• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

sander23

Общительный
Регистрация
26 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
20
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

В системе была красная и доливали красную.Но чувствую что будем все тормоза перебирать и заливать белую.
Привет мужики.
Давненько я сюда не заходил,со временем проблемы
Небольшой ЛИКБЕЗ по тормозам
Красная жидкость по научному --БСК
Забудьте,как о страшном сне(вчерашний день)
Слейте,промойте систему и залейте ДОТ(она,кстати совместима со всеми жидкостями-РОСЬ,НЕВА и Т.Д.)
Далее--не важно один вакуум,или два
Важно,что бы все работало правильно,и что б в системе не было воздуха
Для этого нужно правильно прокачать тормоза
В народе существует мнение---прокачку нужно делать от дальнего заднего колеса
по кругу,и потом вакуум
Так вот-- енто есть большое заблуждение
После того как выгнали воздух из главного тормозного --ПЕРВЫМ!!!--тщательно проганяем ВАКУУМ,а затем уже все остальное по кругу
Затем на домкрате подводите все колодки и наслаждайтесь самыми лучшими
в мире тормозами(при условии,конечно,что сменили все резинки в вакууме,
главном и в рабочих,и заодно проверив выработку на рабочих плоскостях циллиндров,которую можно определить даже проведя пальцем)
Если выработка большая--Ремкомплекта на долго не хватит
Поэтому меняйте все на новое
Прокачивайте правильно и все будет отлично работать
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Короче сегодня батя досконально перебрал передние цилиндры.Слева колодка вообще в паз не вставлена была,все промыл и одну колодку поменял.Жидкость кончилась и прокачать не получилось,да в принципе и некогда было.Я сегодня целый день как сайгак с болгаркой вокруг будки скакал.Наждачным кругом облупины с лишним слоем краски счищал.Обнажились старые надписи.Двумя слоями было написано техпомощь,сначала черной краской потом чуть ниже красной :) но слоем ранее.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

На короткой рессоры вроде тоже короче.Правильно?Если так то у меня длинная, рессоры длинные.Кстати коробка 53 стоит.Балдею.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

На короткой рессоры вроде тоже короче.Правильно?Если так то у меня длинная, рессоры длинные.Кстати коробка 53 стоит.Балдею.

Ну, а по документам газ5204 или газ5201?
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Батя сегодня разобрался с карбюратором.Оказалось что игла убита на нет аж болталась и резьбы не было,нитка намотана.Благо 2 карбюратора в запасе лежат и прям бошку поменял.Теперь красотаааа ни дыминки.Тока осталось на тягу проверить,нормально отрегулировать.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Если завтра с работы раньше дерну то куплю жидкость и в среду наверное будем прокачивать.Я все гадаю, какую жидкость все же залить?Докачивать красную или белую залить?Слыхал что белая быстрее резинки жрет.Особенно сделанные в прошлом веке для красной жидкости.Но у красной плотность и температуры кипения и замораживания не очень.Вот и гадаю.
 

Krest

Общительный
Регистрация
17 Июл 2009
Сообщения
27
Реакции
16
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Если завтра с работы раньше дерну то куплю жидкость и в среду наверное будем прокачивать.Я все гадаю, какую жидкость все же залить?Докачивать красную или белую залить?Слыхал что белая быстрее резинки жрет.Особенно сделанные в прошлом веке для красной жидкости.Но у красной плотность и температуры кипения и замораживания не очень.Вот и гадаю.

Не надо гадать. Если доливать, то только красную (БСК).

Чтобы залить белую (Роса/Нева и тому подобное), нужно слить всю имеющуюся тормозуху, промыть систему от остатков старой тормозной жидкости, поменять (или промыть спиртом) все резинки, и только тогда заливать новую.

Смешивать БСК и современные жидкости нельзя -- резинки съедаются именно из-за наличия смеси двух разных тормозных жидкостей.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

БСК сделана на основе касторого масла, поэтому смазывающие свойства у нее лучше, жару выдерживает на газоне без проблем, а вот при ниже -20 начинает превращаться в фарш, и при таких низких температурах у нас разбавляли ее спиртом.

Добавлено через 5 минут 28 секунд
Так что, Батат, для вашего климата БСК лучший вариант. Ну это конечно мое мнение.
 
Последнее редактирование:

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
16
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

У меня тоже БСК красная, прально Starik говорит, даже на этикетке написано предупреждение что возможна кристализация :) тока не помню при какой температуре. Проблем с разъеданием резинок у меня не было, машина зимой стоит по 5-6 месяцев, тормоза всегда нормальные, правда пришлось повозиться с регулировкой колодок.
Вот еще хотел спросить у людей которые эксплуатируются зимой.
Возможно этой зимой потребуется однократный выезд, кто что посоветует из опыта как завести машину при морозе после простоя? Книжку по этому вопросу читал, мож у кого есть какие хитрости? В системе вода.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Александру 84. Газует при нажатии на тормоз из-за прорыва диафрагмы в вакуумном усилителе, но убей - не помню большой или маленькой.

Добавлено через 1 час 52 минуты 46 секунд
У меня тоже БСК красная, прально Starik говорит, даже на этикетке написано предупреждение что возможна кристализация :) тока не помню при какой температуре. Проблем с разъеданием резинок у меня не было, машина зимой стоит по 5-6 месяцев, тормоза всегда нормальные, правда пришлось повозиться с регулировкой колодок.
Вот еще хотел спросить у людей которые эксплуатируются зимой.
Возможно этой зимой потребуется однократный выезд, кто что посоветует из опыта как завести машину при морозе после простоя? Книжку по этому вопросу читал, мож у кого есть какие хитрости? В системе вода.

А морозы какие в Курске?
 
Последнее редактирование:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ну тогда бери паяльную лампу, грей поддон( не забудь бензин подкачать), пролей хорошенько систему охлаждения горячей водой(при этом, чтоб вода текла из обеих сливных краников), заряди АКБ, лучше чтоб АКБ перед запуском хотябы сутки побыла дома, в тепле, после проливки дай постоять (отпыхнуть) мотору минут 15, (да, перед всем этим прокали свечи) ну и запускай, с подсосом.
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
16
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

В книжке написано завести двигатель а потом лить воду. Я вот думаю ничего ли при этом плохого не будет? Паяльная лампа мне не подойдет - все внизу в масле, боюсь погорю :)
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

На зиму, когда сольешь воду, прошабри электродом краник на блоке во время слива воды, ато зимой начнешь проливать водой, а она не польется из крана, прихватить может и кран и блок, когда воду сольешь на зиму, краники оставляй открытыми.

Добавлено через 6 минут 45 секунд
В книжке написано завести двигатель а потом лить воду. Я вот думаю ничего ли при этом плохого не будет? Паяльная лампа мне не подойдет - все внизу в масле, боюсь погорю :)

Вряд ли без проливки на холодную заведешь. Надо чтоб масло на стенках гильз разжижелось, чтоб поршня легко стали перемещаться по гильзам, да и смесь на горячую легко воспламениться.

Добавлено через 3 минуты 0 секунд
В книжке написано завести двигатель а потом лить воду. Я вот думаю ничего ли при этом плохого не будет? Паяльная лампа мне не подойдет - все внизу в масле, боюсь погорю :)

Можно и без лампы, но проливать тогда нужно от души!

Добавлено через 5 минут 2 секунды
Rif, а термостат стоит? Если стоит, то надо снять на зиму, иначе и пролить как следует не сможешь, да и радиатор прихватит, вообщем геморой словишь.

Добавлено через 2 минуты 49 секунд
Азат здорова! Как твои делишки? Как нога?
 
Последнее редактирование:

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
16
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Я если честно не знаю есть ли термостат или нет, я когда голову снимал и понятия не имел что его место в патрубке головы. А патрубок я этот и не трогал. Я чего и спрашивал про него ранее, что такое впечатление что его нет. Да и визуально я не помню чтоб там что то стояло. Я имел ввиду заливку воды в систему после того как заведешь. Без воды в системе завести а потом воду лить. Я вот думаю, не будет ли плохо помпе? Я пробывал его по нужде заводить без воды, он моментально греется, если лить воду, + в руках как говорится мухи... :), не треснет ли чего внутри от резкого охлаждения?
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Да зачем без воды заводить то? Я в армии буханку так заводил, в бокс не давали ставить и тосолу не давали, а горячей воды небыло. Сначала приду заведу, минуту поработает, глушу и бегу за хол.водой. Заливаю и быстрей завожу и то бывало прихватывало все, вот был геморой!

Добавлено через 40 минут 11 секунд
Проверить есть термостат или нет элементарно. Заведи на холодную(с водой), открой крышку радиатора и смотри в радиатор-есть циркуляция воды - нет термоса, если вода или тосол стоит на месте, значит термос стоит.
 
Последнее редактирование:
Сверху