• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

Красная Молния

Постоялец
Регистрация
9 Ноя 2009
Сообщения
324
Реакции
333
Баллы
165
усе разобралса. ;)
а троить потом перестал после как форсы снял промыл :) хотя перед снятием их попробовал как они сидят - вращались при среднем усилиии. после как собрал и протянул "трояк" прошел...
 

Евгений FOX

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2010
Сообщения
154
Реакции
70
Баллы
110
А какие пробовал?
Тестер + последняя версия там вообще идет сразу три версии для разных блоков. Для Микаса 7.1 - 302,
СКАНМАТИК, АВТОАС СКАН. Поиск рулит.

VAG-COM-RUS; Мотор-тестер 1.2.0.6; Сканматик; Тестер+(разных версий); MYTESTER GAZ; АВТОАС-СКАН; Diagnostic Tool; АвтоТестер; Осталась еще одна прога которой не тестил - Мотор-мастер. Так что кто сможет поиском найти с меня пиво. Меня уже тошнит, перелопатил куча сайтов куча прог. Если бы еще ноут был бы, а то таскать стационарный в гараж геморно.
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
VAG-COM-RUS; Мотор-тестер 1.2.0.6; Сканматик; Тестер+(разных версий); MYTESTER GAZ; АВТОАС-СКАН; Diagnostic Tool; АвтоТестер; Осталась еще одна прога которой не тестил - Мотор-мастер. Так что кто сможет поиском найти с меня пиво. Меня уже тошнит, перелопатил куча сайтов куча прог. Если бы еще ноут был бы, а то таскать стационарный в гараж геморно.

С сайта http://chiptuner.ru/content/diagnpc/
TESTER PLUS - Диагностика ЭСУД "СОАТЕ"
Freeware программа для диагностики новых блоков СОАТЭ (ГАЗ) ЗАО "СОАТЭ" г. Старый Оскол ЭБУ 301.3763 - ЗМЗ 4062.10 с датчиком массового расхода воздуха нитевого типа. ЭБУ 302.3763
Для диагностики новых блоков VS 5.6, устанавливаемых на а/м ГАЗ существует несколько другая версия данной программы, хотя и с тем же номером (1.0.2.9), но расширенным количеством диагностируемых ЭБУ, несколько другим интерфейсом и не требующая инсталляции. Сайт производителя http://www.testerplus.narod.ru
Качайте пробуйте.
 
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195

Евгений FOX

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2010
Сообщения
154
Реакции
70
Баллы
110
С сайта http://chiptuner.ru/content/diagnpc/
TESTER PLUS - Диагностика ЭСУД "СОАТЕ"
Freeware программа для диагностики новых блоков СОАТЭ (ГАЗ) ЗАО "СОАТЭ" г. Старый Оскол ЭБУ 301.3763 - ЗМЗ 4062.10 с датчиком массового расхода воздуха нитевого типа. ЭБУ 302.3763
Для диагностики новых блоков VS 5.6, устанавливаемых на а/м ГАЗ существует несколько другая версия данной программы, хотя и с тем же номером (1.0.2.9), но расширенным количеством диагностируемых ЭБУ, несколько другим интерфейсом и не требующая инсталляции. Сайт производителя http://www.testerplus.narod.ru
Качайте пробуйте.
читал я это и ссылка на сайт народа не работала, а вот эту загадочную прогу с таким же номером так и не нашел нигде.
 

Евгений FOX

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2010
Сообщения
154
Реакции
70
Баллы
110
Может быть Мотор-Тестер?!Полно в гугле.
А зачем он?Есть более простые программы со всеми параметрами которые требуются при диагностике.

А вот более простых и не простых не нашел. Вот просьба хоть одну рабочию ссылочку из гугла.
 

Вложения

  • Безимени-1000.jpg
    Безимени-1000.jpg
    127.5 KB · Просмотры: 46

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Эта программа продаются с USB ключём и дополнительным оборудованием... в одни руки за деньги.Без ключа она работать не будит.Устанавливать её нет смысла.
Вот по ссылке сайт разработчик Мотор-мастер.
http://motor-master.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=52

Цена 3990 р.
Это вам не нужно.
Пользуйтесь gaz_diagn или Auto-Tester_2.7 бесплатно!!!
 
Последнее редактирование:

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Евгений FOX Автору TESTER PLUS не пробовал написать? Там вроде в проге мыло есть.

Добавлено через 1 час 4 минуты 23 секунды
Версия в архиве 7.rar точно отличается интерфейсом от остальных.
picture.php

Без установки.

picture.php

С установкой
 
Последнее редактирование:

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
В программировании не силен, когда в школе и универе учился компьютеры были чем-то сродни НЛО. В смысле не было их вообще, кроме НИИ.
Правда, что такое Си и Дельфи знаю.
Я разместил скрины к тому, что действительно две проги под одним номером версии имеют разные интерфейсы и возможно одна из них, как написано в цитате моего предыдущего поста, подойдет для Ителмы.
Не знаю помогло или нет с этой Ителмой vs 5.6.
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Евгений FOX

Вот нашел по Твоей Ителме VS 5.6 "ЭБУ VS 5.6 - руководство по эксплуатации" http://avtomax.su/?q=node/14 Там несколько страниц с описанием параметров и т.д.
 

Volgawagen

Старожил
Регистрация
12 Июн 2010
Сообщения
5,234
Реакции
1,505
Баллы
695
Подскажите кабель связи с компьтером??? , сконектить с Волгой (Ителма vs5.6) и Микас если поменяется эбу,
В инете хочу заказать, к примеру есть кабель (Кабель для диагностики автомобиля OBDII V600 USB для VW/Audi/Skoda)
http://micro4ip.com/node/82594
который по отзыву Волговода с Драйв2 точно соединяется с Волговским эбу под 406двс. Этот кабель в последнюю, очередь если второй кабель описанный ниже не работает с Волгой. И может кто видел,где без заказа продают именно эти модели конекторов?


Но увидел ещё одну коробочку(Устройство для диагностики автомобиля ELM327 USB OBD-2)
http://micro4ip.com/node/16845
вроди более расширенную/универсальную... ,но вот не могу понять можно ли её подсоединить с Ителмой или Микасом ??? подскажите,кто знаком с этим приборчиком больше интересует этот,может потом с ругой машиной...
 

Евгений FOX

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2010
Сообщения
154
Реакции
70
Баллы
110
Подскажите кабель связи с компьтером??? , сконектить с Волгой (Ителма vs5.6) и Микас если поменяется эбу,
В инете хочу заказать, к примеру есть кабель (Кабель для диагностики автомобиля OBDII V600 USB для VW/Audi/Skoda)
http://micro4ip.com/node/82594
который по отзыву Волговода с Драйв2 точно соединяется с Волговским эбу под 406двс. Этот кабель в последнюю, очередь если второй кабель описанный ниже не работает с Волгой. И может кто видел,где без заказа продают именно эти модели конекторов?


Но увидел ещё одну коробочку(Устройство для диагностики автомобиля ELM327 USB OBD-2)
http://micro4ip.com/node/16845
вроди более расширенную/универсальную... ,но вот не могу понять можно ли её подсоединить с Ителмой или Микасом ??? подскажите,кто знаком с этим приборчиком больше интересует этот,может потом с ругой машиной...

а зачем Вам на волгу разъем OBD2?
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Подскажите кабель связи с компьтером??? , сконектить с Волгой (Ителма vs5.6) и Микас если поменяется эбу,
В инете хочу заказать, к примеру есть кабель (Кабель для диагностики автомобиля OBDII V600 USB для VW/Audi/Skoda)
http://micro4ip.com/node/82594
который по отзыву Волговода с Драйв2 точно соединяется с Волговским эбу под 406двс. Этот кабель в последнюю, очередь если второй кабель описанный ниже не работает с Волгой. И может кто видел,где без заказа продают именно эти модели конекторов?


Но увидел ещё одну коробочку(Устройство для диагностики автомобиля ELM327 USB OBD-2)
http://micro4ip.com/node/16845
вроди более расширенную/универсальную... ,но вот не могу понять можно ли её подсоединить с Ителмой или Микасом ??? подскажите,кто знаком с этим приборчиком больше интересует этот,может потом с ругой машиной...

Кабель OBD II c колодкой диагностики ЗМЗ 406 точно соединяться не может. Конфигурация разъемов уж очень разная. Кроме того, Ителма и Микас 7.1 используют устаревший протокол ISO9141, который ELM-327 и программы работающие с ним не поддерживают (поддерживается ISO9141-2). Для связи с Микасом 7.1 нужен адаптер, работающий с com-портом, так как все проги, поддерживающие Микас 7.1, работают именно с ним. Собирается за час, при наличии транзисторов, конденсаторов и резисторов. Не охота переписывать здесь статью, поэтому вот тут почитай, (там не много, только по существу) http://pc-in-car.ru/vse-stati/iron1/47-pritsepljaem-diagnostiku-ebu.html там же схема рабочая и лично опробованная (сейчас установлена на авто - ЭБУ Микас 7.1). Там же моё улучшение к авторскому варианту в виде подстроечного резюка описано (в схему не дорисовывал). Тестировал на проводах от колодки диагностики длиной 3 метра, работает.
В нете можно найти множество схем (от самых простых, до самых сложных) и некоторое количество программ (как бесплатных, так и за деньги) для работы с этими ЭБУ.

Евгений FOX что у нас с Ителмой?
 
Последнее редактирование:

Volgawagen

Старожил
Регистрация
12 Июн 2010
Сообщения
5,234
Реакции
1,505
Баллы
695
а зачем Вам на волгу разъем OBD2?
так на моей волге тотже обд с 16 пинами (на рестайлинге у всех).
Кабель OBD II c колодкой диагностики ЗМЗ 406 точно соединяться не может. Конфигурация разъемов уж очень разная.
как это не может? таже самая колодка(на фото, ОБД на Волге).
А вот насчёт протоколов и распиновка в колодке, это не знаю.
Во вторых: Кабель (OBDII V600 USB для VW/Audi/Skoda) стыкуется с обд колодкой на РЕстайлинговой Волге с 406(ителма) и работает, проверяли с прогой Авто-тестер. http://www.drive2.ru/cars/gaz/31/31105/igor59/journal/288230376151796346/#post
 

Вложения

  • OBD_на Волге.jpg
    OBD_на Волге.jpg
    56.1 KB · Просмотры: 77
Последнее редактирование:

Volgawagen

Старожил
Регистрация
12 Июн 2010
Сообщения
5,234
Реакции
1,505
Баллы
695
Ителма и Микас 7.1 используют устаревший протокол ISO9141
Если суждено кружить хоровод только вокруг ISO9141, тогда какой из этих кабелей -Универсальнее/больше возможностей/лучше ???,
не сравнивая с ценой.
Короче, один из двух, лучший.

http://micro4ip.com/node/16859

http://micro4ip.com/node/82594
----- ------- ------- -----

Кстати, ктото на Драйв2 брал себе для Волги кабель с протоколом ISO9141-2, может всё таки работает с этим протоколом? http://www.drive2.ru/cars/gaz/31/31105/gumel/journal/288230376151946543/#post
т.е этот http://micro4ip.com/node/82586

Добавлено через 58 минут 14 секунд
Не охота переписывать здесь статью, поэтому вот тут почитай, (там не много, только по существу) http://pc-in-car.ru/vse-stati/iron1/...stiku-ebu.html там же схема рабочая и лично опробованная
никакой статьи не нашёл.
 
Последнее редактирование:
Сверху