• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

Alr

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
61
Реакции
18
Баллы
85
Всем спасибо за отзывы,
Alr, на теплообменнике будет заужение магистрали с 18(20) шланга на 16
на счет заужения магистрали до 16 мм - это я так понимаю, вы имеете ввиду сам теплообменник на 16 идет?... а они разве не разные бывают?... у топикстартера, как я понимаю, патрубки теплообменника вообще на 20 или заужение будет это из-за крана МАЗовского (к сожалению не нашел информации о его проходном сечении)???
На данный момент у меня вся магистраль отопителя на 18, а вот кран керамический стоит на 16 (так уж вышло). Зима нынче морозная была за -30 несколько недель держалась температура, но проблем я не испытывал в принципе, разве что на скорости на трассе, но!!!!! при этом машина эксплуатировалась без "намордника" и соответственно на трассе температура ОЖ падала градусов до 70 и становилось несколько не "комильфо", однако вентилятор на 2 скорость и ехать можно, тем более, что далеко по трассе ездить не приходилось. А в городе ни разу не замерз и печка по большей части на 1 скорости. Так теперь я в помощь печке хочу еще и эл. помпу установить, ну и "намордничек" заимею пожалуй на лютые- то морозы, для трассы, если придется ехать куда :)

Добавлено через 5 минут 22 секунды
Электрический привод крана перспективнее: вот захотите, например, через пару лет установить кондиционер или просто печку 31107, а кран опять менять придется. ;)

электрокран газелей славится ненадежностью, от инок, конечно можно присмотреть, но дорого, да и .... как бы это выразиться, кондей я вряд ли ставить буду, у меня к ним особое отношение, дабы не флудить особо выскажусь так: его надобность на автомобиле считаю не очень востребованной, а порой он даже вреден ИМХО конечно, ведь каждый выбирает по себе :) А так большое спасибо всем за участие, очень приятно читать комментарии и дельные замечания :)
 
Последнее редактирование:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
электрокран газелей славится ненадежностью,
Даже если его менять раз в год, то 350р (даже если и 500) не такая уж и потеря.
Зато каждый год - новая деталь в машине. ;)
 

Roket

Общительный
Регистрация
3 Мар 2013
Сообщения
80
Реакции
16
Баллы
64
Последнее редактирование:

Alr

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
61
Реакции
18
Баллы
85
Зато каждый год - новая деталь в машине.
Ценю Ваше чувство юмора, а если серьезно, то все-таки предпочту в моем случае механический кран, для него трос уже протянут, так что ничего дополнительно мудрить не надо, только кронштейн для установки на крыло, ну и патрубок придется придумать к этому крану, так как один отвод с резьбой. Электроклапан - это если действительно кондей ставить....

да, были случаи возгорания.
Ну обычно они текут, Вам видимо не повезло гораздо больше......
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Добрый день Господа! Тема немного затихла. Сегодня установил охладитель. Схема по воде - подключил последовательно с линией подогрева дроссельной заслонки. Хорошо сделал или плохо пока сказать не могу.
За то, изменения по давлению увидел. На холостом не падает менее 2.5 кгс/см2, а на 3000 и выше оборотах поднимается до 4.5-5 кгс/см2, даже как-то раскручивать мотор боязно.
«Я думаю просто двигатель обалдеет от такого внимания к нему».
Неужели, такое большое сопротивление штатного фильтра. А что будет зимой?
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Неужели, такое большое сопротивление штатного фильтра. А что будет зимой?
Все фильтры имеют встроенный клапан, открывающийся при увеличении сопротивления фильтра. Иногда этот клапан встраивают не в фильтр, а в систему смазки, но он есть всегда. Поэтому, рассуждать о сопротивлении штатного фильтра не стоит. Если у Вас приподнялось давление, то это, возможно, результат охлаждения масла. Возможно, оно у Вас работало в перегреве. Могут быть и еще варианты, но судить на расстоянии трудно.
 

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
Мои пять копеек.
Я с нетерпением ждал прихода жары и дождался. В пробках я забыл что такое перегрев двигателя. Самое главное, что до установки теплообменника в моменты перегрева наблюдалась нестабильная работа двигателя:
после малой порции газа обороты хх падали в 0 и двигатель мог заглохнуть
при трогании приходилось давать газу много и резко, т.к. в противном случае возникало ощущение, что пытаешься пересилить ручник...

теперъ всего этого нет и масло перестало лезть с передней крышки.

кстати, вентилятор работает реже, а не чаще, хотя я максимум при+28-ми ездил.

вся эта манна имеет место при помытом подкапотном пространстве и двигателе.

система установлена параллельно печке в салоне.
 

KillFlash

Завсегдатай
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
294
turbinf, ездил зимой на масле ZIC 0w30, после пробега в 5 тысяч км когда двигатель поработает под нагрузкой (из сугроба помог выбраться кому-либо, на оборотах больше 4000 покатался и т.д.) на холостых пару минут подмигивала лампочка давления, к пробегу в 8 тысяч км начало пабать давление на горячую (на трассе вместо обычных 3 очков только 2,5)
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
turbinf, ездил зимой на масле ZIC 0w30, ..... 8 тысяч км начало пабать давление на горячую (на трассе вместо обычных 3 очков только 2,5)
Это объяснимо. Во первых масло 0w30 как минимум синтетика и класс не ниже SL или SM, с пакетом серьезных присадок. Моющие присадки при повышенных оборотах отмыли отложения в каналах и зазорах, а фильтр наоборот забился вот и описанный результат. Это я проходил. Здесь решение очень простое, менять фильтр, масло можно не менять и все встает на свои места.
 

KillFlash

Завсегдатай
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
294
turbinf, поправлю

Во первых масло 0w30 как минимум синтетика и класс не ниже SL или SM
ZIC 0W-30 масло полусентетическое класса SM
http://www.skzic.ru/oil/gasoline/0w/

Моющие присадки при повышенных оборотах отмыли отложения в каналах и зазорах, а фильтр наоборот забился вот и описанный результат.
Тут вы тоже несовсем правы.
Маслянный фильтр (MANN-FILTER W 75/3) у меня зимой стоял от Рено Логан, ввиду его маленького размера я менял его раз в 5000км.
Двигатель внутри довольно чистый, так как эксплуатируется в основном на пропане (до 4000км масло довольно светлое)
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Как думаете, если перейти на масло с вязкостью 5W30, есть смысл? Кто ездил с такой вязкостью масла.
Хотелось бы узнать каков глубинный смысл применения таких масел?
1 - масла ZIC (по крайней мере продающиеся у нас) у меня вызывают самые глубокие подозрения.
2 - у прогретого до рабочей температуры мотора масла 0W30 и 5W30 имеют абсолютно одинаковую вязкость. Отличаются они вязкостью при низких температурах и то это ощущается на морозах более - 25.
3 - открою "тайну" все мои машины ездят на 10W40 в любую жару и в любой мороз и никаких головных болей, более того, кажись, и завод рекомендует именно такую вязкость для 406....:)
 

KillFlash

Завсегдатай
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
294
Хотелось бы узнать каков глубинный смысл применения таких масел?
Лично я его использовал как раз из-за вязкости при низких температурах и так как мотор пореблял 1 литр масла на 1000км небольшом ценнике (720р).
А также допустимость использования масел такой вязкости.
http://www.automn.ru/gaz-31105/gaz-33235-10.m_id-4160.m_id2-4182.html
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Хотелось бы узнать каков глубинный смысл применения таких масел?
Совершенно верно завод рекомендует именно 10W40. Смысл перехода на менее вязкое масло обусловлен результатом установки охладителя. Такого давления масла в двигателе я не видел даже в - 30 мороза, причем там при прогреве оно падает, а здесь стабильное на прогретом двигателе. Я ни чего не разорву? Конечно 4,5-5 кгс/см2, в абсолютной величине, не много. Самое слабое место это корпус фильтра и как себя поведут гидронатяжители цепи?
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Значение давления масла я вижу конечно только по приборной панели. Можете не говорить, что этот прибор не поверен и не сертифицирован. Согласен, что редукционный клапан должен отработать, но скорее всего он так долго находился в спящем режиме, что сейчас и не хочет стравливать. Хуже будет если откроется и потом не сядет. Не буду дальше страшилки придумывать.
 
Последнее редактирование:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Не буду дальше страшилки придумывать.
И правда, не надо страшилки придумывать... фильтр раздувает при давлении более 15 атм. И то фильтр на фильтр не приходится. Клапан должен срабатывать при 4-4,5 и практически нет условий, чтобы он не сел на место. Иногда, поршень клапана может выбить ступеньку в канале, которая может не давать ему открываться, но на ГАЗ я такого не встречал. А вот чтобы не дала закрыться... это только от какой-то самодельщины может быть, а так .... никогда не встречал.
Значение давления масла я вижу конечно только по приборной панели
А вот это настоятельно советовал бы перепроверить обычным манометром. волговские датчики так нахально врут, при этом могут начать врать ни с того, ни с сего мгновенно. так, что все Ваши радости могут несколько поумериться. Проверьтесь, на всякий случай.
 
Последнее редактирование:

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Сверху