Вопрос нужен ли масляный радиатор на 402, для себя закрыл давно - НУЖЕН. Года 4е назад поставил себе датчик для измерения температуры масла, до этого ездил и не напрягался какая температура масла? Ездит и ездит чего её измерять, а тут стало интересно.
При неспешной езде по городу (без пробок) температура масла 75-80гр. первая мысль масло радиатор не нужен, но при выезде на трасу в режиме "тапка в пол" через некоторое время увидел температуру масла 120-125гр. - задумался. Многие скажут ну и что рабочая температура масла хорошего качества 150гр. и выше, но суровые реалии говорят найти действительно оригинальное масло сложно (сам привозил масло в бочках и наблюдал как его разливали в разные канистры). Не раз слышал как в жару после остановки двигателя (правда слышно при открытом капоте) масло как "вода" стекала в картер.
Немного подумав решил поставить масляный радиатор и редукционный клапан (там делов то на 30 минут) и вуаля как не мучай мотор выше 105гр. никак, да давление масла немного снизилось но не критично (после приведения масляного насоса в порядок <шлифовка поверхности, зазор шестерня крышка> давление масла всегда в норме как с радиатором так и без), что интересно расход масла на угар немного снизился (мотор был порядком "ушатан"). Зимой картина еще интересней даже с закрытым краником радиатора температура масла доходила до рабочей очень и очень долго, даже несмотря на то что температура двс уже давно в норме. При коротких непродолжительных поездках нагреть масло до рабочей температуры вообще не реально. Решение снять масляный радиатор большинство принимают из за постоянно текущего краника и ненадежных шлангов к радиатору, кстати текущий краник "лечил" притиркой конусной поверхности клапана с применением притирочной пасты для клапанов.
Подводя черту для долгой и счастливой эксплуатации своего змз 402 масло радиатор и теплообменник необходим, при чем выше сказанное относится к любому ДВС.