталь туда - в разы прочнее алюминия: 3-4 мм хватит с лихвой, а может - нержавейку? Никель - катализатор сгорания.) Наверняка будет выигрыш по весу, а значит меньше нагрузка на всю кривошипно-шатунную группу. То есть, лечится самое проблемное место ГАЗ-52.
Уходят все зазоры - коэффициент расширения стального поршня и стальной же гильзы блока будут почти одинаковы. Следовательно - малошумность, долговечность.
А еще наклевывается топливная экономичность, увеличенные обороты, мощность, скорость! Такую инновацию можно сравнить с установкой титановых шатунов, а там 25-30% прироста оборотов и мощности.

Фуфайку под мотор, день работы и на следующее утро - другая машина! :girl_witch:

КАКОЙ ЕЩЕ ДВИГАТЕЛЬ ПОЗВОЛИТ ТАКОЕ ПАНИБРАТСТВО???

Эх, где мои семнадцать лет?!! :cray:
 
Последнее редактирование:

varta

Постоялец
Регистрация
7 Янв 2010
Сообщения
874
Реакции
125
Баллы
175
Ну вы загнули! Он же длинноходный - дизель. Обороты - не его конёк. К тому же и не продуешь через ту КС и каналы много смеси.

Схожие коэффициенты температурного расширения - это хорошо. А как насчёт того факта, что гильза омывается охлаждайкой 80°, а поршень ни обо что не охлаждается - градусов до 650, говорят.
 

ванооо

Освоился
Регистрация
16 Апр 2015
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
42
Доброго времени суток, Форумчане! Перебрал движок после обрыва поршня первого цилиндра. На шейке коленвала был износ такой, что шлифовать надо было под 1.25 и выявилась кривизна, цилиндр был уже гильзован, гильзу порвало насквозь! Поэтому коленвал поставил другой, был немного ржавый, но прямой, шлифонул под 0.25 вкруг, цилиндр гильзонул и расточил все под 83, было82.5! Купил сталеалюминиевые вкладыши, в шатунных сделал прорези на ширину отверстий и глубину алюминия, купил новые кольца, пальцы, поршни, установил также другие шатуны из запасов, по весу все подбил, отверстия в шатунах заглушил, заменил также распредшестерни! Всё собрал, установил новую помпу ,термостат(ранее отсутствовал), головку фрезернул, рубашку почистил, фильтр родной! Установил движок! Из двух насосов сделал один двухсекционный с выточенной проставкой и установил! Залил автол, завел, ДАВЛЕНИЕ поднимает не больше 2.5-2.7 на больших оборотах, на средних держит 2 очка, на холостом при прогреве опускается к 0.5! Решил поменять проставку, фрезернул корпус от насоса -донора и поставил вместо выточенной, результат остался прежний, стрелка живинько реагирует на педаль газа, но 2.7 это максимум на холодную! В чем причина, помогите.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Залил автол, завел, ДАВЛЕНИЕ поднимает не больше 2.5-2.7 на больших оборотах, на средних держит 2 очка, на холостом при прогреве опускается к 0.5! Решил поменять проставку, фрезернул корпус от насоса -донора и поставил вместо выточенной, результат остался прежний, стрелка живинько реагирует на педаль газа, но 2.7 это максимум на холодную! В чем причина, помогите.

Смотри редукционный клапан. Возможно что подклинил в открытом состоянии и перепускает масло. Ещё вероятность слабого давления, что шестерни взятые для изготовления модернизированного насоса были взяты совсем не новые. От сюда тоже перепускание масла между шестернями и потеря давления. Я себе тоже делал двойной насос, из не новых запчастей. Давление конечно поднялось. Поставил новый от БТР и теперь давление ниже 4,5 не опускается. Проверяй свой насос.
 

vovandemon89

Завсегдатай
Регистрация
22 Июл 2012
Сообщения
1,721
Реакции
222
Баллы
275
@Сергей MAVRIN, оффтоп, а на погрузчике с авы не ломалась задняя балка, где вал рулевой? у нас на таком уже два раза срезало его, и раз у меня рулевой палец срезало..
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
оффтоп, а на погрузчике с авы не ломалась задняя балка, где вал рулевой? у нас на таком уже два раза срезало его, и раз у меня рулевой палец срезало..

У меня ни разу на трёх погрузчиках не ломало. В мосту ломает обычно по причине убитых шкворней и втулок. Если шкворни более менее, то по причине заклинивших опорных подшипников цапф. Ещё как вариант было в моей практике. Обрывало шток рулевого цилиндра, и ломало грибок рулевой трапеции. Причина была в неправильно отрегулированных предельных углах поворота управляемых колёс. Отрегулировали и проблема ушла.
 

vovandemon89

Завсегдатай
Регистрация
22 Июл 2012
Сообщения
1,721
Реакции
222
Баллы
275
Первый раз ломало в крайнем положении, а второй практически прямо колёса, но руль чуть резче крутанул и все. Вот наверное я говорю про грибок трапеции, тот вал который с балки торчит, на нем на подшипниках рычаг для крепления рулевых тяг и рулевого цилиндра. Шкворня и все что с ними связанно ещё свежие. Интересуюсь больше ради любопытства, так как работаю на этом тракторе месяц в год, когда водитель в отпуске.
 

ванооо

Освоился
Регистрация
16 Апр 2015
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
42
Смотри редукционный клапан. Возможно что подклинил в открытом состоянии и перепускает масло. Ещё вероятность слабого давления, что шестерни взятые для изготовления модернизированного насоса были взяты совсем не новые. От сюда тоже перепускание масла между шестернями и потеря давления.

Редукционный смотрел, всё промывал при модернизации, потом подложил болт на пружину, поставил, без толку! Думаю крышку от донора поставить попробовать! При модернизации хапанул горя с горе-мастерами, первый раз отдал, сломали две ведущие шестерни когда напрессовывали на вал, дальше делать не стали, вернули и впридачу насос от 21 волги отдали, там шестерни один в один только без фасок! Следующий горе-токарь тоже не смог сделать по нормальному, сделал прорезь со смещением, в итоге сделал мне 3й токарь по нормальному! В основной корпус поставил парные шестерни от 21го насоса, которыми мне возместили урон, во вторую секцию поставил разбитую пару-ведомые шестерни, которые остались целы, одну из них развернул неходившей стороной! Надеюсь что дело действительно в шестернях. Еще на ведущем валу ощущается небольшой осевой люфток, может из-за него, и шестерни второй секции установил фасками к крышке., на родном насосе фаски направлены к блоку и есть они только с одной стороны шестерен!
 
Сверху