• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Да у нас и москвичей давно нет,заказывал но ничего не везут.Поеду в Ебург ,буду там смотреть.

Добавлено через 2 минуты 8 секунд
Старому зимисту привет и уважуха!!!Что то на форуме народу не стало!Не сезон?
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Попробуй стопорные кольца от ЗМЗ 406 - ого. По каталогу номера у этих колец одинаковые, так же и втулки шатунов под поршневой палец подходят от ЗМЗ 406, себе ставил такие.
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
Всем БОЛЬШОЙ привет !!!!! давно наблюдаю за вашими беседами много нового извлёк и применил.сейчас стоит вопрос о замене поршневых колец ,посоветуйте какие кольца лучше поставить,есть вариант москвичёвские или родные газ 52 ,и какой должен быть тепловой зазор в замках.:smoke
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Всем БОЛЬШОЙ привет !!!!! давно наблюдаю за вашими беседами много нового извлёк и применил.сейчас стоит вопрос о замене поршневых колец ,посоветуйте какие кольца лучше поставить,есть вариант москвичёвские или родные газ 52 ,и какой должен быть тепловой зазор в замках.:smoke

Родные ставь. "СТАПРИ" хорошие, зазор 0,2-0,4 мм
 

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Попробуй стопорные кольца от ЗМЗ 406 - ого. По каталогу номера у этих колец одинаковые, так же и втулки шатунов под поршневой палец подходят от ЗМЗ 406, себе ставил такие.

Мне давали кольца сказали отЗМЗ-406,не подошли.В Екатеринбурге есть,сегодня еду.Куплю два комплекта,про запас!
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
Я по началу вообще думал что с запчастями труба ,а оказалось всё не так плохо ,пока запчасти есть и Газончики будут ходить.Вот ещё вопрос.подскажите уазовская шарошка клапанов пойдёт на газ 52,а если нет тогда чем шарошеть.:wall: и после шарошенья какие лучше клапана притирать новые или которые стояли?
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
после шарошенья какие лучше клапана притирать новые или которые стояли?
Все зависит от состояния старых, но выпускные советую поставить новые, от ГАЗ-53 с натрием. :gaz_love:
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
всеми путями я хотел уйти от этой процедуры но похоже мне её не избежать(боюсь что нибудь накасячить).чтобы клапан 53-го поставить нужно направляющие развернуть на 11мм ,тогда подойдёт шарошка 53-го,фуууу всё просто,а как решиться не знаю и времени нет раздумывать.Скажите кто делал 11-той развёрткой проходили первым номером или вторым??????????:(
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
всеми путями я хотел уйти от этой процедуры но похоже мне её не избежать(боюсь что нибудь накасячить).чтобы клапан 53-го поставить нужно направляющие развернуть на 11мм ,тогда подойдёт шарошка 53-го,фуууу всё просто,а как решиться не знаю и времени нет раздумывать.Скажите кто делал 11-той развёрткой проходили первым номером или вторым??????????:(

И первым, и вторым.:)
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
вот у меня вылетело штопорное кольцо с пальца на 6 цилиндре и подрало цилиндр советчиков было много на уборке урожая говорили мол у тебя распредвал стучит поэтому клапана регулировке не поддаются а на уборку хватит поездить! оказалось штопор слетел задрал цилиндр, сломалась юбка поршня вот и стук а клапан прогоревший был на 2 цилиндре вот и не подался регулировке.:wall:
 

Вложения

  • PHOT0063.jpg
    PHOT0063.jpg
    55.9 KB · Просмотры: 521
  • PHOT0062.jpg
    PHOT0062.jpg
    43.7 KB · Просмотры: 434

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
вот у меня вылетело штопорное кольцо с пальца на 6 цилиндре и подрало цилиндр советчиков было много на уборке урожая говорили мол у тебя распредвал стучит поэтому клапана регулировке не поддаются а на уборку хватит поездить! оказалось штопор слетел задрал цилиндр, сломалась юбка поршня вот и стук а клапан прогоревший был на 2 цилиндре вот и не подался регулировке.:wall:

вот и моё время пришло встал на кап ремонт
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
вот так выглядит мой съемник клапана очень удобно честно других не видел но думаю они все такие
 

Вложения

  • PHOT0064.jpg
    PHOT0064.jpg
    105.6 KB · Просмотры: 387
  • PHOT0065.jpg
    PHOT0065.jpg
    99.2 KB · Просмотры: 380
  • PHOT0067.jpg
    PHOT0067.jpg
    124.8 KB · Просмотры: 418
  • PHOT0072.jpg
    PHOT0072.jpg
    77.4 KB · Просмотры: 397

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
4 года все из за глупости покупал масло в мотор у человека с 200 литровой бочки распродавал shell говорил для бензиновых двигателей. и я дурак брал как оказалось то для трансмиссии масло было но не чего теперь масла по запаху и цвету определяю

Добавлено через 6 минут 7 секунд
у меня вопрос кто набивал зеркало в цилиндрах до сборки мотора?

Добавлено через 3 минуты 59 секунд
вот так выглядит мой съемник клапана очень удобно честно других не видел но думаю они все такие

на фото мотор не мой просто донор
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
вот так выглядит мой съемник клапана очень удобно честно других не видел но думаю они все такие
Я делал из большой струбцины, получилось г...щще. Потом сварил из швеллера, по размерам, все отлично, работать таким просто кайф. :)
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
а фото в студию можно:)

Добавлено через 11 минут 24 секунды
вчера искал в магазинах поршня нашел но не купил взял 1 на примерку размер 81,88 Д.
вставляю его в цилиндр а он входит на половину юбка поршня входит свободно но только до пальца там и застревает. У меня вопрос что обозначает буквенная маркировка
 
Последнее редактирование:
Сверху