• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Александер83

Общительный
Регистрация
23 Фев 2011
Сообщения
7
Реакции
0
Баллы
62
Привет форумчане! Почти год не был здесь, а новой интересной инфы не прибавилось:( .Поделюсь своим опытом по установке головки на 76 - на ходу изменений особо не почувствовал, единственное что точно есть, это то что теперь можно страгиваться по ровной вообще не газуя, т.е. тяга на низах возросла. У меня двиг стандартный без наворотов, и очень интересует вопрос на каком бензине вы сейчас ездите? У нас еще есть 80 но такое г. Под конец прошлогодней эксплуатации начал мешать следующий коктейль: 10 к 1 девяносто второй и соляра. Двиг при этом работает ровно, не дымит, тянет как на нормальном 80м. Что вы по этому поводу думайте? Мешаю из-за того что переживаю за клапана. И еще просвятите на масле какой вязкости вы ездите 5w40, 10w40, 15w40? или еще какое?
 

Виктор Тимоха

Общительный
Регистрация
28 Фев 2012
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
62
Самое смешное что без тяги газа машина ревет винты холостого и закручивал и выкручивал все без толку глохнет если карбюратор накрыть рукой а если во время работы еще и газануть то обороты еше больше и становится страшно за вкладыши , у меня такое предчувствие что туда все ровно бензин поступает но и новый карбюратор не решил проблемы , как быть не знаю
 

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Привет всем! Так бывает когда забудешь пружину надеть на тягу,после пуска сразу набирает обороты.А так не могу сказать,надо по месту смотреть. Последние два сезона(лето-осень) эксплуатировал на синтетике ШЕЛЛ РИМУЛА Р5 10W40 ДИЗЕЛЬНОЕ. Масло очень хорошее но дорогое,у нас 180р за литр.А вот на счёт бензина и солярки,надо попробовать.У нас 80й тоже полное Г.
 

Александер83

Общительный
Регистрация
23 Фев 2011
Сообщения
7
Реакции
0
Баллы
62
Самое смешное что без тяги газа машина ревет винты холостого и закручивал и выкручивал все без толку глохнет если карбюратор накрыть рукой а если во время работы еще и газануть то обороты еше больше и становится страшно за вкладыши , у меня такое предчувствие что туда все ровно бензин поступает но и новый карбюратор не решил проблемы , как быть не знаю
Чудеса какие то, воздушок снимаешь, визуально дросельная заслонка в каком положении? Я конечно далеко не механик и не могу понять - поставил новый карб и все равно газует? Винт положения дросельной заслонки (холостых оборотов) элементарно выворачивал? У меня на уме один вариант остается - подсос воздуха под прокладкой карбюратора, хотя и то это маловероятно. Распиши детально что снимал при замене прокладки, кроме самой головки конечно.
 

Виктор Тимоха

Общительный
Регистрация
28 Фев 2012
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
62
винты выворачивал закручивал до упора все ровно ревет но как то тупее что ли заслонки закрыты холостого хода винт вообше выкрутил ,когда снимал головку снял только карбюратор а после появления этой неисправности уже менял прокладки под коллекторами и между ними там где подогрев смеси и под карбюратором трамблер менял шланг на вакуум заглушил карбюратор рукой накрывая машина глохнет посторонних свистов нет все пружины на месте я уже голову свою сломал что не так не понимаю и заводится с пол оборота что ей надо не пойму :wall: масло лью шелл полу-синтетику
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Коромысло на коллекторе на оборот не поставил? Попробуй Педаль газа назад потянуть на заведенном.
скорее всего. совет правильный. да и пружину еще раз проверь, чудес не бывает.а на вакуум шланг просто заткни болтом.
Ребята 100 раз говорено переговорено, ну не лейте вы в свои двигатели дизельное масло!!!!! с чего вы решили что с ним будет лучше??? только хуже. чес слово, до обсурда.
сам лью 15/40 лукойл, беру на заправке. по лету может сдерну двигатель, поменяю набивку если все будет норм то перейду на полусинь 10/40 тоже лукойл.
 

Александер83

Общительный
Регистрация
23 Фев 2011
Сообщения
7
Реакции
0
Баллы
62
...то перейду на полусинь 10/40 тоже лукойл. -
тоже про это масло подумываю. Использую его уже 3 года в девятке, год на уазе и вот сейчас и в газон залью. Batat, а вы чем 52й кормите? Клапана родные? Что считаете по поводу 92 и соляры в пропорции 10/1?
А что за коромысло на коллекторе?
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Один раз залили "Лукойл" в КАМАЗ,ватило на 6 км. Заклинило дизель. У нас под этой маркой, всякую бодягу продают. 53 движка тоже хватило на пол года на лукойле. Лучше уж на простом ездить.
 

Виктор Тимоха

Общительный
Регистрация
28 Фев 2012
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
62
все проверил ,тяги на месте пружинка на месте педаль назад не тянется и если заглянуть в карбюратор сверху то заслонки нижние закрыты , понять не могу почему она ревет бензин же должен не идти заслонки ведь закрыты да и воздух в таком количестве где берется просто или я ничего не понимаю или у меня карбюратор феномен хотя и на новых двух аналогично работает:(
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
все проверил ,тяги на месте пружинка на месте педаль назад не тянется и если заглянуть в карбюратор сверху то заслонки нижние закрыты , понять не могу почему она ревет бензин же должен не идти заслонки ведь закрыты да и воздух в таком количестве где берется просто или я ничего не понимаю или у меня карбюратор феномен хотя и на новых двух аналогично работает:(

А ограничитель оборотов не может так мозг выносить? У меня когда заслонки заклинили в полузакрытом положении двигатель глох при резком открытии. Он же так же может и воздух сосать, и под ним так же нужно прокладки менять. Воздух можето сосать под крышку которая сбоку закрывает сам механизм. Можно попробовать его снять и поставить карб на короткие шпильки с новой прокладкой и попробовать завести двигатель.
 

Виктор Тимоха

Общительный
Регистрация
28 Фев 2012
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
62
ограничитель стоит но заслонки удалены прокладочки на ограничителе вырезал самодельные старые высохли но ничего не изменилось под ограничителем и под карбюратором менял мистика , Сергей а со своим мотором разобрался что в нем было не исправно?
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
...то перейду на полусинь 10/40 тоже лукойл. -
тоже про это масло подумываю. Использую его уже 3 года в девятке, год на уазе и вот сейчас и в газон залью. Batat, а вы чем 52й кормите? Клапана родные? Что считаете по поводу 92 и соляры в пропорции 10/1?
А что за коромысло на коллекторе?

кормлю 92ым. На одной заправке есть 80 но он страшный.
Клапана родные. Хорошо отрегулированные и притерты. Только зажигание чуть раньше. Езжу не более 65 и не более 3 тонн, проблем нет.
В топливе я не спец но насколько мне хватает знаний то мне кажется смысла нет мешать.
А там крепится тяга которая идет к караютатору.

ставь заведомо исправный карбюратор, если та же песня то либо тяги либо воздух, то есть усилитель тормозов с вакуумным опережением зажигания. Tercium non datur чудес здесь не будет.
Еще заведи машину и не трогая газ нажимай на тормоз, смотри что скажет. Мне кажется все таки воздух с вакуума.
 

chudotxt

Общительный
Регистрация
2 Окт 2008
Сообщения
15
Реакции
20
Баллы
64
Самое смешное что без тяги газа машина ревет винты холостого и закручивал и выкручивал все без толку глохнет если карбюратор накрыть рукой а если во время работы еще и газануть то обороты еше больше и становится страшно за вкладыши , у меня такое предчувствие что туда все ровно бензин поступает но и новый карбюратор не решил проблемы , как быть не знаю

Снимай ограничитель оборотов - ставь короткие шпильки. Убедись что прокладки под карбюратором (и паранит и пластик) не мешают открываться-закрываться заслонкам. Канал, куда вкручивается штуцер привода опережения зажигания у тебя задействован (или заглушен?) по назначению? Также правильно-ли вырублена паранитовая прокладка? Если она заводского изготовления, по всем отверстиям совпадает со старой?

Кстати, предположим, если есть подсос воздуха,а двигатель при этом хорошо заводится, то скорее всего карбюратор льёт...
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
обычно если идет подсос воздуха, двигатель плохо заводится, да и на холостых работать не будет. Скорее перелив идет. Можно снять фильтр и глянуть на заведенном как распыл идет.
 

Александер83

Общительный
Регистрация
23 Фев 2011
Сообщения
7
Реакции
0
Баллы
62
Чудеса..., впору уже советовать вообще без карбюратора заводить!!! Как может реветь движок при закрытой дроссельной (нижней) заслонке? Где он берет смесь??? Если честно - уже не верится. Как вариант запиши свое чудо на видео, с заглядыванием камеры в карб, видом и действием пружин, уровнем топлива в поплавковой камере и т.д. и кинь сюда ссылку.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Сергей а со своим мотором разобрался что в нем было не исправно?

Разобрался. Раскидал мотор по запчастям, стоял распредвал не оригинал, фазы были сбиты так что диаграмме далеко не соответствовали, форма кулачков непонятная, они больше овальные, на такие как на новом валу. ГБЦ под замену, выгнулась коромыслом. Вкладыш на шестом шатунном нижний подразбило. Купил маслонасос от БТР-60, при сборке всё буду ставить. От постоянной детонации сильно разбило втулки шатунов. А в остальном двигатель вполне живой и работоспособный.
 
Сверху