• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
Задние совпадают полностью, а передние разные, у ГАЗ-51/52 в передней части мотора стоят 2 подушки как сзади, а у ГАЗ-53 передние крепления примерно как на ЗМЗ-402.

Короче переделки совсем небольшие
 

Uncle Mike

Общительный
Регистрация
26 Май 2011
Сообщения
2
Реакции
5
Баллы
64
Благодарю за ответы.

Кстати, немного дополню информацию Hetzer 88 о переделке на контактно-транзисторную систему зажигания.
Использовать коммутатор, катушку и вариатор можно не только от ЗиЛа, но и от УАЗа или Волги (причем уазовский/волговский коммутатор можно спокойно ставить под капот, т.к. он может работать при более высокой температуре, чем зиловский).
Еще один момент: при использовании волговского коммутатора типа 131.3734 вариатор не нужен, т.к. этот коммутатор имеет встроенный вариатор.
Таким образом, схема упрощается. Купить эти запчасти в пределах России не проблема.
Вот тут можно и схемы посмотреть: _http://forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=94792
 

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
Совершенно верно! Волговский даже лучше, просто я располагал только ЗиЛовским.

Добавлено через 54 секунды
так чем КШМ ЗиМа от ГАЗ-52 отличается никто не скажет?
 
Последнее редактирование:

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
Добавлено через 54 секунды
так чем КШМ ЗиМа от ГАЗ-52 отличается никто не скажет?

симметричные шатуны, облегченные противовесы КВ, фланец КВ на 8 шпилек под гидромуфту (вообще коленвал другой)

поршни, вкладыши, кольца, пальцы одинаковые.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
как вы установили стеклоподёмники на газон.
Думаю этот вопрос возник не только у Вас, потому что на родные стеклоподъемники практически нет запчастей, а их износ превышает все мыслимые допустимые пределы. Поэтому предлагаю создать отдельную тему по стеклоподъемникам и другим современным устройствам, установленным на старинные машины. Все таки эта тема посвящена мотору. Давайте будем придерживаться тем. :)
 

KOKOC

Постоялец
Регистрация
13 Янв 2010
Сообщения
131
Реакции
61
Баллы
110
Я нескозанно удивлен ,что такой "неубиваемый" мотор,как ГАЗ-52 столько людей считают НЕубиваемым и просто хорошим:smoke:
Я ездил,и не один год на машине с таким двигателем-мое мнение-редкая гадость,полностью устаревший ,нет ничего хорошего,уступает по всем параметрам аналогичным изделиямтоесть-полный отстой !!!!
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
полностью устаревший
А в инжекторном варианте? :)
Карб - барахло, согласен. А если поставить КЕ-Джетроник с мерса 124-го или Л-Джетроник, а то и Мотроник? По моему получится ОТЛИЧНЫЙ мотор, на низах тянет лучше современных. :gaz_love:
 

Микхай

Завсегдатай
Регистрация
23 Июл 2010
Сообщения
252
Реакции
1,225
Баллы
210
Да, всё правильно! Этот мотор уже давным давно стал старинным и конечно же не современным и далеко не совершенным! Всему своё время, а этой конструкции вот уже восемьдесят лет!!! Многие когда его видят диву даются и удивляются, что этот двигатель ещё существует и работает..., как часы, нет не Швейцарские, а наши, Отечественные, хотя когда-то и спроектирован в США!

А зачем мы занимаемся до сих пор с этими двигателями?! Отвечу только лишь за себя! Мне это очень интересно и вообще, не знаю где и как обстоит ситуация с запасными частями, а у нас в городе всё хорошо, всё есть, всё!!!

Не буду говорить насчёт убиваемости этого мотора, всё зависит от того, как его насиловать, если любя, то он и вправду вечный, а если делать ему больно, то не долго ему улыбаться!!!

Ребята! Любите технику и она Вас не подведёт, используйте граммотно то, что имеете, а если имеете, то любя и нежно, как Любимую!!!
 
Последнее редактирование:

KOKOC

Постоялец
Регистрация
13 Янв 2010
Сообщения
131
Реакции
61
Баллы
110
Да, всё правильно! Этот мотор уже давным давно стал старинным и конечно же не современным и далеко не совершенным! Всему своё время, а этой конструкции вот уже восемьдесят лет!!! Многие когда его видят диву даются и удивляются, что этот двигатель ещё существует и работает..., как часы, нет не Швейцарские, а наши, Отечественные, хотя когда-то и спроектирован в США!
А стакой формулировкой я спорить не посмею.
Честь,и хвала рукам ,которые поддерживают сей артефакт в исправном ,рабочем состоянии!!!!!
 

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
А ЧЕМ СИММЕТРИЧНЫЕ ШАТУНЫ ЛУЧШЕ?

по задумке инженеров - равномерное распределение сил, действующих на шатунный вкладышь, по всей площади вкладыша и шейки.
 

GAZPRO

Постоялец
Регистрация
29 Июл 2011
Сообщения
208
Реакции
61
Баллы
130
Всем привет! Сегодня стал обладателем ГАЗ 5201. Три дня читал эту ветку и загорелся, а тут кстати подвернулся газончик, не устоял перед соблазном.
 

Вложения

  • 11082011(001).jpg
    11082011(001).jpg
    107.1 KB · Просмотры: 408
  • 11082011.jpg
    11082011.jpg
    102.7 KB · Просмотры: 412
  • 11082011(005).jpg
    11082011(005).jpg
    81.6 KB · Просмотры: 379
  • 11082011(004).jpg
    11082011(004).jpg
    102.8 KB · Просмотры: 398
  • 11082011(002).jpg
    11082011(002).jpg
    95.2 KB · Просмотры: 387
  • 11082011(003).jpg
    11082011(003).jpg
    76.8 KB · Просмотры: 392
  • 11082011(006).jpg
    11082011(006).jpg
    87 KB · Просмотры: 420
  • 11082011(007).jpg
    11082011(007).jpg
    90.6 KB · Просмотры: 404
  • 11082011(008).jpg
    11082011(008).jpg
    99 KB · Просмотры: 437
  • 11082011(009).jpg
    11082011(009).jpg
    87.7 KB · Просмотры: 420

GAZPRO

Постоялец
Регистрация
29 Июл 2011
Сообщения
208
Реакции
61
Баллы
130
Газончик 89-го года по документам, ГБЦ 76, диск сцепления УАЗ, корзина родная, клапана ЗИЛовские переточенные, коробка 51-го.

У меня вопрос, можно заливать 92-ой, клапана выдержат? И еще, скиньте пожалуйста, у кого есть нормальную литературку по ГАЗ 51/52 или ссылочку где можно скачать.

Огромное спасибо Старому Зимисту за эту тему и всем кто эту ветку поддерживает!
 

Sevast

Общительный
Регистрация
12 Июн 2011
Сообщения
2
Реакции
0
Баллы
62
Признавайся куда собрался ставить?:)
габариты не знаю. Как будет время померю
есть мысля впихнуть его в "газель" старого образца. Сам двигун могу взять даром, но надо за ним ехать почти 200 км, вот поэтому и спрашиваю.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
есть мысля впихнуть его в "газель" старого образца.
Интересная идея. Только думаю длинноват мотор для "газели", недавно обмерял коллектор (задумал сварить "инжекторный" из нержавейки), так длинна коллектора 596 мм.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
И еще, скиньте пожалуйста, у кого есть нормальную литературку по ГАЗ 51/52 или ссылочку где можно скачать.


Глянь тут http://www.redmotor.ru/dvigatelgaz51/index.html.

Довольтно таки нормано все написано!!!

Есть еще литература дай адрес скину!

Добавлено через 3 минуты 20 секунд
есть мысля впихнуть его в "газель" старого образца. Сам двигун могу взять даром, но надо за ним ехать почти 200 км, вот поэтому и спрашиваю.

Не влезет.!
 
Последнее редактирование:
Сверху