• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Извините,скоро выложу, работы по горло,сезон,за месяц накатал 16000 км, каждые 8 тыс. меняю шатунные вкладыши, отдал для переделки в 1 2 маслонасоса, стальалюминиевых вкладышей пока не нашел. Еше из за износа подшибников заменил редуктор заднего моста, стоял 6,16, поставил 6,83, машина стала заметно тупее, но зато подьемы берет легче, всетаки отремонтирую зимой старый редуктор и потавлю его.

вот 1 фото

еще фото
 

Вложения

  • шпалы 2010 003.jpg
    шпалы 2010 003.jpg
    147.7 KB · Просмотры: 767
  • газ 51 2010 002.jpg
    газ 51 2010 002.jpg
    112.8 KB · Просмотры: 666
Последнее редактирование модератором:

Саня Борода

Общительный
Регистрация
9 Сен 2010
Сообщения
1
Реакции
1
Баллы
64
Добрый вечер всем. Спасибо за великолепную статью, которая уже в кое чем помогла хотя глобальных переделок пока не делал. Купил ГАЗ 5201 4 дня назад за смешные деньги на холодильной базе в Макеевке, за 3 дня отладил все что можно, где подкрутил, где поменял и залил, вчера своим ходом прекрасно доехли до шиномонтажки, поменяли передние колесики, и доехали назад, машинка простая как дверь, на базе газон простоял 3 года, завелся от прикуривателя на 3 раз, проехали по базе стал грется помпа сдохла, на жесткую сцепку и на контору в краматорск.
Двиг после промывки и замены масла полусинтетика 15-40, работает аки швейцарские часы, его неслышно практически. Кушаем МЕТАН аж 7 больших баллонов. Завтра есть план рвать когти на Днепропетровск, а там отпишу как себя вел аппарат. Просто самому игнтересно доедет ли
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
всем привет! Саня-Борода, очень интересно про метан на газ 52, потому как сам 15 лет метаню сначала на газ 53, затем на газ 3307, ну ненравится мне змз 511 хоть ты тресни! Так что непропадай, все твои отчеты о газ52 на метане внимательно буду изучать! Микхай, жму твою руку, удачи на кроссе! Спасибо за новую интересную тему!
 
Последнее редактирование:

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Подскажите, кому-нибудь удалось добится абсолютной герметичности клапанных крышек и полумесяцев поддона картера? Я перепробовал и фирменные пробковые прокладки, и герметик, и маслостойкую резину, все равно хватает на пару тысяч, не более, а потом все равно начинает потеть масло. Вот еще фото моего коня.
 

Вложения

  • газ 51 2010 013.jpg
    газ 51 2010 013.jpg
    98.4 KB · Просмотры: 872
  • газ 51 2010 010.jpg
    газ 51 2010 010.jpg
    78.6 KB · Просмотры: 731
  • газ 51 2010 015.jpg
    газ 51 2010 015.jpg
    119.9 KB · Просмотры: 980
  • газ 51 2010 018.jpg
    газ 51 2010 018.jpg
    95.3 KB · Просмотры: 658
Последнее редактирование:

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Масляный фильтр стоит от газ 5204 (полнопоточный со сменным фильтрующим элементом) элементы есть в продаже. По поводу газового экономайзера , чесно говоря без него не пробовал, проблем с ним пока не было
 

zas

Общительный
Регистрация
15 Апр 2009
Сообщения
14
Реакции
5
Баллы
64
задолбался искать инфу, роюсь полдня в инете как в помойке и не найду. требуется квалифицированный ответ на вопрос
1)рабочая температура двигла (кажется 80, но желательно точно)
2)какая модель датчика температуры работает в паре с указателем температуры ук145а
3)какой датчик присобачить для электрического вентилятора чтоб эти 80 градусов поддерживал
выручайте, пожалуйста
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
У тазика рабочая температура 90. Лучше от волги. Просто спроси в магазине какой нужен чтоб была такая то температура они сами обьяснят и дадут какой надо. Кстати у 402 двигателя рабочая Т тоже вроде 80.
 
  • Нравится
Реакции: zas

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
здравствуйте мужики! когда нашел ваш форум очень обрадовался!а то думал что мы одни с моей лошадкой остались на всем белом свете.

[off=Большие фото]
1678f840df44.jpg


f391afa6d7ce.jpg


62c78d4056a3.jpg


37fcfcc0ed74.jpg

[/off]

Добавлено через 27 минут 17 секунд
вот фотки моей красавицы,купил машину 9лет назад когда начинал строить дом и с тех пор мы с ней не расстаемся.встаю на колени перед этой машиной!настоящая рабочая лошадка для настоящих русских мужиков!на которых вся Русь держится!простая и надежная,РАНО НАС ЕЩЕ В УТИЛЬ СПИСЫВАТЬ!у меня вопрос к форумчанам.хочу перейти на полусинтетику 10w40(150руб литр)как и чем промыть двигатель?после работы на дизельном масле много отложений внутри движка.боюсь забьет масленые каналы.заранее благодарен за совет!
 
Последнее редактирование модератором:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Олег, когда своего мустанга на полусиньку переводил с минералки, то никакой промывкой непользовался, просто слил минералку на горячую, поменял фильтр и залил полусинтетику. Никаких последствий необнаружил.
 

GAZoman

Общительный
Регистрация
16 Июл 2010
Сообщения
53
Реакции
31
Баллы
95
Олег, когда своего мустанга на полусиньку переводил с минералки, то никакой промывкой непользовался, просто слил минералку на горячую, поменял фильтр и залил полусинтетику. Никаких последствий необнаружил.

Я заливал автол АС-8.даже на разлив ещё продают.На другое масло боюсь переходить да и зачем если исправно работает а вдруг давление заерундит да и цена другая.
Может кто и отвечал на этот вопрос по смене масла.:rolleyes:
 

GAZoman

Общительный
Регистрация
16 Июл 2010
Сообщения
53
Реакции
31
Баллы
95
Re: Неубиваемый мотор ГАЗ 52 и моторное масло

Здравствуйте, Друзья! Ребята, Вот несколько не хитрых советов при переходе на другой вид моторного масла из мира Автоспорта!!!

Наши Российские автогонщики плохое масло в двигатель лить не будут!

А если не гонщики,хорошие масла подделки есть и где есть такое масло.:rolleyes:
 

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
добрый день всем!мотуль это конечно круто,но боюсь по деньгам мало кто осилит.какая у него цена за литр?я пока полу синтетику попробую,тоже франция название не помню,бочковое .а что дизельное так сильно кольцам вредит?замерил компресию в цилиндрах от7,5до10 машина 9лет отходила на минералке.сегодня в магазине смотрел на добавку к маслу которая восстанавливает износ двигателя,кто нибудь применял?были улучшения?какие мнения?

Добавлено через 11 минут 52 секунды
сегодня был во всех автомагазинах по газонам никаких запчастей нет.может кто знает адрес интернет магазина который рассылает запчасти почтой?
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Привет. Со многим соглашусь у Михая за исключением одного. Не стал бы промывать промывкой. Если ты уверен что там хорошие отложения то промывка может только навредить. Были случаи когда поле промывки двигатель клинил.Все из за того что промывка сразу не может растворить толстые отложения, она их подмывает и те в свою очередь оторвавшись от своих мест могут забить масляные каналы, что приводит к клину. Если хочешь "отмыть" двигатель изнутри, то сливай родное масло на горячем двигателе, меняй фильтры и заливай новое. Если это полусинтетика, то сделаешь пару замен масла через тыщи 3, с заменой фильтра через полторы. По фильтрам сразу будешь видеть как проходит процесс отмывки. Сразу битум в двигателе не отмывается, нужно время, а вернее моточасы. Удачи!

Добавлено через 9 минут 39 секунд
Да и забыл. Все эти присадки типа с "восстановлением" это все развод на деньги. Подумай сам, разве можно восстановить маслом металл который отливали при тысячах градусов. При том восстановить в тяжелых условиях работы. А представь что если бы заливать такую присадку с новья, то вал наверное заклинил бы, потому что стал слишком жирным :)
 
Последнее редактирование:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Всем привет! Респект Микхаю! Верно бачит, лью в свой змз 513 полусиньку шелл 10 w 40 в синей канистре, и что сразу заметил при переходе с лукойла на шелл, это расход масла упал в два раза. За 15000 км пробега (от смены до смены масла) долив 2 литра. Еще бытует мнение, что мол, импортная полусинька разъедает резинки - брехня! Вот лукойл - да! Четвертый раз меняю масло, а под фильтром все резинки как новые! На лукойле же 10000 км и все резинки расплющенные. Так же и набивка на коренном отлично себя чувствует. Вобщем получается дешевле чем на лукойле.
 

Полтавчанин

Общительный
Регистрация
8 Ноя 2009
Сообщения
25
Реакции
14
Баллы
65
Олег Миронов!Есть ответ на Ваш вопрос о замене масла,тут на форуме отличная статья.Сейчас попробую ссылку вставить.
http://www.allgaz.ru/articles/dvig/polusmas21.php
И мне мой ГАЗон нравиться,может не такой ухоженный,но на ходу!
 
Последнее редактирование:

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
всем доброго вечера,полтавчанину спасибо за ссылку,век живи век учись!сегодня сменил масло минералку на синтетику,сменил фильтр.звук работы двигателя стал более ровным и мягким даже на высоких оборотах.совсем другое дело! заменил высоковольтные провода на силикон.по длине подошли от ваз-2110 "тесла" .огромная просьба к уважаемому "старому зимисту" постарайтесь сделать чертеж для переделки масляного насоса ,а то наш токарь без него даже разговаривать не хочет.буду осваивать синтетику обо всех впечатлениях напишу всем пока!
 
Сверху