• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Если выше 2,7 не поднимает давление, это или насос не развивает нужное давление из за внутреннего перепуска изношенных деталей... Или идёт где то сильная утечка и потеря давления в магистралях. Если прикинуть, то от маслонасоса масло идёт на масляный фильтр. А магистраль от насоса до фильтра соединяется трубкой рядом с маслоприёмником внутри поддона. Есть вероятность что или трубка недотянута.. Или эта трубка имеет повреждения и пропускает масло. Потому что если даже изношены втулки распредвала, то холодный двигатель должен поднять давление до 4 кг тем более на автоле. А тут он на холодную не давит. Нужно смотреть и проверять.
 

ванооо

Освоился
Регистрация
16 Апр 2015
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
42
По поводу трубки интересная версия, но,думаю, врядли. Есть ещё один нюанс- немного дымит. Из-за чего? Есть возможность померить компрессию и давление зиловским манометром, но пока нет времени заниматься. Как будут результаты, отпишусь. Может попробовать купить новый штатный насос? Сколько он давить будет, интересно?:rolleyes:
 

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
Из двух насосов сделал один двухсекционный с выточенной проставкой и установил! Залил автол, завел, ДАВЛЕНИЕ поднимает не больше 2.5-2.7 на больших оборотах, на средних держит 2 очка, на холостом при прогреве опускается к 0.5! Решил поменять проставку, фрезернул корпус от насоса -донора и поставил вместо выточенной, результат остался прежний, стрелка живинько реагирует на педаль газа, но 2.7 это максимум на холодную! В чем причина, помогите.


Мне кажется, нужно смотреть масляный насос, тем более, что он у вас самодельный.
Возможно, имеется торцевой люфт шестеренок. Или неточно выполнено расстояние между их осями и шестеренки неплотно прилегают друг к другу, отчего происходит потеря давления прямо между зубьями.
По памяти, "двухэтажный" маслонасос давит на холодную более 6 атмосфер, прогретый около 4-4,5, на холостых 2-2,5.

Еще вариант - коленчатый вал собран слишком с большими допусками в коренных и шатунных шейках.

Самая банальная причина - давление, возможно, отличное, а вот датчик давления масла неисправен, засорен или имеет загрязнения в контакте из-за чего и "привирает".

Без паники, с пивком, все проверить и по-разному опробовать.
То есть, и насос, и пиво :drinks:
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Дядя Зимист а как вкладыши влияют на давление масла?

Добавлено через 5 минут 1 секунду
ЗЫ хотел сказать спасибо вам и многим мужикам с форума - с точности исполнил все ваши рац. предложения, в частности
двойной маслонасос
современный фильтр
проточил вкладыши
современная система зажигания БСЗ от Мерседеса
Мотор работает как современная иномарка. У мл. брата есть Ниссан Максима - ставим рядом для сравнения.
Спасибо вам, форуму и дай вам Всевышний долги лет что бы вы могли наставлять нас своими советами!
 
Последнее редактирование:

Алексей595

Завсегдатай
Регистрация
1 Апр 2014
Сообщения
1,006
Реакции
108
Баллы
205
Если вкладыши изношены и люфт больше допуска, масло тупо сливается в поддон через щели. Поэтому падает давление. Очень полезно периодически ставить номинал, не шлифуя КВ. Не будет ударного износа.
 

Lion63

Освоился
Регистрация
15 Июн 2016
Сообщения
49
Реакции
0
Баллы
48
А с выхлопной системой на этом моторе никто не экспериментировал? Что лучше ставить?

У меня вот от ПАЗ-3205 глушитель(один из двух, овальный такой боченок производства БзА) трудиться, вроде тихо. Выпускная труба от того же паза( на глушитель под хомут одевается. ) Правда не пойму, почему она диаметра меньше 55( не мерял, но труба пазика свободно входит в трубу ГАЗоновскую ). Это как то может повлиять на двигатель в худшую сторону. Двигатель стоит на погрузчике ЛЗА 4081.4, оборотов много никогда почти не даю ему. Глушитель ставил новый, и очень удивился, что он ничего не весит, родной газ-52(53) и то весит больше.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Не знаю как на "аквариумах", на старые 672 ПАЗики , ставили за неимением родных Волговские "бочки", с небольшой переделкой.

Добавлено через 2 минуты 49 секунд
С этими не экспериментировал, ставил от 157глушак, фланец переваривали. Звук еще тот, автосигнализация сходит с ума.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
А с выхлопной системой на этом моторе никто не экспериментировал? Что лучше ставить?

У меня вот от ПАЗ-3205 глушитель(один из двух, овальный такой боченок производства БзА) трудиться, вроде тихо. Выпускная труба от того же паза( на глушитель под хомут одевается. ) Правда не пойму, почему она диаметра меньше 55( не мерял, но труба пазика свободно входит в трубу ГАЗоновскую ). Это как то может повлиять на двигатель в худшую сторону. Двигатель стоит на погрузчике ЛЗА 4081.4, оборотов много никогда почти не даю ему. Глушитель ставил новый, и очень удивился, что он ничего не весит, родной газ-52(53) и то весит больше.

Смысла нет что-то делать, если мотор не крутишь. оно и не надо.
в принципе можно запилить, но если есть лишнее время, деньги и руки чешутся.
 

Lion63

Освоился
Регистрация
15 Июн 2016
Сообщения
49
Реакции
0
Баллы
48
Ну уже с месяц как работаю с глушителем от ПАЗа и выпускной трубой от него же( родная приемная 55 диаметр, а от ПАЗика меньше(как у жигулей). Работает тише, в тяге вроде не потерял. Гула от газоновского прямотока нет. Кстати у знакомого на 124 мерседесе ( 6 горшков, 3 литра ) выкинули полностью выпуск, сварили штаны, и думаем ставить один такой глушитель ( от ПАЗика ) за место родных трех банок.
 

Вложения

  • full_06088.jpg
    full_06088.jpg
    86.8 KB · Просмотры: 438
  • 1201.gif
    1201.gif
    75.7 KB · Просмотры: 432

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
Дядя Зимист а как вкладыши влияют на давление масла?

Добавлено через 5 минут 1 секунду
ЗЫ хотел сказать спасибо вам и многим мужикам с форума - с точности исполнил все ваши рац. предложения, в частности
двойной маслонасос
современный фильтр
проточил вкладыши
современная система зажигания БСЗ от Мерседеса
Мотор работает как современная иномарка. У мл. брата есть Ниссан Максима - ставим рядом для сравнения.
Спасибо вам, форуму и дай вам Всевышний долги лет что бы вы могли наставлять нас своими советами!



Еще один "самодельщик" догадался, что надо делать канавки в шатунных вкладышах и увеличивать производительность масляного насоса, о чём я толкую уже добрые 10 лет:

[ame]https://www.youtube.com/watch?v=-idU9sdBGt0[/ame]

Речь о канавках и маслонасосе идет начиная с 30-й минуты видео, выставленного недавно, 6 мая 2016 года.
Правда, его повествование очень сбивчивое и весьма "народническое", но суть проблемы рационализатор уловил правильно.

Ранее я уже сообщал, что в последних моделях японских автомобилей стали применяться вкладыши, имеющие множество продольных канавок, то есть, их поверхность выглядит как "волнушка".
Подсмотрена идея японцами на нашей ветке или в другом месте - не играет роли, главное становится понятным, что проблема смазки шатунных вкладышей актуальна даже для современных автомобилей.

Очень жаль, что советские автоконструкторы своим голотяпством опустили в свое время репутацию мотора ГАЗ 51-52, конструкция которого на самом деле позволяет сделать его воистину
НЕУБИВАЕМЫМ !!!


Жаль, очень мало тех, кто это понимает, а таких моторов уже больше никогда не будет, увы... :(
 
Последнее редактирование:

БИМ

Постоялец
Регистрация
28 Янв 2010
Сообщения
996
Реакции
190
Баллы
174
таких моторов уже больше никогда не будет
Афигеть, какая жалость.
Маломощный, прожорливый, ресурс никакой.
У нас на АБ их половина была на ГАЗонах, постоянно мотористы по пояс в этом .... Водилы мучились, а кто получал 53-го щастливы были.

Добавлено через 43 минуты 55 секунд
его повествование очень сбивчивое и весьма "народническое"
Похоже "мастера " из видюхи отпустили домой на праздники.:rofl:
 
Последнее редактирование:

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
Афигеть, какая жалость.
Маломощный, прожорливый, ресурс никакой.
У нас на АБ их половина была на ГАЗонах, постоянно мотористы по пояс в этом .... Водилы мучились, а кто получал 53-го щастливы были.
:rofl:


Известно, как обращались с ГАЗонами и мотористы и водилы, не говоря уж об элементарной бережливости.
Мой "ЗИМ" укладывался в 11,5 литров смешанного цикла (трасса-город), я это подробно уже здесь описывал.

Что касается ресурса - вот видео запуска мотора ГАЗ-52 со свалки, с полным поддоном воды: :shok:

[ame]https://www.youtube.com/watch?v=8mhS-GtOlQc[/ame]

А 53-й мотор, даже новый, отродясь толком не крутил - то 4 цилиндр не работает, то 8-й. И ремонтировать не было смысла - попробуй 8 гильз установить герметично! :wall: Сразу отправляли в утиль...
 

Lion63

Освоился
Регистрация
15 Июн 2016
Сообщения
49
Реакции
0
Баллы
48
Разобрался в зажигании. Поставил новый трамблер, катушку Б115В, провода, свечи. А искры все равно нет, пыхтел над движком пол дня , в итоге оказался нерабочий конденсатор на НОВОМ трамблере. Поставил со старого, завелся с пол оборота. Немного прогрелся, работает как часы. Вот думаю есть ли смысл на безконтактное зажигание переходить. Да и потом, если с катушкой и коммутатором все более менее ясно, то где брать под все это дело трамблер с датчиком холла?

Так же вернулся к глушителю ГАЗ-53, тот что ставил от ПАЗ-3205 почему то зазвенел внутри после месяца работы, видимо такое качество БзА банки. Банку от ГАЗ-53 ( пр.во "Автоглушитель" ) поставил задом на перед, ибо выпускное как раз под приемную трубу 55 мм, а к впускному идеально подошла короткая выпускная труба от газели СО , правда отрезал от переходника 55 трубу и приварил туда кусок трубы от ПАЗика ( там диаметр меньше 55, примерно как у жигулей ) Работает все это погромче чем с банкой ПАЗа, но тише, чем если глушитель ставить правильно ( вход 63, выход 55 ) Как говорится, лучше все таки различные варианты пробовать. А вообще хочется посмотреть и сравнить глушители ГАЗ-53 и ГАЗ-52 внутри. 52 глушителей кстати у нас в магазинах нигде нету.

Кстати, высоковато давление масла после часа - двух работы, особенно в жару температура движка 85-90, а вот стрелка давления стабильно на "шестерке" . Или это может датчик глючить?

Добавлено через 2 часа 51 минуту 18 секунд
В видео от "Теория ДВС" заметил что они свечи N17 ставят, у меня стояли Энгельские А11, сейчас Бриск N19 ( аналог А11 ) , стоит ли эти N17 попробовать?
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Или это может датчик глючить?

Датчик.

Добавлено через 1 минуту 4 секунды
Мужики, мотор начал есть масло. Он не дымит. Вроде не капает но из маслозаливной трубы идет ПАР!
В чем дело?
Гружу 5 тон.
 
Последнее редактирование:
Сверху