• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Насос переставил по меткам. Вывернул свечу первого цилиндра, заткнул бумажкой, провернул коленвал до выхода из под бумажки воздуха, потихоньку вращал вал до совпадения меток на картере сцепления. Трамблёр встал по бегунку на первый цилиндр, снял трамблёр, привод стоит вдоль двигателя. Поставил всё обратно, трамблёр до упора в плюс и как он не работал так и не работает, я уж в четверг плюнул и сел на дизельный погрузчик. С этим мотором я уже не знаю чего делать. Если по вашему валы все одинаковые то я незнаю почему он огнём и туда и сюда стреляет, и холостые не держит, расход бешеный, и свечи все чёрные. Клапана я проверял и притирал месяц назад с ними всё отлично, хотя двигатель и до ремонта так работал, только без пламени.

Добавлено через 14 часов 28 минут 0 секунд


А на этот сайт вообще переходить не совету. Там ещё хуже чем здесь, я сам там уже полгода стою. И такое чувство что у тамошних участников форума или машины не ломаются совсем, или они тупо просто не знаю неисправностей и метод их устранения. Если им парень задал вопрос почти месяц назад какие жиклёры по номиналу должны стоять в крбюраторе К-126И, так они до сих пор думают. Наверняка тот парень просто залез в инет и нашёл.
Если с зажиганием все в порядке, то наверное несовпадение газораспределения существует.Нет ли возможности сравнить с другим двигателем: например где стоит поршень по высоте когда клапан первого цилиндра полностью открыт. Ведь изначально любой вал должен работать. Конструктивных изменений коленвала вроде не было. И по идее если установить распред. правильно не взирая на метки , двигатель должен заработать.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Если с зажиганием все в порядке, то наверное несовпадение газораспределения существует.Нет ли возможности сравнить с другим двигателем: например где стоит поршень по высоте когда клапан первого цилиндра полностью открыт. Ведь изначально любой вал должен работать. Конструктивных изменений коленвала вроде не было. И по идее если установить распред. правильно не взирая на метки , двигатель должен заработать.

Валы ставил по меткам, снял трамблёр и посмотрел привод, он стоял криво, пробовали выставить как положено в горизонт но ничего не получилось оставили как было. Перекинули шестерню распредвала на один зуб от заводской метки, привод встал как положенно. Собрали двигатель и он на холостых вообще не работал просто глох. Разобрали перекинули от метки на один зуб в другую сторону, собрали. Завели работать стал ещё хуже на холостых кое как с взрывами в глушитель, взрывы пропадали при повороте трамблёра до упора в -. Двигатель сильно перегревается до 80 градусов минут за 7, заглушили потому что около выхлопной уже шланги на гидравлику гореть начали. С механиком в итоге решили новый распредвал поставить. Вчера заказал, и после праздников должны привезти. А двигателя второго нету, если бы был давно бы уже разобрал посмотрел как и чего и свой бы собрал.
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Валы ставил по меткам, снял трамблёр и посмотрел привод, он стоял криво, пробовали выставить как положено в горизонт но ничего не получилось оставили как было. Перекинули шестерню распредвала на один зуб от заводской метки, привод встал как положенно. Собрали двигатель и он на холостых вообще не работал просто глох. Разобрали перекинули от метки на один зуб в другую сторону, собрали. Завели работать стал ещё хуже на холостых кое как с взрывами в глушитель, взрывы пропадали при повороте трамблёра до упора в -. Двигатель сильно перегревается до 80 градусов минут за 7, заглушили потому что около выхлопной уже шланги на гидравлику гореть начали. С механиком в итоге решили новый распредвал поставить. Вчера заказал, и после праздников должны привезти. А двигателя второго нету, если бы был давно бы уже разобрал посмотрел как и чего и свой бы собрал.
Получается что в паре цилиндров не совпадение фаз, один цилиндр выпускает горючую смесь в глушитель, другой поджигает смесь с открытым впускным клапаном. Никакими регулировками не исправишь. А компрессию по цилиндрам мерили? Она такое показала бы.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Получается что в паре цилиндров не совпадение фаз, один цилиндр выпускает горючую смесь в глушитель, другой поджигает смесь с открытым впускным клапаном. Никакими регулировками не исправишь. А компрессию по цилиндрам мерили? Она такое показала бы.

Компрессия 6-6.5, кольца новые, поршня не люфтят, клапана притёрты, но компрессия маловата. И так уж слышно, сегодня механик сказал тоже что мотор не в такт как будто работает как дизель МТЗ. Сегодня ещё ребят пытал которые дольше меня работают, один дедок "божий одуванчик" распредвал менял, родной выбросил а этот притащил фиг знает откуда, он даже не покупал его, просто в гараже втихоря его заменил и после этого мотор перестал нормально работать. Я даже представить не могу откуда этот вал мог подойти. И когда мотор работает на холостых оборотах, руку подносишь к выхлопной трубе и чувствуется как вылетают как будто расскалённые капли, сначала подумал нагар из трубы отрывается, но на руке после этих капель кроме красных пятен похожих на ожёг от искр сварки ничего не остаётся, и рука бензином пахнет. Не гарью а разборчивый запах бензина.
 
Последнее редактирование:

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Компрессия 6-6.5, кольца новые, поршня не люфтят, клапана притёрты, но компрессия маловата. И так уж слышно, сегодня механик сказал тоже что мотор не в такт как будто работает как дизель МТЗ. Сегодня ещё ребят пытал которые дольше меня работают, один дедок "божий одуванчик" распредвал менял, родной выбросил а этот притащил фиг знает откуда, он даже не покупал его, просто в гараже втихоря его заменил и после этого мотор перестал нормально работать. Я даже представить не могу откуда этот вал мог подойти. И когда мотор работает на холостых оборотах, руку подносишь к выхлопной трубе и чувствуется как вылетают как будто расскалённые капли, сначала подумал нагар из трубы отрывается, но на руке после этих капель кроме красных пятен похожих на ожёг от искр сварки ничего не остаётся, и рука бензином пахнет. Не гарью а разборчивый запах бензина.
Сергей, вал замените отпишитесь как получилось. А распред может быть и от Студебекера
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Сергей, вал замените отпишитесь как получилось. А распред может быть и от Студебекера

Обязательно отпишусь. Только его ещё купить надо, в нашем городе заказал вроде обещали найти. И сегодня утром в интернете нашёл магазин где есть, стоит 1200 от ГАЗ-40П, но ехать в реутов. Сегодня пока шёл в гараж по дороге мне навстречу ехал ГАЗИК 52, как часики работает, я специально ход замедлил чтоб посмотреть и послушать. Без провалов без выстрелов, машина видно из водоканала или из теплосети, в хорошем состоянии, синий, бортовой. Думал не 52, но он ближе подъехал и я увидел что диски колёсные имеют не по три дырки а больше. Потому что я где то читал как отличить ГАЗ 52 от ГАЗ 53.
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Обязательно отпишусь. Только его ещё купить надо, в нашем городе заказал вроде обещали найти. И сегодня утром в интернете нашёл магазин где есть, стоит 1200 от ГАЗ-40П, но ехать в реутов. Сегодня пока шёл в гараж по дороге мне навстречу ехал ГАЗИК 52, как часики работает, я специально ход замедлил чтоб посмотреть и послушать. Без провалов без выстрелов, машина видно из водоканала или из теплосети, в хорошем состоянии, синий, бортовой. Думал не 52, но он ближе подъехал и я увидел что диски колёсные имеют не по три дырки а больше. Потому что я где то читал как отличить ГАЗ 52 от ГАЗ 53.

Да,именно так - у классических 52 в колесных дисках 6 отверстий да метал вроде потоньше. А вообще мотор настроенный как надо просто шепчет, холостые обороты держит на уровне 400 оборотов устойчиво.
 

Дырявый глушак

Общительный
Регистрация
10 Дек 2010
Сообщения
76
Реакции
25
Баллы
94
Сергей MAVRIN, а провода в крышку трамблера правильно вставлены?:haha: плохая шутка. на самом деле надо поставить исправные детали, предназначенные именно для этого мотора и все заработает.
Простой Русский, ну вы хоть адрес оставьте, куда уходите и где можно будет получить толковый ответ в случае необходимости:drinks:
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Да никуда я ещё не ушёл. Просто подумываю это сделать. Найти подходящий пока не удалось, да и пока мало искал - лень рыться в мусорной свалке под названием интернет. Может и на ГАЗ63.ру зарегистрируюсь, надо сначала к нему присмотреться (а может и нет). Чем хорош этот форум - он сильно раскручен, людям проще найти эту тему, проще найти единомышленника. Но сам форум, вы и сами можете видеть, больше легковой, чем грузовой. Да и не спец я вовсе, здесь есть и более опытные и толковые, сам у них учусь, я просто фанат газончиков. Если что, пишите на почту, буду просматривать иногда, да и сюда поглядывать тоже интересно, в плане знакомства с новыми интересными людьми. Ну или на крайний случай ищите на luazzz.ru. или на gaz66.ru
 
Последнее редактирование:

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Сегодня ремонтировал своего японца, так вот когда разобрал 3 из 4 поршней закоксовались. Стал смотреть что да как и обнаружил что трубочки которые брызгают маслом снизу в цилиндр в трех случаях погнуты, видать в прошлых ремонтах. А том где не погнута трубка все путем. Это я к тому что если мы шатунные дырочки заглушим в своих газонах не будет ли плохо поршням , ведь кокс наверно от перегрева масла образуется.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Сегодня ремонтировал своего японца, так вот когда разобрал 3 из 4 поршней закоксовались. Стал смотреть что да как и обнаружил что трубочки которые брызгают маслом снизу в цилиндр в трех случаях погнуты, видать в прошлых ремонтах. А том где не погнута трубка все путем. Это я к тому что если мы шатунные дырочки заглушим в своих газонах не будет ли плохо поршням , ведь кокс наверно от перегрева масла образуется.

Я где то читал что их не рекомендуется глушить, и прироста давления это не даёт. На своём тоже хотел заглушить а потом передумал, раз сделаны значит нужны. И на своих жигулях мотор разбирал тоже дырочки есть, а на новых шатунах небыло. У людей спросил сказали что шатуны немного по другому делать стали и без дырочек, и теперь при отсутствии дырочки шатун с поршнем можно собирать по любому, без разницы где у шатуна дырочка.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Сегодня ремонтировал своего японца
Яков 1961, что за японец у вас?

Это я к тому что если мы шатунные дырочки заглушим в своих газонах не будет ли плохо поршням , ведь кокс наверно от перегрева масла образуется.
Эти моторы были рассчитаны на масло более низкого качества чем выпускают сегодня, поэтому даже в жару нет необходимости включать маслорадиатор. К тому же эти отверстия брызгают масло на распредвал, а он на нижнеклапанном моторе достаточно хорошо смазывается брызгами и масляным туманом. А вот шатунным вкладышам смазки как раз не хватает.
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Яков 1961, что за японец у вас?


Эти моторы были рассчитаны на масло более низкого качества чем выпускают сегодня, поэтому даже в жару нет необходимости включать маслорадиатор. К тому же эти отверстия брызгают масло на распредвал, а он на нижнеклапанном моторе достаточно хорошо смазывается брызгами и масляным туманом. А вот шатунным вкладышам смазки как раз не хватает.

У меня грузовичок DYNA с двигателем 2L простой не турбовой. А насчет смазки в газонах : если бы масло так-же брызгало на поршневые пальцы проблем было бы меньше. Может рассверлить отверстие в шатуне, вставить трубочку, направить на палец да и пусть работает на благо народа
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Купил сегодня новый распредвал 40П и прокладку под ГБЦ. На следующей неделе привезут новые клапана, комплект. И новые шестерни, буду брать комплектом уже от ГАЗ 24.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Спасибо ребята буду стараться. Как всё сделаю буду отписываться. Вчера у нас погрузчик отец на нём работает БАЛКАНКАР г/п 3.5 тонны, двигатель ММЗ-Д-243. И вот с ним такая беда, на холодную заводишь работает нормально, начинает прогреваться градусов до сорока и выхлопная начинает сильно сильно шипеть рядом с ним даже стоять невозможно уши закладывает, мощность не развивает совсем, и чёрно-серым дымом дымит при нажатии на газ, больше чёрным. На холостом ходу дымит чуть меньше но обороты не держит совсем вплоть до остановки. Сегодня отрегулировал на нём клапана, и снял крышку шестерни привода ТНВД, и положение насоса относительно шемтерни до упора в раннем положении подачи топлива. Мы сняли трубку подачи топлива к первой форсунке и провернули коленвал до совпадения метки когда топливо должно начинать впрыск, и до того как коленвал встал в метку топливо из насоса первой секции уже во всю текло. Отвернули шестерню привода ТНВД и проворачивая вал ТНВД поймали момент начала выхода топлива из первой секции и застопорили всё в таком положении. Завести мотор ещё не успел, теперь только в понедельник. Вот и хотел спросить если кто знает может так двигатель работать, шипеть и терять мощность и плюс ко всему сильный перегрев из за того что была очень ранняя подача топлива???
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Спасибо ребята буду стараться. Как всё сделаю буду отписываться. Вчера у нас погрузчик отец на нём работает БАЛКАНКАР г/п 3.5 тонны, двигатель ММЗ-Д-243. И вот с ним такая беда, на холодную заводишь работает нормально, начинает прогреваться градусов до сорока и выхлопная начинает сильно сильно шипеть рядом с ним даже стоять невозможно уши закладывает, мощность не развивает совсем, и чёрно-серым дымом дымит при нажатии на газ, больше чёрным. На холостом ходу дымит чуть меньше но обороты не держит совсем вплоть до остановки. Сегодня отрегулировал на нём клапана, и снял крышку шестерни привода ТНВД, и положение насоса относительно шемтерни до упора в раннем положении подачи топлива. Мы сняли трубку подачи топлива к первой форсунке и провернули коленвал до совпадения метки когда топливо должно начинать впрыск, и до того как коленвал встал в метку топливо из насоса первой секции уже во всю текло. Отвернули шестерню привода ТНВД и проворачивая вал ТНВД поймали момент начала выхода топлива из первой секции и застопорили всё в таком положении. Завести мотор ещё не успел, теперь только в понедельник. Вот и хотел спросить если кто знает может так двигатель работать, шипеть и терять мощность и плюс ко всему сильный перегрев из за того что была очень ранняя подача топлива???
Я на своей т-дюне и регулировал и менял насосы. Когда зажигание ранее то дым черный и греется быстро, познее дым серый. И вроде точка начала вспрыска ставится еще чуть раньше , но точно не помню. Я делал так- совмещал все метки , заводил , а потом поворачивал сам насос находил большие обороты потом поворачивал на раннее пока не начинали падать обороты. Это примерно и есть нужная регулировка.
 
Сверху