• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Кстати, а плунжерный насос от Д-240 не подходит? достаточно надёжный агрегат, никогда с ним проблем не было
К сожалению этот насос на бензине быстро изнашивается и "умирает".:(
КЕ-Джетроник это механический инжектор с электронными корректировками, ставился на мерседес W124, ауди 80/100 и некоторые модели опель и форд. Эту аппаратуру выпускала фирма Бош. :)
 

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
Кстати, есть вопрос к мотористам!в посте Старого Зимиста идёт речь об установки головы без прокладки, так как она частенько прогорает. Но...я не уверен, что мой старый блок и головку в нашем городе смогут так хорошо отшлифовать, я помню в одной книге по автотуризму 50-х годов была рекомендация для движков Москвич-401, Победы и ЗиМа заменить штатную прокладку красномедной, толщиной 0,5-0,6 мм. Каково ваше мнение?
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
я помню в одной книге по автотуризму 50-х годов была рекомендация для движков Москвич-401, Победы и ЗиМа заменить штатную прокладку красномедной, толщиной 0,5-0,6 мм. Каково ваше мнение?
А что это за книга? Если можно о красномедной прокладке подробнее, тоже интересует такая прокладка. :)
Думаю такая прокладка более надежна и долговечна.
 

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
книга называется "Справочник шофёра-любителя" год по-моему 53 или 54, точно не помню, обложка давно оторвалась и потерялась, в ней есть глава "Конструктивные изменения в автомобилях "Москвич" и "Победа", в ней таблица, вот выдержка из неё: "Повышение степени сжатия в пределах, допускающих работу на автомобильных бензинах Б-70 и А-74, а именно: для автомобиля "Победа" - 7,0-7,2 едениц.....","Уменьшить толщину прокладки между головкой блока и блоком цилиндров путём замены стале-асбестовой прокладки прокладкой из красной меди толщиной 0,5 - 0,6 мм. При применении таких прокладок следует обращать внимание на состояние стыковых поверхностей блока и головки цилиндров. На этих поверхностях не должно быть царапин, задиров и ржавчины."

меня одно смущает, где взять такой лист меди???? А так одни плюсы, и герметичность всяко будет, и вряд ли прогорит
 
Последнее редактирование:

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
Вот мой обещаный фотоотчёт по установке контактно-транзисторсной СЗ на мотор ГАЗ-52, прошу меня не пинать:), на фото тот момент, когда я просто всё слепил на скорую руку, лишь бы проверить работоспособность:), потом всё сделал по уму. Результат понравился, двигатель пускается значительно легче, исчезло "подтраивание" на непрогретом моторе, но впоследствии всё равно хочу полноценную бесконтактную систему.
 

Вложения

  • Фото0167.jpg
    Фото0167.jpg
    249 KB · Просмотры: 437
  • Фото0169.jpg
    Фото0169.jpg
    219.1 KB · Просмотры: 423
  • Фото0171.jpg
    Фото0171.jpg
    213.4 KB · Просмотры: 440
Последнее редактирование:

Артем51

Завсегдатай
Регистрация
17 Ноя 2010
Сообщения
1,339
Реакции
631
Баллы
265

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Артем51, можно но только нормальной промывкой, а не 5 минуткой из маленькой баночки. И не более 5 минут. Можно менее. Задача не отмыть промывкой двигатель, а убрать старое масло, дабы избежать смешения разных видов масел.

Добавлено через 4 минуты 12 секунд
Hetzer 88, ты бы подробнее написал что и как делал. Что резать, куда вставлять, какие детали использовал?
 
Последнее редактирование:

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
Hetzer 88, ты бы подробнее написал что и как делал. Что резать, куда вставлять, какие детали использовал?

Да тут как-то нечего описывать:) Берётся коммутатор, катушка и вариатор от ЗиЛ-130 (такая же система и на ГАЗ-53, на ЛиАЗе и на ЛАЗе по идее), как эти узлы называются не помню, но как выглядят хорошо видно на фото, затем сверлится четыре отверсти диаметром 6,2 мм в удобном месте, 2 для вариатора (на всех перечисленных авто стоит под капотом) и 2 для коммутатора (ставится обычно в кабине, в нише возле левой ноги за дверью, для меньшего нагрева, я поставил всё же под капотом, но подальше от движка, думаю сильно жарко ему не будет, да и в кабину провода тянуть не хотелось) и соединяется по схеме (её можно взять в книжке по ЗиЛу), бабина подходит на место штатной без изменений, и важный момент: отсоединяется конденсатор от трамблёра (который остаётся штатный), но снимать его не обязательно. На всякий случай можно возить с собой старую катушку, в случае неисправности перейти на "родной" вариант дело 15-20 минут.

Кроме более мощной и стабильной искры, как ещё один плюс данной схемы можно отметить почти что прекращающееся подгорание контактов прерывателя, их теперь почти не надо чистить и значительно реже выставлять зазор

Добавлено через 12 минут 16 секунд
в случае подобной переделки рекомендую заменить старые бронепровода на силиконовые (по заявлению производителей держат до 100 тыс В), да дорого, да придётся покупать 2 комплекта от легковой машины, но: на "классическом" зажигании искра имеет напряжение 15-18 тыс В и провода "пробивают" на массу, теперь же мы имеем дело с 25 тыс В.....
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
А я бы все таки сразу сделал БСЗ, так как контакты прерывателя самое слабое место, да и крышка ГАЗовского трамблера при высоком напряжении не так надежна как с мерседеса. :) Тем более б/у трамблер на разборке стоит не так уж и дорого. :)
 

калуга

Общительный
Регистрация
16 Дек 2009
Сообщения
30
Реакции
21
Баллы
69
При применении таких прокладок следует обращать внимание на состояние стыковых поверхностей блока и головки цилиндров. На этих поверхностях не должно быть царапин, задиров и ржавчины

Так это 70 лет назад! А сегодня чуть мазануть "красным" герметиком - и все царапины по барабану. После вырезки прокладки из меди, её необходимо отжечь (градусов 600-650 (по памяти) с охлаждением в воде) - для мягкости. А герметик мазать тонкой "ниточкой" вокруг цилиндров и водяных каналов - чтобы был теплоотвод к металлу.
 

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
При применении таких прокладок следует обращать внимание на состояние стыковых поверхностей блока и головки цилиндров. На этих поверхностях не должно быть царапин, задиров и ржавчины

Так это 70 лет назад! А сегодня чуть мазануть "красным" герметиком - и все царапины по барабану. После вырезки прокладки из меди, её необходимо отжечь (градусов 600-650 (по памяти) с охлаждением в воде) - для мягкости. А герметик мазать тонкой "ниточкой" вокруг цилиндров и водяных каналов - чтобы был теплоотвод к металлу.

То что обжигать надо - это да, но вообще скептически отношусь к герметикам, картонные прокладки всегда на солидол сажал, под голову - на графитовую смазку, и никогда ничего не текло и не капало, но это моё ИМХО

Добавлено через 2 минуты 32 секунды
А я бы все таки сразу сделал БСЗ, так как контакты прерывателя самое слабое место, да и крышка ГАЗовского трамблера при высоком напряжении не так надежна как с мерседеса. :) Тем более б/у трамблер на разборке стоит не так уж и дорого. :)

Согласен, но повторюсь, в финансах я сейчас ограничен, а этот вариант улучшения вложений не требовал, всё уже было, да если б и не было, всю эту "беду" в любом АТП за 0,5 беленькой приобрести можно...
 
Последнее редактирование модератором:

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
раньше красную листовую медь можно было у электриков найти,надо спросить,дело стоящее!

Добавлено через 3 часа 5 минут 52 секунды
спасибоHETZER 88 за пояснения по зажиганию.в ближайшее время займусь поиском деталей.
 
Последнее редактирование модератором:

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
у вас случайно нет зиловской электросхемы?а то я в инете не нашёл.

Есть, могу на мыло скинуть или словесно описать

Добавлено через 3 часа 34 минуты 19 секунд
Кстати, такой вопрос, думаю заинтересует многих: Каково отличие КШМ ГАЗ-52 и ГАЗ-12? Почему Зимовский мотор имеет макс. обороты 3600 и всё нормально, а 52-ой на 2800 заворачивается?
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
у двигателей ГАЗ-51/52 и ГАЗ-53 точки крепления совпадают или нет?
Задние совпадают полностью, а передние разные, у ГАЗ-51/52 в передней части мотора стоят 2 подушки как сзади, а у ГАЗ-53 передние крепления примерно как на ЗМЗ-402.
 
Сверху