• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

haritonov

Общительный
Регистрация
25 Апр 2011
Сообщения
21
Реакции
11
Баллы
65
1 ищем отверстие под штуцер на теплообменнике (у меня 068 117 021 B )
2 находим фрезеровку под гайку (она просаженна по отношению к корпусу
теплообменника)
3 без эмоций скребём в затылке

P.S.
У меня эта байда стоит больше месяца.
ДОВОЛЕН !
Спасибо за идею- mezernitsky !
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
1 ищем отверстие под штуцер на теплообменнике (у меня 068 117 021 B )
2 находим фрезеровку под гайку (она просаженна по отношению к корпусу
теплообменника)
3 без эмоций скребём в затылке
Заводская гайка, которая крепит теплообменник - шестигранник 24. Проточка в теплообменнике d30мм и сделана для плотного прилегания этой гайки.
143457169.jpg


Теперь морщим лоб, округляем глаза, ровняем извилины. :)
p.s. ты бы еще гровер туда подложил :rofl:
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Ни когда бы не подумал, что для прилегания гайки, необходимо было делать проточку или выштамповывать данное углубление. Эвон оно как....:smoke: Я тоже думал, что углубление для того чтобы гайка не гранями тёрла и рвала металл, а должен быть на штуцере отлив. А оказывается, так гайка наоборот лучше прилегает. Пошёл курить...:smoke:
 

Поехали

Бывалый
Регистрация
20 Мар 2008
Сообщения
1,827
Реакции
1,871
Баллы
395
Ковырял екзист на предмет фильтров диаметром от 90мм и высотой не более 80 мм:

Fram PH3950
Высота, мм 78
Диаметр, мм 95

Bosch 0 451 001 181
Высота, мм 61
Диаметр, мм 88

Mann W 914/24
Высота, мм 70
Диаметр, мм 96

Filtron OP 536
Высота, мм 82.5
Диаметр, мм 90

Больше не искал, хочу заказать фрам...
 

haritonov

Общительный
Регистрация
25 Апр 2011
Сообщения
21
Реакции
11
Баллы
65
Gut !
Не обратил внимание что у вас шестигранник меньше моего
У меня на 27 и вылазит за габарит
Извиняюсь за беспокойство !

Гровер- это смешно !!! ХА-ХА
Сами придумали ?
 
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Ковырял екзист на предмет фильтров диаметром от 90мм и высотой не более 80 мм:

Fram PH3950
Высота, мм 78
Диаметр, мм 95

Bosch 0 451 001 181
Высота, мм 61
Диаметр, мм 88

Mann W 914/24
Высота, мм 70
Диаметр, мм 96

Filtron OP 536
Высота, мм 82.5
Диаметр, мм 90

Больше не искал, хочу заказать фрам...

А резьба у них какая? 20х1.25 или дюймовая?
 

GothicWey

Завсегдатай
Регистрация
15 Сен 2010
Сообщения
1,369
Реакции
311
Баллы
245
Я тут возился с двигателем... Пытался поставить термоклапан.. Выкрутить родной штуцер не получилось.. Раскажите процесс выкручивания на не снятом двигателе...
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
Я тут возился с двигателем... Пытался поставить термоклапан.. Выкрутить родной штуцер не получилось.. Раскажите процесс выкручивания на не снятом двигателе...
ну удлиненная головка, вороток и снизу приложить усилие :) На двух моторах, туговато, но открутилось. Головку использовать шестигранную, многогранной можно зализать грани штуцера, если не ошибаюсь на 24 или 25. Ставил тегмоклапан в прошлом году, так, что могу ошибиться.
На эти выходные запланирована замена масла с установкой теплообменника.

П.С. может не надо ставить термоклапан, а сразу поставить теплообменник? :)
 

GothicWey

Завсегдатай
Регистрация
15 Сен 2010
Сообщения
1,369
Реакции
311
Баллы
245
komandr, На теплообменник денег нету, а термоклапан валяется)) Пробовал головкой длинной она у меня слетает и все... Хотел газовым ключем но в виду усталости забил)))
А еще весь гаражный коллектив меня разубеждал ставить масляный радиатор...
 
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
Разница ощутима. Особенно в пробках в жару. Но честно говоря, судя по сильному разжижению масла, всё же радиатора недостаточно. :rolleyes: П.С. Сейчас виско залито, оснований не доверять ему нет...
 
Последнее редактирование модератором:

Поехали

Бывалый
Регистрация
20 Мар 2008
Сообщения
1,827
Реакции
1,871
Баллы
395
Ковырял екзист на предмет фильтров диаметром от 90мм и высотой не более 80 мм:

Fram PH3950
Высота, мм 78
Диаметр, мм 95

Bosch 0 451 001 181
Высота, мм 61
Диаметр, мм 88

Mann W 914/24
Высота, мм 70
Диаметр, мм 96

Filtron OP 536
Высота, мм 82.5
Диаметр, мм 90

Больше не искал, хочу заказать фрам...
Получил сегодня оба фильтра, фрам и фильтрон. Итог таков- фильтрон - в топку. А вот фрам - то что нужно!! Он по ширине кольца один в один как родной волговский фильтр. Резинка будет ложиться как надо. Плюс резьба у него находится в углублении, что решает проблему с затягиванием фильтра. Короче, "выбор редакции" :haha:
Фильтрон кстати говоря, почти такой же как я купил в ближайшем магазе, топфилс. В топку короче.
 

haritonov

Общительный
Регистрация
25 Апр 2011
Сообщения
21
Реакции
11
Баллы
65
UFI 23 419 00 тоже не плох
резинки 62-72,клапан открывается при 1,5 ,правда длинна 70 мм
Меняю фильтр через 5000 км ,получается три раза до замены масла.
Небольшой габарит позволяет легко и без проблем залезть и поменять не проливая не капли (тесновато там для моей руки)
 
Последнее редактирование:

JSP

Постоялец
Регистрация
2 Янв 2010
Сообщения
114
Реакции
83
Баллы
110
На прошлой неделе был в Ростове, целый день пробки, жара, пух(ростовчане знают!).
Система работает замечательно!!!
Давление масла на ХХ стабильное, от окружающей температуры и от пробок не зависит абсолютно!!! Карлсон правда молотил будь здоров!

Кто сомневается в размере фильтра, сходите на любую техстанцию и поприсутствуйте на смене масла- Тойота Камри, Лексус и т.д.-фильтр размером с рюмку для коньяка, в руках теряется, и это на моторах 3 и более литров!
 
Последнее редактирование:

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
Кто сомневается в размере фильтра
спор не про размер фильтра, а о диаметре резинового уплотнительного кольца. Пусть фильтр будет высотой 50мм, но диаметры кольца внутренний 64мм, наружный 74мм и все будет гуд.

Если учесть, что фильтр работает только при давлении не выше 0,8бар, а в некоторых случаях 1,5бар, то разници в объеме его нету :)

В стандартном фильтре перепускной клапан открывается при 0,8бар., на хх давление масла 1,5-1,8бар., перепускной откроется и все масло пойдет не через фильтр, а напрямую через перепускной клапан. Вот по этому нету никакой разници в сроках эксплуатации фильтра. Можно менять его хоть через 1000км хоть через 15000км., результат будет тот же...:smoke:
 
Сверху