• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Тоже есть вопросик, может кто сможет помочь. Скачал таблицу для диагностики, а там всё по англицки али по латыни..... Кто может сделать перевод обозначений? А то температуру и уоз опознал, а вот далее... :(
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540

igortru

Постоялец
Регистрация
26 Янв 2009
Сообщения
243
Реакции
65
Баллы
130
время впрыска 4.90-5.20
расход воздуха 16-18

оба параметра выше нормы, по свечам видно что двигатель работает на бедной смеси
однако RCOD/RCOK проблему решить не удалось
форсы новые, давление в рампе 2,5

куда копать? подсос? вроде как непохоже
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
по свечам видно что двигатель работает на бедной смеси
А как это видно? Серые электроды что-ль? Обычно при бедной смеси идёт перегрев электродов свечи.
 

igortru

Постоялец
Регистрация
26 Янв 2009
Сообщения
243
Реакции
65
Баллы
130
А как это видно? Серые электроды что-ль? Обычно при бедной смеси идёт перегрев электродов свечи.

_http://avtobazar.com/pages/sparks.htm
у меня №3

причем не первый комплект меняю
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Тип двигателя и типовые значения
UACC хтой то
TWAT ну это вроде температура
THR тож не понятно :(
FREQ обороты вроде
INJ время впрыска или что?
RCOD СО или...?
AIR воздух
UOZ ну это УОЗ
UOZOC а это куда уоз.:(
FCM это что?
PABS ну и это :(
Памажите чем мажите.... а то уеду завтра в леса на два месяца, и так и не узнаю чтой то и кудай то...;)

Добавлено через 39 секунд
А что будем переводить МЫ??? Мы же не видели твою таблицу. Скидывай, всё переведём.
Скинул, вот это нужно перевести....:bayan::smoke:
 
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
UACC - бортовое напряжение
TWAT - темп. ОЖ
THR - кажись процент открытия дросселя
FREQ обороты
INJ время впрыска
RCOD - поправка СО на ХХ
RCOC(или К) - поправка СО на всех режимах
UOZOC - поправка УОЗ, по сути октанкорректор
FCM - на глах не помню, но вроде шаги РХХ
PABS - только для 4063 (карб) - абсолютное давление в коллекторе (установлен ДАД).
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
AngelChik, Сэнкаю :) переписал, буду в лесах пробовать диагностировать.
 

ivons

Завсегдатай
Регистрация
8 Дек 2007
Сообщения
872
Реакции
419
Баллы
224
UOZOC - поправка УОЗ, по сути октанкорректор
объясните пожалуйста, что это такое и как оно работает.

в старом БУ
VALV____1
UOZ ____4
UOZOC__-5
в новом
VALV____0.85
UOZ ____0
UOZOC __0
(подключал к диагностической программке снятые блоки управления, т.е. пустые без датчиков)

со старым БУ внатяг двигатель звенел (как пальцы или клапана)
с новым - РЫЧИТ (думаю волговоды слышали такое)

по предоставленным данным можете сказать что-нибудь, посоветовать?
(к заведенной подключиться нет возможности)
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
с новым - РЫЧИТ
Это хорошо.

Добавлено через 43 секунды
VALV____0.85
UOZ ____0
UOZOC __0
(подключал к диагностической программке снятые блоки управления, т.е. пустые без датчиков)
И чего Вы хотите? Раз датчиков нет, то все параметры будут вычисляться в аварийном режиме. Разные блоки, разное ПО, отсюда разные значения параметров.

И, наконец, - самое интересное: что такое "старый" и "новый" ???? Микас, Ителма, СОАТЭ???? Версии прошивок??? ДВИГАТЕЛЬ в конце концов...
 
Последнее редактирование:

ivons

Завсегдатай
Регистрация
8 Дек 2007
Сообщения
872
Реакции
419
Баллы
224
И чего Вы хотите? Раз датчиков нет, то все параметры будут вычисляться в аварийном режиме. Разные блоки, разное ПО, отсюда разные значения параметров.

И, наконец, - самое интересное: что такое "старый" и "новый" ???? Микас, Ителма, СОАТЭ???? Версии прошивок??? ДВИГАТЕЛЬ в конце концов...
1. UOZOC тоже вычисляется? (VALF задан жестко)
2.старый СОАТЭ не знаю какая там прошивка
новый Микас 580я прошивка
старый новый - условно
двиг 406 конечно

вопрос то изначально был в том, что такое UOZOC и UOZ ??? их мы можем задать, поменять, что это, для чего??
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
1. UOZOC тоже вычисляется?
Это поправка UOZа,можно делать раньше зажигание и позже.

(VALF задан жестко)
На заведённой машине этот параметр измениться.Выставлять его нет смысла.(Соотношение воздух/топливо)

что такое UOZOC и UOZ ??? их мы можем задать, поменять, что это, для чего??
UOZOC - поправка общего угла.(можно выставлять бортовым компом,раньше/позже,соответственно общий угол прибавляется/убавляется )
UOZ - общий угол выставленный в прошивке.(меняется только в прошивке,потом заливается в ЭБУ)
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Есть вопрос:заливаю прошивку с задранными углами,в мошностном состав смеси богаче.Едит хорошо,но через недельку примерно чую что машина подыхает.С места трогается очень плохо,не тянет.
Стоит отключить аккумулятор на 15-20 минут и опять машинка зверь.
Какие поправки сохраняются в ЭБУ?Сохраняется ли поправка адаптации угла зажигания по датчику детонации.У меня такое чувство что датчик детонации со временем отодвигает углы и они сохраняются в ЭБУ и посля машинка едит по этим тупым углам.
Возможно я, что то путаю,просветите пожалуйста в чём суть?!:)
 

Volgawagen

Старожил
Регистрация
12 Июн 2010
Сообщения
5,233
Реакции
1,505
Баллы
695
Подскажите
кабель/приставку для подключения 406.21 (ителма) двс к ноутбуку, для проверки работы/анализа режимов итд... для прог типа мотортестер...
Кабель дёшего и в Москве?,

а то в одном инет магазине отвеили под заказ,деньги переводить по кошельку, а товар дойдёт через месяц с китая... :( условия не устраивают.
 

Doctor74

Общительный
Регистрация
20 Июн 2011
Сообщения
23
Реакции
2
Баллы
64
в поисковике посмотри адаптер K-L-линии ВМ9213 (мастеркит)
купил себе месяца 2 назад, заказывал ч/з инет-магазин, работает нормально, только провода и контакты для подключения к колодке делал сам
 

Volgawagen

Старожил
Регистрация
12 Июн 2010
Сообщения
5,233
Реакции
1,505
Баллы
695
в поисковике посмотри адаптер K-L-линии ВМ9213 (мастеркит)
спасибо, нашёлся и NM9213 ,вроди тоже самое, только на COM-порт.

по ходу нашёлся интересный сайт http://carhelp.info/forums/ у когото глючил Мастеркит9213, послали туда за инфой... т.е видимо в этот раздел http://www.carhelp.info/forums/forumdisplay.php?f=102

Добавлено через 5 часов 40 минут 11 секунд
Doctor74,
и кто ещё знает,
А вы не вкурсе, скажем Аналоги Вашего Мастекита ВМ9213, есть в инете уже с кабелем и обд-штекером, чтоб не искать штекер коробочку...
Вопрос в основном _что интересует: от кабеля зависит функционал возможности?,т.е контролёра на этой микроплате? или если к проге подключилась эбу и ноутбук, то без разницы какой кабель и контролёр?
просто хочу купить готовый, устал по мелочам возиться.
вот к примеру такой кабель с обд2 штекером http://www.dxdealextreme.ru/index.php?productID=5229 один волговод на драйве говорил,что с волгой работает...
 
Последнее редактирование:

an2nord

Общительный
Регистрация
6 Дек 2010
Сообщения
51
Реакции
10
Баллы
84
Подскажите
кабель/приставку для подключения 406.21 (ителма) двс к ноутбуку, для проверки работы/анализа режимов итд... для прог типа мотортестер...
Кабель дёшего и в Москве?,

а то в одном инет магазине отвеили под заказ,деньги переводить по кошельку, а товар дойдёт через месяц с китая... :( условия не устраивают.


Здравствуйте . Япользуюсь вот этим сайтом . http://www.auto-connect.ru/main/cable.html И очень рад . Много чего прикупил . Удачи.
 
Сверху