Фотографии с перепугу сделаны не такие как надо, поэтому уверенно сказать, что
ничего страшного пока нельзя. Однако похоже, все же, что ничего страшного.
Поясняю. Если вставку фильтра не притянуть своей гаечкой, то вставка никогда не будет прилегать плотно верхним фланцем к крышке корпуса фильтра и там будет подсос воздуха. Неприлегание будет большим и подсос будет большим. В таком случае летом мотор убьется насмерть за 50-5000 км в зачисимости от пыльности дорог. В моей практике был случай, когда человек, забирая Жигули из капремонта, не поставил воздушный фильтр
(истории больше 30 лет) и полностью убил ЦПГ так, что она не прошла в следующий ремонтный размер за примерно 30 километров
(в Питере от Васильевского до дер. Александровской около Пушкина). Километра 4 было настоящей грунтовки.
В данном же случае, скорее всего, гайка на железном донышке стояла, поскольку на нем виден отпечаток. Это на самом последнем снимке. Если гайка стояла, то ничего страшного не произошло. Теоретически можно было бы даже не ставить нижнюю половинку корпуса фильтра....
А по поводу периодичности замены фильтра - зимой можно и через 20-40 тысяч не менять (но разумеется осматривать), а летом, в зависимости от погоды и дорог от 500 км до 10000, т.е. до замены масла.
Что касается продувки фильтра пылесосом - то это очень плохо, поскольку создает иллюзию тишины и уюта в то время как дом горит ярким пламенем. Фильтр состоит из довольно толстой, но пористой бумаги. поры канальчатые, сильно зарветвленные. Пыль и песок застревают в порах, снижая их пропускную способность. Постепенно фильтр забивается так, что начинает оказывать большое сопротивление воздушному потоку. Встряхиванием, выколачиванием и пылесосом можно удалить только песок/пыль осевшие снаружи на бумаге, но из пор вы не удалите их никогда! Для интереса можете измерить разрежение после фильтра нового, забитого и "вычищенного". Увидите, что между последними двумя разницы не будет. К волгам это не относится, а на европейских грузовых и некоторых легковых машинах после фильтра ставят индикатор, показывающий степень его засоренности. Так вот с этим индикатором все видно просто на раз-два. И я даже имел случай, когда человек приехал починить этот индикатор, поскольку он фильтр выбивает, выбивает, а индикатор все показывает и показывает - замени фильтр:haha:.
А результат забитости фильтра бывает и таким вот:
При этом бумагу и металлическую сетку всасывает в цилиндры, со всеми вытекающими последствиями.
Справедливости ради отмечу, что на фотографии не засоренный фильтр, а "левый", изготовленный чуть ли не из простого картона. Его порвало сразу после замены. НО! Всосанные воздушные фильтры мы встречаем практически раз в пару месяцев (не на Волгах конечно, а на дизелях). Просто у меня нужной фотографии под руками не оказалось.