• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Газолин

Общительный
Регистрация
19 Фев 2012
Сообщения
42
Реакции
1
Баллы
70
В стакан надо налить ацетон и бросать туда сухой лёд (она же твердая углекислота), пока не перестанет вспениваться. Несколько кусков должны плавать на поверхности для компенсации разогрева при погружении деталей. Это минус 70 градусов. Круче только жидкий азот минус 196, где его только взять?
Еще пользовались углекислотным огнетушителем, охлаждали вал а втулку наоборот грели. Нагревать метал выше допустимого предела нельзя, а охлаждать можно сколько хочешь.

Добавлено через 20 минут 39 секунд
Да ремень вроде номально натянут, один раз подтягивал когда зарядка плохая стала и ремень засвистел. Я вот тоже думаю на вентилятор. Мало того он тяжёлый как фиг знает чего. Друг мой взял его в руки и его чуть не осадило, чего говорит такой тяжёлый, я говорю незнаю. И на нём одна лопасть немного погнута но вроде нигде не за что не цепляет. Вот и хочу поставить после ремонта новый по легче какой нибудь.

А ещё кто нибудь подскажет с какой машины ремень вентилятора подходит? Я ставил от ЗИЛа привод компрессора, за неделю он у меня лопнул в 2-х местах, пришлось обратно старый ставить.

Тоже искал новый ремень, нет нигде. Заслал помощника в магазин с запчастями на ГАЗ ЗИЛ УАЗ, со старым ремнем в качестве образца, принёс похожий, говорит перебрал все которые были, но немного коротковат. На старом ремне гена лежал на последнем отверстии, а теперь пришлось планку генератора сверлить и гнуть по месту. Зазор между блоком и геной есть небольшой, ремень тем более широкий, при работается и ляжет в шкивы. Еще слышал что ремни один в один есть в магазинах где торгуют компрессорами.
 
Последнее редактирование:

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Жидкий азот можно найти на кислородной станции, это побочный продукт производства кислорода. Термос надо. Мне один раз надо было, с простым термосом ездил, благо знакомые там есть. Ремень зиловский ставил.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Вот тоже ставил от ЗИЛа, он чуть короче штатного, но проходил меньше месяца и разорвался. Во всех магазинах у нас в городе посмотрел и везде предлагают одни и те же ремни.
 

Газолин

Общительный
Регистрация
19 Фев 2012
Сообщения
42
Реакции
1
Баллы
70
Может кто использовал смесь для раскоксовки поршневых колец? Типа такой:

Ацетон 30%
Керосин 30%
Моторное масло 10%
Остальное бензин.
Грамм по 50 на цилиндр.
Делать эту профилактику перед сменой масла. Залить на ночь на чуть теплом двигателе. Помогает радикально. Не пугаться белого дыма из выхлопа.

Текст нашел у владельцев Побед на сайте. Стоит ли заморачиваться? Газы прут из сапуна, возможно что кольца залегли или потому что им уже хана? С другой стороны хуже уж точно не будет. Нечто подобное проделывали с танковым дизелем, лечили от осмоления, и пропорции те же. Не знаю что больше помогло, чудо смесь или то что после замочки гоняли танк под нагрузкой по горам и температурой ОЖ 100-110 практически весь день.
 

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
Жидкий азот можно найти на кислородной станции, это побочный продукт производства кислорода. Термос надо. Мне один раз надо было, с простым термосом ездил, благо знакомые там есть. Ремень зиловский ставил.


еще как вариант добычи жидкого азота - поликлиника, врач - дерматолог.
бородавки и пр. кожные дела жидким азотом выжигают.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Успеешь. Промышленный термос алюминевый, в оплетке внутри пенопласт. Сам подсмотрел как перевозили в термосе для первых блюд, с широким горлом. Такую раскоксовку использовал на 53. Реанимировал движок простоявший более 8 лет. Только подходов пять было, первые три раза даже не выплевывал при прокрутке.
 

Olexx

Общительный
Регистрация
9 Фев 2012
Сообщения
5
Реакции
0
Баллы
62
Приветствую всех соратников. Товарищи дорогие, помогие. Хочу восстановить свой 52-й до состояния близкого к оригиналу. Нужна облицовка радиатора старого образца. Пытался найти по магаpинам и базам по Москве - никакого результата. Может, завалялясь у кого? Можно не новую, б/у. Но тогда, желательно в приличном состоянии. Буду очень признателен. Могу поменять на "морду" образца. Специально куплю в магазине для обмена. Оплачу и траспортные услуги.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Re: Ответ: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Кстати я как то давненько слыхивал что много чего от двигателя бмв подходит к москвичу(только от какой бмв не знаю).Коробка один в один подходит и горшки с гильзами вроде.Может и вкладыши подойдут.Есть кто иномарками занимается?Может сравнят?Тут считай и на газ можно приладить.;)

у BMW 318 последние две цифры указывают на объём двигателя, очень похож на мотор москвича но только визуально!:bayan: 316й не попадался возможно он схож

Добавлено через 1 час 20 минут 42 секунды
Я бы хотел тоже продолжить тему только на счет радиатора (родной - хлам).
Есть ли у кого опыт установки другого радиатора?
Думаю поставить от волги, есть ли мысли по этому поводу?

я переделывал снимал с помпы пропеллер припаивал в верхнюю ванну радиатора резьбу под датчик реле вентилятора, переделал дифузор для крепления электро вентилятора нивы шевролет и вот что получилось полная тишина мотор работает тихо еле слышно) но когда прогревался до 85 срабатывал электро мотор, шумел без умолку весь день сколько мотор работал! потому-что верхняя ванна радиатора постоянно горячая получается генератор только на электро мотор и работает. а все потому что датчики реле устанавливают не в верху радиатора и не внизу а чуть выше центра где жидкость собственно и охлаждается я поставил на место все как было, поэтому родной радиатор советую не курочить:wall: а приспособить другой у которого ванны расположены по бокам где можно установить датчик

Добавлено через 11 минут 27 секунд
Приветствую всех соратников. Товарищи дорогие, помогие. Хочу восстановить свой 52-й до состояния близкого к оригиналу. Нужна облицовка радиатора старого образца. Пытался найти по магаpинам и базам по Москве - никакого результата. Может, завалялясь у кого? Можно не новую, б/у. Но тогда, желательно в приличном состоянии. Буду очень признателен. Могу поменять на "морду" образца. Специально куплю в магазине для обмена. Оплачу и траспортные услуги.

у моего соседа есть газ 52 бортовой кузов железный заводской не знаю в каком состоянии твой газон но у него только фары надо поставить и покрасить красиво просит 150 000 тенге на российские 30 000 рублей казахстан 130 км от оренбурга 60 от илека купи у него используешь как донар для рестоврации



Добавлено через 3 часа 6 минут 46 секунд
Старый "зимист", скажите пожалуйста на какой расход масла рассчитан мотор газ 52. я хочу поставить сальники клапанов на всасывающие клапаны, как вы думаете мне это боком не выйдет?

Добавлено через 9 часов 7 минут 2 секунды
Айван, добрый день подскажите пожалуйста какой расход масла у газ 52 предусмотрен заводом? в связи c отсуцтвием сальника клапанов

Добавлено через 7 минут 27 секунд
кто нибудь здесь есть
 
Последнее редактирование:

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Мужики подскажите как правильно установить поршневые кольца?Не уверен,что правильно стояли на старом двигателе.Какое из них верхнее?какое нижнее?На одном кольце фаска снята внутри на другом снаружи.Что куда?как правильно установить?НАУЧИТЕ!!!
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
На коробочке не нарисованно?

Добавлено через 9 минут 4 секунды
Айван, добрый день подскажите пожалуйста какой расход масла у газ 52 предусмотрен заводом? в связи c отсуцтвием сальника клапанов
Расчет расхода масла шел по топливу. Цифры не помню.

Добавлено через 27 секунд
Могу завтра в справочнике глянуть.
 
Последнее редактирование:

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
В том-то и дело что на упаковке ничего не указано.В книге по ремонту непонятно,книга старая,форма колец изменилась может быть,я не знаю.На старом моторе упорные кольца осевого смещения коленвала,были установлены не правильно.Баббитовым слоем к блоку.Обе раздавило.Кто собирал двигатель я не знаю.Поэтому жду вашей консультации!
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
спасибо

Добавлено через 15 часов 44 минуты 54 секунды
всем привет! я собрал вчера двух этажный масленый насос, мне не понадобился фрезерный и токарный хватило сверлильного станка и болгарки! Спасибо старому зимисту за хорошую идею и подсказку где он пишет черным по белому соединял два насоса с помощью проставки я так и сделал! Мой мотор газ 52 уже очень устал датчик давления показывал 0,5 и ради интереса я перебрал два старых насоса, сегодня закрепил насос! держит давление двойку на прогретом двигателе:):) скоро кап ремонт буду делать тогда и насосы новые куплю и все, все полезное что мужики писали здесь. спасибо всем я очень благодарен за все советы
 
Последнее редактирование:

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Расход масла по "Краткому автомобильному справочнику" НИИАТ 3,5 литра на 100 топлива для "зажигалки". Обычно в упаковке верхние 6 колец-верхние, потом 6- нижние и маслосьемные.

Добавлено через 3 минуты 11 секунд
Обычно кольца ставятся фаской вверх.
 
Последнее редактирование:

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Привет!Все хвастаются двух этажными насосами.Хоть кто нибудь чертёжик бы кинул,посмотреть!Ну кто знает точно про установку поршневых колец???какого размера сальниковая набивка 8 или 10мм?Поделитесь опытом установки.Дабы не наступать на те же грабли!
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
8мм. Ложишь, чтобы "елочка" шла навстречу вращению вала. Незабудь слегка молотком перед установкой простучать. Если поставишь 10мм, потом вал не провернуть. Покупал УАЗовскую, неплохо ходит. Четверки (флажки) подходят УАЗовские, за неимением родных,они короче, получается зазор, прокладывал герметиком.

Добавлено через 6 минут 7 секунд
А чертеж есть на этом посте, в начале смотри. Или в посте ГАЗ 40П, Михай писал, там тоже был.
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Всем доброго времены суток!

Выскажу свое мнение о набивке. Два года тому "капиталил" свой двиг, тоже стал вопрос, посоветовали мерседесовскую набивку (в магазине так и сказал мне сразу ее дали без лишних вопросов), ее и ставил, сколько по деньгам уже не помню,но за совет благодарен, 2 года уже, не слезит, все сухо.
 

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Я тоже купил набивку немецкую 180р.Вал уложил в подшипники,руками провернуть не могу,а кривым нормально.Так и должно быть?Набивку установил как вы посоветовали.С кольцами тоже разобрался.Они сделали их как на MAZDA.Скажите между полумесяцем и передней опорой должна ставится прокладка ,а то у меня зазор получается?
 
Сверху