• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Нужно ли плавное включение фар?

Baurey

Завсегдатай
Регистрация
19 Май 2008
Сообщения
1,194
Реакции
553
Баллы
295
Люди! а есть у кого схемка (на одном или двух транзисторах) для плавного включения фар головного освещения (она же для защиты ламп) ?
искал по нету - нихрена нету..
 

Antoxa89

Завсегдатай
Регистрация
21 Дек 2007
Сообщения
801
Реакции
254
Баллы
225
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Люди! а есть у кого схемка (на одном или двух транзисторах) для плавного включения фар головного освещения (она же для защиты ламп) ?
искал по нету - нихрена нету..
А собственно спрашивается для чего??? Для продления срока служдбы ламп я как пинамаю??? Но это не поможет продлить скрок их службы, так как при включение ламп (любых) сначала происходит переходной процесс... Напряжение достигает своего максимума и так же сиюсекундно проходит. Следовательно плавное включение не поможет продлить срок службы! А у ксенона это служит для розжига ламп, а не для продления службы.
 

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Следовательно плавное включение не поможет продлить срок службы!

Не соглашусь. Плавное включение - как раз та единственная мера, которая позволит увеличить срок службы лампы накаливания, не считая питания пониженным напряжением в режиме постоянной работы. Вопрос в другом - еще за какое-то время до перегорания, на колбе оседают частички металла спирали, а сама спираль истончается, т.о., замена лампы требуется не по причине перегорания, а потому, что светоотдача снижена. Так что схема плавного включения мне представляется не совсем подходящей для данного случая, хотя она и позволит в несколько раз увеличить срок службы ламп.
 

Antoxa89

Завсегдатай
Регистрация
21 Дек 2007
Сообщения
801
Реакции
254
Баллы
225
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Не соглашусь. Плавное включение - как раз та единственная мера, которая позволит увеличить срок службы лампы накаливания, не считая питания пониженным напряжением в режиме постоянной работы. Вопрос в другом - еще за какое-то время до перегорания, на колбе оседают частички металла спирали, а сама спираль истончается, т.о., замена лампы требуется не по причине перегорания, а потому, что светоотдача снижена. Так что схема плавного включения мне представляется не совсем подходящей для данного случая, хотя она и позволит в несколько раз увеличить срок службы ламп.
Я еще раз повторяю во время включения любого электрического прибора... Происходит переходной процесс. Он собственно и разрушает любую аппаратуру со временем. Ведь чем чаше включать и выключать любой прибор (лампу) то его срок службы уменьшится. А если будет работать беспрерывно то срок службы возрастет. А для того что бы увеличить срок службы перед катушкой нужно ставить стабилизатор напряжения,что было не переменное а постоянное напряжение!
 
Последнее редактирование:

StrayCat

Завсегдатай
Регистрация
5 Апр 2008
Сообщения
887
Реакции
544
Баллы
214
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Antoxa89 Переходные процессы имеют место в цепях, где имеются реактивные элементы, т.е. элементы, имеющие сколь-нить значительную емкость и/или индуктивность. Лампа есть практически идеальная активная нагрузка, т.е. перехдного процесса так такового нет. А цель плавного включения лампы сстоит в том, чтобы ограничить ток в время накаливания лампы, т.к. сопротивление нити в холодном состоянии меньше, чем в разогретом. Лампы в 90% случаев и горят в момент включения из-за этого кратковременного повышения тока через нить из-за ее низкого сопротвления. Не верите-посмотрите в любом справочнике зависимсть спортивления металлов от темпертауры.
 

Jean HQ

Житель
Регистрация
15 Авг 2006
Сообщения
2,573
Реакции
1,663
Баллы
495
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Одно время толи Фольксваген, то ли БМВ заморачивались с плавным включением, провели ресурсные испытания, оказалось, что ресурс упал. Физики я не помню, но точно было связано с коркой нагара на нити.
 

Antoxa89

Завсегдатай
Регистрация
21 Дек 2007
Сообщения
801
Реакции
254
Баллы
225
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Antoxa89 Переходные процессы имеют место в цепях, где имеются реактивные элементы, т.е. элементы, имеющие сколь-нить значительную емкость и/или индуктивность. Лампа есть практически идеальная активная нагрузка, т.е. перехдного процесса так такового нет. А цель плавного включения лампы сстоит в том, чтобы ограничить ток в время накаливания лампы, т.к. сопротивление нити в холодном состоянии меньше, чем в разогретом. Лампы в 90% случаев и горят в момент включения из-за этого кратковременного повышения тока через нить из-за ее низкого сопротвления. Не верите-посмотрите в любом справочнике зависимсть спортивления металлов от темпертауры.
В устройстве для плавного включения имеются реактивные элементы (как катушка так и конденсатор).Я даже проверил! ))) Только что сбегал на кухню, плавно включил свет... Переходной процесс был! :) Ламп перед включение вспыхнула и погасла.
 

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Antoxa89, товарищ, я в свое время на схемах плавного включения собаку съел, правда под 220. Ресурс лампочки увеличивается на порядок, по собственным наблюдениям - с 6-8 месяцев в обычном варианте с прямым подключением к сети (частые включения-выключения) до более чем 5 лет в схеме с плавным запуском. Спираль провисает, становится ощутимо тоньше, лампочка светит тусклее, но не перегорает.
 

Antoxa89

Завсегдатай
Регистрация
21 Дек 2007
Сообщения
801
Реакции
254
Баллы
225
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Antoxa89, товарищ, я в свое время на схемах плавного включения собаку съел, правда под 220. Ресурс лампочки увеличивается на порядок, по собственным наблюдениям - с 6-8 месяцев в обычном варианте с прямым подключением к сети (частые включения-выключения) до более чем 5 лет в схеме с плавным запуском. Спираль провисает, становится ощутимо тоньше, лампочка светит тусклее, но не перегорает.
Странно... Я на радиофаке учусь... Экзамен недавно сдавал по схемотехнике. Один из вопросов был переходные процессы. Вроде я тоже не дуб в этом деле, но по теории ну не должно происходить увелечение!
 

NNZMihan

Бывалый
Регистрация
31 Мар 2008
Сообщения
1,770
Реакции
946
Баллы
345
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Рэбе :) не спорьте! Чтобы не заморачиваться с плавным включением и прочей лабудой раз уж тут такие все умные и образованые собрались :) предлагаю поставить индуктивность перед лампой :) и эффект самоиндукции не даст мнгновенно зашкалить току протекающему через нить накала ;)
 

StrayCat

Завсегдатай
Регистрация
5 Апр 2008
Сообщения
887
Реакции
544
Баллы
214
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Плохой способ. Катушка получится очень большая и с немалым активным сопротивлением. Так что зажигаться они будут плавно, но и в целом потускнеют.
 

Antoxa89

Завсегдатай
Регистрация
21 Дек 2007
Сообщения
801
Реакции
254
Баллы
225
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Да ладно ну а смысл ставить эту катушку??? Мне кажется наоборот основное достоинство галогенок в отличие от ксенона, это то что они мгновенно разгораются... Не надо ждать!
 

АРТЕМИЙ

Постоялец
Регистрация
7 Июл 2008
Сообщения
538
Реакции
210
Баллы
175
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Товарищи Вы о чем говорите?Если на авто установлены хорошие лампы,нормальная проводка,все контакты зачищены и зажать,установлены разгрузочные реле,то уверяю ВАС свет будет нормальный и лампы отслужат долго.
 

Офицер

Завсегдатай
Регистрация
10 Ноя 2008
Сообщения
777
Реакции
1,070
Баллы
240
Ответ: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Я вот тут задумался зачем изобретать велосипед? Плавное включение ламп увеличит их ресурс совсем не на много а мароки и головной боли выше крыши!
Попробывал собрать фишку из полевых транзисторов и подключить чререз нее фару. Вообщем необходимого и ожидаемого эфекта не получилось! Кто-нибудь пробовал сотворить подобную штуку?
 

дима36

Общительный
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
12
Реакции
6
Баллы
64
Re: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

да вот и я собрался было уже на транзисторах попытать счастье но раз всё это фуфло то и заморачиватся не буду...
 

Офицер

Завсегдатай
Регистрация
10 Ноя 2008
Сообщения
777
Реакции
1,070
Баллы
240
Re: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Эфект от такой фишки конечно есть но не больше чем от обычных реле на каждую цепь!
Дима36 попробуйте сделать а то может я чего неправильно сделал! Заодно и сравним!
 

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Re: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

Итак, попытаюсь разъяснить всем интересующимся принцип увеличения срока службы лампы накаливания при плавном пуске.

В нормальном состоянии вольфрамовая спираль лампы накаливания (для простоты речь идет об обычных бытовых лампах на 220В, но принцип один и тот же) разогрета до температуры около 3000 К, в холодном состоянии - примерно 300 К (примерно комнатная температура, используем абсолютную шкалу температур). Сопротивление металла зависит от температуры:

R=R0(1+at°) или R0aT

где R0 - сопротивление проводника при 0°С=273,15 К;

a - тепловой коэффициент сопротивления, примерно равный 1/273,15 по Кельвину (или на градус Цельсия);

t° - температура по шкале Цельсия;

Т - температура по шкале Кельвина.

При возрастании температуры с 300 до 3000 К в 10 раз увеличивается энергия теплового хаотического движения молекул вещества спирали, и примерно во столько же раз увеличивается сопротивление металла электрическому току (согласно закону Ома R=U/I, где U-напряжение, В; I-сила тока, А). Таким образом, в момент влючения имеем десятикратное превышение номинального тока, т.е., спираль лампы работает в режиме значительной перегрузки, подвергаясь при этом как тепловому разрушению (интенсивное испарение частиц металла спирали), так и механическому (в нити накаливания, закрученной спиралью, возникают значительные электромагнитные силы, которые могут разорвать нить). Именно поэтому в 9 случаях из 10 перегорание спирали происходит в момент включения, т.е., броска тока с десятикратным превышением номинального. Процесс разогрева спирали занимает время порядка нескольких десятых долей секунды, ввиду небольшой массы активного тела и, соответственно, небольшой тепловой инерции спирали. Если ограничить пусковой ток в момент включения, то будет исключен бросок тока в холодную нить, и мы получим увеличение срока службы лампы в несколько (обычно в 5-10, зависит от конкретного экземпляра лампы, было и до 20) раз.

Ограничение тока традиционно достигается двумя методами. Это:

1. Постоянная работа в режиме преднакала, т.е., постоянные подогрев спирали небольшим током до температуры порядка 200-500 °С (обычно это питание напряжением порядка 10-30% от номинального). В этом случае исключен токовый бросок на самом невыгодном температурном участке. Такой способ широко применялся в узких кругах радиолюбителей, занимающихся ремонтом телевизоров, т.к. он значительно продлял срок службы нити накала электронной пушки кинескопа, неисправность которой вызывала необходимость замены или восстановления всего кинескопа, что всегда было весьма дорогостоящей процедурой. Причем, стоимость потребленной на преднакал электроэнергии на несколько порядков компенсировалась увеличением (в разы) срока службы кинескопа.

2. Режим плавного пуска, т.е., постепенного линейного повышения напряжения в момент включения, от 0 до номинального, в течение 0.5-2 сек, в зависимости от мощности (т.е., тепловой инерции рабочего тела) защищаемой нагрузки. В цепях переменного тока реализовался простой тиристорной схемой, зарекомендовавшей себя, как достаточно надежная. Исследований никто не проводил, но по увеличению срока службы, можно предположить, что при включении лампы, ни в один из моментов не происходит превышения тока через спираль, относительно номинального. Это моя гипотеза, которая косвенно подтверждается как раз примерно 10-кратным увеличением срока службы лампы, что соотносится с 10-кратным превышением номинального тока в момент обычного, "холодного" запуска.

Таким образом, плавный пуск реально в несколько раз увеличивает срок службы лампы накаливания, что подтверждено практической эксплуатацией схем плавного пуска и постоянного преднакала.

Но.

Это для бытовых ламп. В случае с автомобильными фарами все не так просто.

На заводе, при расчете толщины и формы спирали, делают так, чтобы до окончания расчетного срока службы лампы, спираль успела испариться до определенного предела, за которым резко снижаются характеристики лампы. При искусственном увеличении срока службы, происходит значительное, сверх расчетного, испарение нити спирали, что не столь критично в бытовых лампах, но имеет достаточно большое значение в лампах автомобильных. Потому что:

1. Колба автомобильной лампы значительно меньше, следовательно, на отдельно взятую единицу площади будет осаждено гораздо больше молекул спирали (здесь можно проводить прямую аналогию с бытовыми лампами, т.к. мощности примерно одного порядка). Следовательно, будет наблюдаться значительное снижение светопропускной способности колбы.

2. Истонченная спираль крайне восприимчива к механическим нагрузкам и зачастую рвется от легкого сотрясения лампы. Как вы понимаете, лампочка в люстре и в автомобильной фаре имеют несравнимую разницу по количеству сотрясений. Поэтому, 10-кратного увеличения срока службы ждать не стоит, даже с учетом того, что спираль в автолампе гораздо более жесткая, чем в бытовой.

3. Спираль начнет провисать и трястись, что приведет ее к выходу из фокуса рефлектора и нарушению регулировки фар.

4. Самое главное. Истонченная спираль имеет сопротивление больше номинального, следовательно, выделяет меньшую мощность. В результате, значительно снижается светоотдача, которая подчиняется закону Стефана-Больцмана:

Rэ=sТ4

где Rэ - энергетическая светимость, Вт/м2;
s - постоянная Стефана - Больцмана 5,67 х 10-8, Вт/(м2К4);
Т - абсолютная температура, К.

Таким образом, снижение температуры спирали на, к примеру, 10% приводит к снижению излучаемой мощности аж на 35%. Температура, как мы помним, обратно пропорциональна сопротивлению; и пропорциональна силе тока и выделяемой на рабочем теле мощности. Это, кстати, к вопросу о сопротивлении переходных цепей в проводке питания головных фар - снижение напряжения в фарах на те же 10% (скажем, с 14В до 12.6В) снижает светоотдачу более чем на треть. Но это еще не все. Согласно закону смещения Вина, снижение абсолютной температуры излучателя приводит к сдвигу максимума спектральной плотности излучения в "красную" - более длинноволновую область, которая менее благоприятна для восприятия человеческим глазом, т.е., субъективно, светоотдача снижается еще больше.

Таким образом, подводя итог. Плавное включение действительно может продлить срок службы ламп. Но при этом, по истечении примерно 1.5-3 номинальных сроков службы, светоотдача лампы значительно упадет. Иными словами, лампа будет жить долго, но хренооово, и вы замените ее гораздо раньше, чем она перегорит - а именно, в тот момент, когда ночью поймете, что фары-то того, ващще не светят.

Надеюсь, вопрос по плавному включению раскрыт полностью.
 
Последнее редактирование:

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Re: Фары! Ночью ничего не вижу! Помогите!

испарённый с нити накаливания вольфрам в таких лампах оседает не на стекле, а восстанавливается в металлическом виде опять на спираль при взаимодействии с газом наполнения.

Вот этого не знал, спасибо. Самовосстановление идет с положительной или отрицательной обратной связью, вы не в курсе? Т.е., обратное осаждение интенсивнее происходит на перекаленных, истонченных участках, или же наоборот, на более холодных?
 
Сверху