Ответ: ГБЦ
Если пробьёт (не дай Бог!) прокладку, то ввиду очевидной разницы давлений между цилиндром и системой охлаждения тосолу очень сложно будет попасть внутрь цилиндра. Только если дырка уже велика (на такте впуска) или на заглушенном двигле, причём попавшая при остановке двигателя в цилиндр вода либо не даст завестись, либо вылетит в первый момент после пуска. Первым признаком дыры в прокладке обычно бывает как раз "кипение" ОЖ в радиаторе, т.е. фактически выхлоп через него. А в картер ОЖ попадает либо при трещине в ГБЦ или в самом блоке, либо при дефекте прокладки ГБЦ не в области цилиндра, а в области масляных каналов.
Теперь про влажность из выхлопа.

Бензин - суть углеводород (умное словечко удалось ввернуть из химии

), поэтому один из продуктов его горения есть вода. Пока выхлопной тракт холодный вода очень здорово конденсируется на его внутренних стенках и элементах и постепенно выдувается в амосферу в виде не очень чистых от копоти капелек. По мере прогрева конденсация прекращается и влага выходит наружу в виде пара, который немного конденсируется на подставляемой ладони. Это не только у "Волги", и даже не только у ДВС, это даже у самолётов, только там ладонь не всегда подставить можно, но в лаборатории, где после ГТД стоит выхлопная труба на улицу из этой самой трубы тоже конденсат капает. Поэтому если ездить по 15 метров в день не давая прогреться выхлопной системе то глушитель сгниёт гораздо быстрее, т.к. там постоянно будет полно воды.
...при повороте ключа в положение зажигание из капота раздаётся какой-то хлопок (двиг ещё не заведён)...
Это есть стечение обстоятельств: 1 - при включении зажигания на свече проскакивает искра (в силу логики работы ЭБУ или переходных процессов...); 2 - эта искра проскакивает в том цилиндре, который после выключения зажигания оказался с горючей смесью и только что прошёл ВМТ; 3 - смесь в этом цилиндре не превратилась в конденсат бензина из-за высокой температуры стенок цилиндра. Мой "Москвич" (карбюратор конечно) с электронным зажиганием дважды за всё время эксплуатации заводился БЕЗ стартера, а на этом самом хлопке при включении зажигания. "Волга" же регулярно пыхает при повороте ключа, но не заводится. Либо не хватает "пыха", чтоб повернуть колено на нужный угол, либо не умеет ЭБУ этот самый "пых" подхватывать и раздувать, но я не в обиде.
сказали убитая голова, нужен ремонт
Вот так диагноз. А ведь есть ещё клапана, распредвал, кольца. Что ж сразу голова-то? Может вопрос в притирке клапанов? Всяко бывает...
По-моему так.