• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,644
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,921
Реакции
3,804
Баллы
879
Ох уж эти знатоки - не зная человека спешат делать выводы и считают себя всегда умнее. Я удивлён от такого отношения к жизни и другим людям.

P.S. На выпуске 20* было.
Ну, так напишите полностью данные. Вы сами о себе создаёте впечатление соответствующее.
 

Стас Ск

Общительный
Регистрация
23 Мар 2017
Сообщения
196
Реакции
16
Баллы
79
Есть 3102 406. Все свои 249 000 пробегала с эбу СОАТЭ 302.3763 000-03 программа G2Z62P01 . При диагностике выяснилось, что коэффициент барокоррекции -128, что свидетельствует о плохом состоянии ДМРВ. Периодически вылазила ошибка 13 , но чек не горел. Холостой ход 900- 1100 последнее время, . Машина едет нормально. При отключении лямбды холстой ход приходит в ному, но чек НЕ горит при этом , и ошибка не выскакивает, а при отключении адсорбера чек и ошибка проявляются. По случаю у меня появился эбу ИТЭЛМА VS 5.6 406.3763 000-01 ПО 438F62 (без лямбды и адсорбера) , сегодня я его подключил , и , холостые норма, и самое главное коэффициент барокоррекции 0 ! Значит ДМРВ нормальное?! Машина побежала шустрее прям. Вопрос : получается СОАТЭ глючит ? И ещё, когда раньше использовал самодиагностику с перемычкой, то после того как лампочка отмигивала ошибки, то она продолжала мигать как поворотник до бесконечности. Бывает и заводится только со второго раза. У кого какие соображения?
Добавлено:
На СОАТЭ машина на второй без газа бежала быстрее, чем надо. На ИТЭЛМЕ нормально, но когда совсем замедляется начинаются рывки.
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,921
Реакции
3,804
Баллы
879
При диагностике выяснилось, что коэффициент барокоррекции -128, что свидетельствует о плохом состоянии ДМРВ.
В шоке немного,если честно.:oops:С чего взяли?Непонятно.
При отключении лямбды холстой ход приходит в ному, но чек НЕ горит при этом , и ошибка не выскакивает, а при отключении адсорбера чек и ошибка проявляются.
Отключена выша лямбда в этом ЭБУ,видимо.
Вопрос : получается СОАТЭ глючит ?

Не исключено.Особенно,учитывая возраст авто и пробег.СОАТЭ относительно рано начинает "терять" свои свойсва.
И ещё, когда раньше использовал самодиагностику с перемычкой, то после того как лампочка отмигивала ошибки, то она продолжала мигать как поворотник до бесконечности. Бывает и заводится только со второго раза. У кого какие соображения?
Не забивайте себе и форуму голову малозначимыми нюансами самодиагностики разных ЭБУ.Так и должно быть.
На СОАТЭ машина на второй без газа бежала быстрее, чем надо. На ИТЭЛМЕ нормально, но когда совсем замедляется начинаются рывки.
На блоках с прошивками без лямбды полезно "покрутить" коэффициенты топливоподачи,возможно смесь бедновата на ХХ и переходных режимах.
 

KillFlash

Завсегдатай
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
294
На СОАТЭ машина на второй без газа бежала быстрее, чем надо. На ИТЭЛМЕ нормально, но когда совсем замедляется начинаются рывки.
Не сокращайте жизнь мотору ездой на ХХ
 

Стас Ск

Общительный
Регистрация
23 Мар 2017
Сообщения
196
Реакции
16
Баллы
79
Прочитал всю ветку, и выяснилось , что раньше тоже были случаи с СОАТЭ : коэффициент барокоррекции именно -128. Видно это глюк. ИТЭЛМА явно лучше работает . Теперь иногда появляющиеся рывки на малых оборотах убрать бы. RCOD был 0,059 , я поставил 0,023 вроде лучше стало.
 

павел гусев

Общительный
Регистрация
12 Дек 2018
Сообщения
133
Реакции
88
Баллы
89
Сверху