• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Привет! По датчика: кроме указателей которые встанут на приборку нужно поменять датчики на двигателе так же на жигулёвские, с родными газовскими будет показывать не очень чётко, точную погрешность не знаю. По тахометру: у меня стоит самый дешёвый электронный тахометр с вольтметром бортовой сети, показывает чётко погрешность маленькая. До ремонта стояло 780 об/мин, если ниже то давление загоралось. Инструкция по подключению всё с прибором внутри, для контактных систем и для безконтактных, там просто, разобраться легко. А бортовой компьютер это кажется лишнее, но решать тебе. Удачи.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
По тахометру: у меня стоит самый дешёвый электронный тахометр с вольтметром бортовой сети,

Серега а что за модель и почем? Скинь линк на эту модель пожалуйста!

У тебя какие свечи?

Добавлено через 6 минут 6 секунд
Механикус,
братан, а ты не мог бы заказать такой насос для меня? Деньги естественно вперед в долларах. :hi:
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Модель не помню но покупал его за 320 рублей для карбюраторных двигателей. Свечи пока никакие двиг в ремонте. До ремонта стояли обычные 11 хватало на 1 месяц, даже на 07 карбе. Но у меня с распредвалом проблемы были может из за этого и не ходили, фазы ГРМ сбиты были. А по насосу: если есть фрезеровщик и токарь по близости то накидай чертежи и отнеси тебе всё сделают, я делаю на такой же манер как у Механикуса, детали уже готовы пойду в понедельник забирать. Сложного ничего, берёш корпус от насоса разобранный и валы, идёшь к токарю и фрезеровщику и заказываешь проставку чтоб внутренности повторяли внутреннюю часть шестерён насоса, высоту: на высоту шестерён. Валы родные замеряешь, и прибавляешь к полученным размерам ещё один размер второй пары шестерён. Токарю обрисуй и он поймёт, ну и чертёж желательно, не каждый токарь так возьмётся, сейчас все принципиальные. Вот как то так. Дерзай! Удачи!
 

Serega86

Освоился
Регистрация
4 Фев 2013
Сообщения
16
Реакции
2
Баллы
44
Всем ПРИВЕТ:hi:. Год назад приобрел ГАЗ-52, 85 года выпуска, сразу же задался вопросом о переводе на газ (пропан) немного по искал, так ничего путем и не нашел, до настоящего момента езжу на бензине Аи80. Объем работы на нем стал увеличиваться соответственно и денег на бензин уходит много, до этого находил статью Старого зимиста, спасибо ему за шатунные вкладыши, в своих я стелал проточку почти год езжу, грузы вожу по 3 тонны пока все нормально, тут про нее вспомнил подумал может здесь, что то пишут о переводе на газ, перечитав тему, многое узнал, почти все понятно, только одно не понятно как сделать на родном карбюраторе К-22Г смеситель газа? Знаю что сверлят но говорят что плохо работает. Если кто знает ответ на мой вопрос поделитесь пожалуйста очень надо.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
как насчет Зиловского стартера на Газон?
Кто-нибудь ставил и как ощущения?
Гемора много?

Если менять стартер с родного на какой либо, то лучше поставить редукторный от 402-го мотора. Мне коллега с этого форума рассказывал что видел живьём на грузовике такой, ну и крутит намного быстрее. Со стороны похоже как будто иномарка заводится. Ну и тока он немного меньше потребляет если я не ошибаюсь. Себе тоже хотел поставить но пока финансы слабы, да и родной работает 4-е года исправно. Так что делай выбор. Но я бы советовал не городить огород и ставить редукторный без каких либо глобальных переделок. Удачи в переделке.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
редукторный от 402-го мотора.

кстати, такой и стоит. Крутит бешено, просто думаю если Зиловский воткнуть, то мощности будет поболее. С генератором проблем нет, 90 А от ЛАЗа (+ в запасе еще один такой же).
У нас продают новые Зиловские стартера по 100 долларов. У вас по чем?

Добавлено через 27 секунд
Серега, будешь в Ташкенте, звони! :drinks:
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
кстати, такой и стоит. Крутит бешено, просто думаю если Зиловский воткнуть, то мощности будет поболее. С генератором проблем нет, 90 А от ЛАЗа (+ в запасе еще один такой же).
У нас продают новые Зиловские стартера по 100 долларов. У вас по чем?

Добавлено через 27 секунд
Серега, будешь в Ташкенте, звони! :drinks:
Спасибо! Но боюсь до Ташкента не доеду! Хотя кто знает! Жизнь большая и не известно куда занесёт! А зиловский думаю всё же не стоит устанавливать. Там нужно смотреть подойдёт ли шестерня под венец маховика, я точно не знаю какая в зиле стоит. У меня один раз и родной стартер слизал вец маховика только стружка полетела, тогда не стали думать из за чего и поменяли венец и стартер на новый. Да и тем более двигатель ГАЗ-52 не такой уж и тугой чтоб его мощным стартером крутить и степень сжатия низкая. А по цене, у нас всё дорого, и сейчас уже не то что бы на ГАЗ-52 что то купить, так ведь и Зилы потихоньку отходят. Остались Камазы Мазы и грузовые иномарки.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Ребята! Я вот месяц назад купил вот такую вот деталь. ОЧень рекомендую, и поспрашивал у тех кто с такой катаются, отвечеют всё отлично и нет проблем с заменой. Это не реклама, а просто как ещё один шаг к модернизации нашего двигателя.
 

Вложения

  • Переходник маслянного фильтра (2).jpg
    Переходник маслянного фильтра (2).jpg
    113.8 KB · Просмотры: 475
  • Переходник маслянного фильтра.jpg
    Переходник маслянного фильтра.jpg
    97.5 KB · Просмотры: 459
  • Переходник маслянного фильтра (4).jpg
    Переходник маслянного фильтра (4).jpg
    97.2 KB · Просмотры: 419

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Нет такой переходник свободно продаётся в магазине, от ГАЗ 69.

Но тут я с вами на счёт того что лучше спорить не буду, так как у каждого своё мнение, да и фильтр можно большего объёма поставить. Я его заменил потому что работать придётся в полевых условиях, и ковыряться с родным нет никакого интереса, считайте замена масла в поле. Фильтрация масла улучшиться это не доводы а слова людей эксплуатировавшие эти машины на таком переходнике. Давление поднимается на 0,5 кг/см это тоже факт. Ну и наконец смотриться как то современнее. Если бы у меня была машина для души я бы оставил родной, но у меня двигатель стоит на погрузчике, и работать ему предстоит чуть ли не сутками то считаю данный переходник находкой, и большая экономия времени при замене масла. Вот как то так.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
купил комплект бронепроводов (как называют у вас в России) от зила за 6 долларов, термостат родной но с индексом ТС 101 (71 года!) !
Будем ставить!

Добавлено через 3 минуты 31 секунду
кстати, стоимость термостата на рубли - ровно 100 рублей! :bayan:
 
Последнее редактирование:

Serega86

Освоился
Регистрация
4 Фев 2013
Сообщения
16
Реакции
2
Баллы
44
Всем Привет. На днях установил на свой Газон электрический вентилятор с ВАЗ, в морозы очень хорошо помогает, после запуска ускорился прогрев двигателя, меньше горючего расходуется на прогреве, в кабине быстрее нагревается и стекла соответственно быстрее отходят, правда управление пока в ручную, но в ближайшее время доделаю. Только вот не знаю как себя поведет в летнее время, в жару. Может кто уже ставил?
 

Serega86

Освоился
Регистрация
4 Фев 2013
Сообщения
16
Реакции
2
Баллы
44
У меня стоит один электро вентилятор, с хорошим грузом долго остужает радиатор, надо два...
У меня такой вопрос, кто ни будь видел приставку (смеситель газа, для пропана) на карбюратор К-22Г
как ее можно изготовить своими силами?
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Последнее редактирование:

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
У меня стоит один электро вентилятор, с хорошим грузом долго остужает радиатор, надо два...
У меня такой вопрос, кто ни будь видел приставку (смеситель газа, для пропана) на карбюратор К-22Г
как ее можно изготовить своими силами?
У меня такая стоит самодельная между поплапковой камерой и дроссельной заслонкой, попробую завтра выложить фото

Добавлено через 33 минуты 5 секунд
У меня такая стоит самодельная между поплапковой камерой и дроссельной заслонкой, попробую завтра выложить фото
http://s42.radikal.ru/i097/1104/ea/4fded2fb5d80.jpg
http://s001.radikal.ru/i193/1104/3f/be27aaa9c3b0.jpg
 
Последнее редактирование:
Сверху