• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Я на своей т-дюне и регулировал и менял насосы. Когда зажигание ранее то дым черный и греется быстро, познее дым серый. И вроде точка начала вспрыска ставится еще чуть раньше , но точно не помню. Я делал так- совмещал все метки , заводил , а потом поворачивал сам насос находил большие обороты потом поворачивал на раннее пока не начинали падать обороты. Это примерно и есть нужная регулировка.

Ну это иномарка. А тут насос к двигателю прикручен 4-я болтами и регулируется шестернёй. Момент впрыска выставили по спец метки коленвала. Получилось поршень ещё не дошёл до ВМТ 18 градусов и под это подвели насос чтоб начинал подавать топливо именно в этот момент. А до этого начинал подавать когда поршень не доходил около 50 градусов. И обороты были очень высокие, регулировки привода уже до конца отпущены были. А раньше их всегда регулировали.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Черный дым как правило при нехватке воздуха идет. Посмотри фильтра сначала. Обычно на дизелях зажигание ни стого ни с сего не убегает. На татарах 10 лет отработал:)
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Нет зажигания на дизелях!
.....
Будь грамотным, технически!

Влад не будьте формалистом. Момент впрыска производится в подготовленный момент когда воздух сжат и раскален и является по СУТИ моментом зажигания (воспламенения) этой смеси.
 
Последнее редактирование:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Влад не будьте формалистом.
В технике нельзя быть "раздолбаем".
Половина проблем, обсуждаемых на этом Форуме, следствие технической неграмотности и неформальных взглядов на работу механизма.
ИМХО.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Ну хорошо. Поправлюсь. Момент впрыска! Регулируется на дизеле: момент впрыска по меткам,по вмт, по моментоскопу. Так пойдет. Рассказать как собрать моментоскоп?:)
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
И еще трудно сказать сколько времени пройдет между началом подачи высокого давления и моментом когда форсунка получив нужное давление сработает. Надо поискать в специальной литературе это число и прибавить к моменту опережения.
 
Последнее редактирование:

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Зачем? В талмуте обычно написано на какой штифт при ВМТ ставить привод. Правда это был СМД дизель, и давно. Но перелопатил кучу справочников пока нашел. Что то с темы ушли глубоко в сторону.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Ставили по меткам коленвала на 18 градусов до ВМТ и начало выхода топлива из насоса первой секции. Завели работает отлично, пока что то в насосе толи не нагреется толи незнаю что. Нагревается до 30 градусов блок двигателя еле тёплый, ГБЦ уже горит. Шланг на печку который идёт иг ГБЦ такой же как блок еле тёплый. Потом совсем работать перестал. Сняли трубку высокого давления с форсунки и нажали газ в пол солярка из трубки совсем не брызгает. Сняли шланг который идёт от ФГО к ручному подкачиваему насосу, он на двигателе на хомутах держиться, сняли вместе с хомутами, дунули в него а он не продувается. Поменяли шланг, прокачали, завели. Двигатель нормально минут 5 поработал и задымил но обороты уже не терял. И дымить начал серым густым дымом, газ жмёшь дыма нет совсем а появляется только при отпускании педали а на холостых вновь без дыма. И ещё какое то время поработал и заглох. Уже не пытались завести. Сегодня сняли насос и в ремонт его вместе с форсами.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Уровень масла не поднялся? Такое у дизелей тоже бывает, когда форсунки лить начинают. Кидает белый(серый) дым.

Уровень чуть ниже метки MAX, всегда до максимума не доливаю 3-5 мм что на жигулях, что на 52. И масло соляркой не пахнет.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Доброго времени суток ребята! Извините за сообщения и вопросы про дизеля посты можно удалить. У меня такой вопрос который завёл в заблуждение. У меня на двигателе стоит головка с литьём "76", это означет степень сжатия 7.2. Но я её фрезеровал почти на милиметр. И мне сказали что до меня её уже тоже ремонтировали и сказали что кривая была сильно и много с неё сняли. Распредвал и шестерни ещё не менял просто решил запустить мотор. Завёлся он быстро и сразу пошла сильная детонация, сильный стук клапанов и ритмично стучат поршневые пальцы. Регулировка зажигания на стуки совсем не реагирует. При прогреве стуки не уходят. Вот я сегодня и подумал может быть с головки много сняли и бензин нужен АИ-92? До ремонта стук было еле слышно а иногда совсем пропадал. А сегодня ребята послушали и сказали сильно стучит. Решит проблему замена головка под степень сжатия 6.7?
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Да , у меня тоже сфрезеровано с такой головки 1,2-2мм, правда, езжу на пропане, когда на бензине, детонация сильная, приходится коректировать зажигание,но все равно она есть небольшая, особенно после 80 градусов температуры. Иногда бывает и на пропане ,наверно зависит от его качества. Пробовал ставит головку под 72 бензин,тоже сфрезерованную на 1 мм,вообще машина не ехала и расход пропана за 30л\100км.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
у вас там еще 80 бензин есть??? Я в свой давно 92 лью. 80 есть на одной заправке. Но он очень плохой. Газон на нем едет плохо, дымит. Лей 92. Там надо то литр чтоб завести.
 
Сверху