• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
от какого мерседеса набивка подходит?


К сожалению, я не уточнял от какого "мерса", в магазин просто зашел и сказал: "Мерсовскую набивку на ГАЗ 52". Продавец полез полча на стилаж бостал ее и мы пожали друг другу руки.

Добавлено через 1 минуту 4 секунды
Я тоже купил набивку немецкую 180р.Вал уложил в подшипники,руками провернуть не могу,а кривым нормально.
Вот у меня было точно так же!

Добавлено через 9 минут 55 секунд
И еще один момент, Я когда вал точил и приехал его забирать мне токарь посоветовал сделать на валу сгонную "резьбу" (я не в курсе даже был что это за резьба) он обьеснил, что "резьба" - в виде коемки глубиной около 1 мм., точится на валу резцом в противоположеном направлении вращению вала шириной около 1 см. с внутреней стороны картера, и под самую набывку, таким образом масло как бы отводится по этой резьбе от набивки, что в свою очередь препятствует протеканию масла под набивкой.
Как то так...надеюсь кому нужно поймет.
 
Последнее редактирование:

Valera690

Завсегдатай
Регистрация
16 Авг 2010
Сообщения
1,457
Реакции
890
Баллы
264
он обьеснил, что "резьба" - в виде коемки глубиной около 1 мм., точится на валу резцом в противоположеном направлении вращению вала шириной около 1 см. с внутреней стороны картера, и под самую набывку
Называется "маслосгонная резьба" (отмечена на валу стрелками)))

9eb408eacb17.jpg
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Называется "маслосгонная резьба" (отмечена на валу стрелками)))

Это заводская, быстро стирается (изнашивается), у меня на валу ее практически небыло, вот как бы поверх нее токарь нарезал витки по всей окружности вала глубиной, как я уже указывал, примерно около 1 мм., на растоянии примерно 3-4 мм. друг от друга.
 

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
VALERA690 Вы кроме сальниковой набивки ещё дополнительно установили какую то?Расскажите.

Добавлено через 4 минуты 34 секунды
Мужики!У меня в новом блоке,нет отверстия для трубочки по которой смазываются шестерни.Под болтик есть,а под трубочку увы.Может можно без неё обойтись?Там по моему и так масла хватает.
 
Последнее редактирование:

Valera690

Завсегдатай
Регистрация
16 Авг 2010
Сообщения
1,457
Реакции
890
Баллы
264

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Этот движок выработал свой ресурс с лихвой. Я его собирал в 05 году, катались кому не лень, даже один гонщик был, на камазе догнать не могли, основная работа была- снабжение бригады в Мильково, а это плечо 300 км, рейс в неделю как минимум. Несколько раз жарили. Всего на двух поршнях все кольца целые, на остальных по одному- два лопнули. Тянул хорошо до последнего. Но уже масло кушать начал. После наката (торможения двигателем), сзади была дымовая завеса.

Добавлено через 5 минут 46 секунд
У меня вот трубки нет на смазку шестерён,вот что посоветуете?

Может брак заводской? У меня один раз на новом блоке часть сверлений под болты отсутствовала. Под фильтр, помпу и еще не помню. Сам сверлил и резьбы нарезал.
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Да ещё вроде выпускают на 5228 это что такое двигатель?Можно подробнее?

ГАЗ 5228 выпускался до 88 года, шасси от ГАЗ 53, только мотор 52 плюс с завода шел на газе-метане. Коробка тоже от 52 была, поменял на 53ю.
7 газовых баллонов. За 16 долларов проезжает 350 км. Сейчас озадачился установкой электронного трамблера от Мерса как описывал один из форумчан. У меня как раз такая машина!
 

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
Re: Ответ: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добавлено через 3 часа 6 минут 46 секунд
Старый "зимист", скажите пожалуйста на какой расход масла рассчитан мотор газ 52. я хочу поставить сальники клапанов на всасывающие клапаны, как вы думаете мне это боком не выйдет?

Добавлено через 9 часов 7 минут 2 секунды
Айван, добрый день подскажите пожалуйста какой расход масла у газ 52 предусмотрен заводом? в связи c отсуцтвием сальника клапанов

Добавлено через 7 минут 27 секунд
кто нибудь здесь есть[/QUOTE]


Сальники клапанов на ГАЗ 52 - пустая затея. В отличие от современных тарабаек, ГАЗ 52 имеет надежную нижнеклапанную схему.
МАСЛО ВВЕРХ ПО СТЕРЖНЮ КЛАПАНА НЕ ЗАСАСЫВАЕТ В ЦИЛИНДРЫ!

В этом одно из главнейших преимуществ нижнеклапанных моторов.
Маслосъемные колпачки НЕ НУЖНЫ.
Расход масла у ГАЗ 52 зависит, в основном, от износа колец и цилиндров и КАЧЕСТВА масла. Залейте синтетику 0W40 или 5W40 и ...наслаждайтесь!
Синтетика на ГАЗ 52 не угорает вообще. Мой личный опыт. Уровень масла стоит на маслоизмерительной линейке мертво (конечно, если не гонит из-под хвоста).

Преимущества использования синтетики на ГАЗ 52:

1. Нет угара масла, экономия оного.
2. Мотор легко крутится, экономия топлива.
3. Возрастает отдача мощности, тяга.
4. Снижается температурный режим двигателя, труднее перегреть.
5. Нет нагара на деталях, чистит мотор.
6. Надежная масляная пленка, защита от перегрузки, долговечность мотора.
7. Снижается шум мотора. Комфорт! :dance3:

(примечание: у меня нет акций завода синтетики, но ее преимущества неоспоримы)

ПС. Так, к слову. У моего соседа по даче "встал" VW Polo, 1.2 л. бензиновый. Вердикт мастера: распредвал "задрало", толкатели зашоркало до пружин (вылезли), головку цилиндров повело, вода в масле/масло в воде - при ее съеме два болта обломились в блоке.
Стоимость машины 340 тыс. и самое интересное - пробег - ...70 тысяч... :wall:
 

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Мужики выручайте!Не могу найти стопора на поршневые пальцы.Заказывал во все магазины,нигде нет.Блок лежит с зимы.Может кто вышлет почтой в конверте?Деньги скину на ваш сотик или ещё как,договоримся.Машина нужна позарез,сам не думал что так попаду.Выручайте ГАЗОВОДЫ!Больше обращаться не к кому.
 
Сверху