• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Нее! Сначало задай средние обороты (1000-1200), затем сними трубку, если обороты упадут, сделай пораньше и так до тех пор, пока трубка перестанет реагировать, (когда ее подсоединяешь и отсоединяешь), вот после этого момента сдвигай трамблер на 2 деления в сторону позднего зажигания. Затем, для контроля, если отсоединить трубку(при этих же оборотах), то обороты должны упасть, а при подсоединении трубки, снова подняться, но повторюсь, все это на средних оборотах (1000), т.к.регулятор работает только на частичных нагрузках, на холостых и больших нагрузках он не задействован.

Добавлено через 15 минут 36 секунд
Извиняюсь, для проверки обороты нужно задавать 750-800, т.е.малые. Просто давно с регулятором не связывался, а седня в свой газон занырнул, перепроверил, по тахометру 750-800.
 
Последнее редактирование:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Батат, ты спрашивал подключать ваккум.автомат? У меня тоже отключен, раньше выставлял, месяц поездишь, опять сбои начинаются, плюнул, заглушил дырку на карбе, сдвинул трамблер на одно деление пораньше и езжу - не тужу.
 

Полтавчанин

Общительный
Регистрация
8 Ноя 2009
Сообщения
25
Реакции
14
Баллы
65
Доброе время суток!Извините,что врываюсь со своим вопросом.У меня на 52 постоянно вылетает четвертая передача.Езжу с рогатиной,может кто то ,подскажет в чем может быть проблема.,?
И еще,слышал,что на 52 можно поставить КПП с 53.Вопрос-кто то делал,и как,?
спасибо!
 

Полтавчанин

Общительный
Регистрация
8 Ноя 2009
Сообщения
25
Реакции
14
Баллы
65
Есть отсканированные книги по ГАЗ-51,как выложить на форуме,может кому интересно будет почитать.
Регулировка грузовых автомобилей ГАЗ.Москва 1962 г.
Автомобиль ГАЗ-51 регулировка и ремонт Москва 1950г.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
У меня на 52 постоянно вылетает четвертая передача.Езжу с рогатиной,может кто то ,подскажет в чем может быть проблема.,?
И еще,слышал,что на 52 можно поставить КПП с 53.Вопрос-кто то делал,и как,?

У меня тоже была такая "проблема", решается очень просто, как написал Батат, заменой шестерни 4-й передачи!

Добавлено через 1 минуту 43 секунды
Есть отсканированные книги по ГАЗ-51,как выложить на форуме,может кому интересно будет почитать.
Регулировка грузовых автомобилей ГАЗ.Москва 1962 г.
Автомобиль ГАЗ-51 регулировка и ремонт Москва 1950г.
По поводу форума не знаю, думаю мне б приголилась!!!! Кинь на ящик ... zmey_x@ukr.net
 
Последнее редактирование:

кудрявый

Общительный
Регистрация
9 Ноя 2009
Сообщения
7
Реакции
0
Баллы
62
Добрый день всем. Осталось мне наследство от отца ГАЗ-52-04, машина в неплохом состоянии (сам лично под ней валялся с ремонтом), но возникли проблемы с карбюратором, я достал ремкомплект и всё заменил - работать движок стал лучше, но расход сумасшедший (почти 30 литров жрёт). Может у кого есть опыт регулировки или замены карбюратора на что-то более экономичное - поделитесь пожалуйста. Карбюратор установлен родной К-126И.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
возникли проблемы с карбюратором, я достал ремкомплект и всё заменил - работать движок стал лучше, но расход сумасшедший (почти 30 литров жрёт). Может у кого есть опыт регулировки или замены карбюратора на что-то более экономичное - поделитесь пожалуйста. Карбюратор установлен родной К-126И.

Писать тут надо много! )))) Сам маялся с карбом довольно таки долго ...... В первую очередь проверь иглу, держит ли она, и выставь уровень поплавка, надеюсь как это делать ты вкурсе! После чего отрегулируй винты "количества" (зажми до упора после чего выкрути каждый на 2,5 оборота при этом смесь будет обогащенной.... Это самое элементарное, что нада сделать для уменьшения расхода...... Кстати не поленись прочитай всю тему "Неубиваемый мотор" там про это много че написано!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Есть еще другой вариант. Выкидываешь 126 ой вместе с коллектором и ставишь однодырый набор. Все регулируется одной иглой :D

Добавлено через 3 минуты 12 секунд
Кстати никому в продаже не встречались рем комплекты на 22 карб? Мой на 52 совсем плохой. Поехали за зерном и встали по дороге. Бензин не идет в карбюратор. Думали насос. Ан нет. Пришлось с 51 снимать.

Добавлено через 6 минут 23 секунды
Вопрос ко всем. У 2дырого коллектора между дырами есть перегородка или нет? Есть задумка со временем поставить 151с или нивский солекс.
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Кстати никому в продаже не встречались рем комплекты на 22 карб? Мой на 52 совсем плохой. Поехали за зерном и встали по дороге. Бензин не идет в карбюратор. Думали насос. Ан нет. Пришлось с 51 снимать.

Добавлено через 6 минут 23 секунды
Вопрос ко всем. У 2дырого коллектора между дырами есть перегородка или нет? Есть задумка со временем поставить 151с или нивский солекс.


Есть перегородка! А вот по поводу установки другого агрегата, я уже давно прям мечтаю, так что если есть идеи прошу озвучить!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавлено через 40 секунд
Batat на однодыром наборе не прёт совсем, уже ребята экспериментировали - только на подсосе и ездишь. И где экономия?

Полностью солидарен!
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Не тянет говоришь. А по сколько грузили?Как регулировали? :D на своем 51 таскали 53 с двухметровыми бортами груженый гранулированым комбикормом с бугром.Сам не выдержал, двигатель заклинил пришлось тащить. Выходили даже на 4 скорость, тока в подъем пришлось на 3.
 

кудрявый

Общительный
Регистрация
9 Ноя 2009
Сообщения
7
Реакции
0
Баллы
62
Не тянет говоришь. А по сколько грузили?Как регулировали? на своем 51 таскали 53 с двухметровыми бортами груженый гранулированым комбикормом с бугром.Сам не выдержал, двигатель заклинил пришлось тащить. Выходили даже на 4 скорость, тока в подъем пришлось на 3.
Мне помнится ездил я на бензовозе 52-ом с однодырым коллектором, бочка стояла всего на 1,5 тонны, так это был кошмарный сон пока доезжали до базы, любой подъём на 2-ой передаче выезжали.
 

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
ВСЕМ РОБЯТАМ ПРИВЕТ!

По сути, проблема не в типе карбюратора, а в проходном сечении жиклеров.
Слава СССР, тогда все было гениально стандартизировано! :thankyou:

На коллектор мотора ГАЗ 52 "встает" любой двухдырый карбюратор. Даже "москвича" подойдет, только тянуть не будет.
Неплохо работает карбюратор ЗИЛа 130, правда, немного тросик газа по-другому крепиться и штуцер бензопровода с другой стороны. Расход бензина может, ну, самый чуть больше. Зато на максимальной нагрузке валит как танк! :ok:

Под карбюратором у ГАЗ 52 стояли родные смесе-направляющие втулки. Они направляют поток смеси на медную пластину, подогреваемую снизу выхлопными газами, для более полного испарения бензина и однородной смеси. Особенно важно эта функция в зимнее время.
Некоторые водилы эти втулки выбрасывают, мол, лишнее сопротивление потоку, а зря - смесеобразование тогда хуже, сгорает бензин не полностью, повышается токсичность.

У форсированного мотора "ЗИМа" (крутит до 3600 оборотов) стояли направляющие втулки более хитрой конструкции. Такие же втулки, но снабженные пружинными лепестками. На малых оборотах лепестки прижаты и смесь полностью направлена на подогрев. На больших оборотах лепестки отгибаются от воздействия воздушного потока и смесь поступает минуя подогрев, при этом уменьшается сопротивление всасыванию. При больших оборотах подогрев смеси даже вреден, поскольку температура в камерах сгорания достаточно высокая.

Все это хитроумие, включая также двухпоплавковый замудренный карбюратор, при езде на "ЗИМе" оборачивается более мягкой и экономичной работой мотора. Вообще, мотор ГАЗ 52 на "ЗИМе" неузнаваем - типичный мотор представительского класса :whistle2:
 

Полтавчанин

Общительный
Регистрация
8 Ноя 2009
Сообщения
25
Реакции
14
Баллы
65
http://files.mail.ru/YFN1WT
http://files.mail.ru/9B9Z2K
http://files.mail.ru/UXFR7J
Книга по ГАЗ-51
не знаю,так можно-или нет.Вышли мне свою про карб.alfar8@mail.ru

Добавлено через 1 минуту 51 секунду
Это я Александр_84 написал-еще не освоился как тут правильно пользоваться всем
 
Последнее редактирование:
Сверху