• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
это под последний ремонт что ли? думаю тяги чуть прибавится если питание нормальное а ресурс уменьшится ибо уже мясо и прочности там мало осталось
 

Виктор Тимоха

Общительный
Регистрация
28 Фев 2012
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
62
В общем разобрался я со своей бедой ,проблема была в нижней оси заслонок одна из них разболталась и жила своей жизнью на снятом казалось закрытой а на рабочем моторе от потока воздуха видимо открывалась вот такая мистика решилось все подтяжкой и установкой двух дополнительных дверных пружин на тягу газа , а так как на новых 135 карбюраторах низ другой ,я ставил со своего родного 126 ничего и не менялось, сейчас даже не ловко что вас всех ввел в заблуждение . Спасибо всем откликнувшимся за советы и поддержку.:blush2:
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Можно будет потом гильзы поставить. Растачивать меньше. Блок валяется, под 83, но растачивать надо через ремонт.
Я попытался расточить под 84, сразу вырвало при расточке короткую вставку из специального чугуна в верхней части цилиндра, т.к. стенка ее стала тонкой( был размер 83,5) после чего перегильзовал под стандарт.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
ребят, не гонитесь за объемом. сомнительная выгода при таких финансовых расходах. в общем смысла нет. за эти деньги лучше инозажигание поставить (благо расписано что, как и почем) или если основательно то инжектор ставить.
жирное ИМХО... если сравнивать расточку до 83-84мм + гемор с последующей перегильзовкой и тд и тп с установкой правильного зажигания, то думаю пользы и в тяге и в долголетии двигателя будет больше во втором случае.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
На 53 стояла поршневая, 93,5. С полной нагрузкой мотался по камчатке, у нас прямых нет, постоянно- подьем или спуск. Ходила изумительно. Третьей за городом почти не пользовался. Да, расход 33 литра, но его включаешь в расценку. Зимой на подьемах не шлифовал, на третьей в натяг, идет и не чихает. Блок все равно 83, так что гильзовать по любому.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Мужики подскажите!диск сцепления от газ-53 подходит на 52й двигатель или он больше по наружному диаметру? СРОЧНО!!!

От 53-го не подходит, а от УАЗа подходит и корзина и диск, можно лепестковое поставить вместо лапок.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Подходит по размеру и шлицам от обычных уазов, у них первичный как газоновский. Но учти он слабее. Если много возишь или на грунтовых дорогах и в грязь то не стоит.
За неимением 52 лучше обточить 53.
 

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Обтачивать придётся до первого ряда заклёпок?Нет уазовский ставить не рискну,да и корзину сцепления новую родную нашёл.Вчера скинул коробку снял сцепление,на корзине открутилась одна лапка.Лепестковая наверно была бы лучше,но такие наверно не выпускают на газ-52?Сильно свистел выжимной,шприцевал его все без толку.Когда снял поддон оказалось порван шланчик шприцовки,зато полный картер литола!ВОТ ТАК БЫВАЕТ!
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Лапки корзины 52 и уазовские одинаковые. Протачивается по крайний ряд заклепок. Диск ищи с шестью заклепками на ступице, с 4 долго не ходят, если по грязи ползать, вырывает ступицу.
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Мужики подскажите!диск сцепления от газ-53 подходит на 52й двигатель
Вот у меня стоит и корзина и диск от ГАЗ-53, корзина 53 на маховик впритык встала, центровал и пересверливал у мастера координатчика.
Патриот52, рекомендую Вам сразу переделать под 53-ю корзину, с карбюраторным движком получится неубиваемый вариант, особенно с лепестковой корзиной. :gaz_love:
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
А не возникает ли проблем , если например необходимо снять корзину или диск на машине, не снимая двигателя?
Я ставил эту корзину не снимая мотор, и каких либо серьезных проблем при этом не возникало.
 

Borodin

Общительный
Регистрация
31 Мар 2012
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
62
Доброго времени суток, уважаемые форумчане. у меня 2 вопроса: как извлечь седла клапанов и чем можно заменить втулки распредвала? буду благодарен за дельный совет.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Доброго времени суток, уважаемые форумчане. у меня 2 вопроса: как извлечь седла клапанов и чем можно заменить втулки распредвала? буду благодарен за дельный совет.
Извлечь то их при желании можно, а вот поставить, чтоб не вылетали потом- проблема! При их установке желательно использовать жидкий азот, да где его взять? У меня изза постоянно вылетающего седла один блок в металл ушел, что ни делал- оно постоянно выскакивало.А втулки распредвала можно заменить только втулками распредвала, они еще встречаются в продаже и на складах предприятий иногда попадаются, опять-же для их замены необходим расточной станок с оснасткой, а она не везде есть, и это начинает становится проблемой.
 

Дырявый глушак

Общительный
Регистрация
10 Дек 2010
Сообщения
76
Реакции
25
Баллы
94
еще можно использовать сухой лед - это замороженный углекислый газ в кубиках. его можно достать в продуктовых магазинах, где продают мороженое или на заводе мороженого. или еще где-то.
 
Сверху