• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Сопряжение поршень-палец-шатун

Valik54

Общительный
Регистрация
20 Сен 2010
Сообщения
22
Реакции
5
Баллы
65
Всех приветствую!
Ставлю новую поршневую, которая "Золотая серия", на 402-й.
Поменял медные колечки в шатунах. Всё вывесил. Собрал на горячую как положено поршня с шатунами. После сборки столкнулся со следующей проблемой.
В трёх поршнях после охлаждения пальцы зафиксировались и относительно них двигаются шатуны, а в одном поршне всё наиборот, то есть палец в нём двигается, а в шатуне зафиксировался. За рамки одной размерной группы касаемо и поршней, и пальцев, и шатунов я не вышел.
Где-то читал, что в 402-м пальцы плавающие, то есть должны двигаться как в поршне, так и в шатуне. Хотя осмотрев старые пальцы, заметил на них поперечные царапины только в области шатунной втулки, то есть все они были зажаты в поршнях.
Кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой, если это вообще проблема? Или же описанная ситуация в пределах нормы и сопряжение шатун-палец-поршень разработается? В общем, стоит ли применять меры, пока ещё не собрал двигу?
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
В общем, стоит ли применять меры, пока ещё не собрал двигу?
"В общем" меры принять стоит.
Надо изучить таблицу, где указаны номинальные и допустимые зазоры и натяги в сопрягаемых деталях.
И сравнить рекомендованные значения зазоров с фактическими, получившимися при сборке.
Таблица находится в "Руководстве по ремонту"
 

Valik54

Общительный
Регистрация
20 Сен 2010
Сообщения
22
Реакции
5
Баллы
65
Собирал поршни с индивидуально подобранными, если верить заводской инструкции, пальцами. В этом случае зазоры должны быть уже сведены в норму. Но суть в том, что палец в поршне скользит, туго, но слабее, чем на других пальцах шатуна.это ощутимо простым усилием руки. Неужто на брак наткнулся?...
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
При ремонте нельзя полагаться только на размерную группу, надо еще все делали измерять перед сборкой или как минимум проверять их соответствие друг другу до сборки. Например, кто мешал каждый палец, вложить в шатун и посмотреть его поведение там? Отношение к точности изготовления у ЗМЗ, похоже очень терпимое. Именно поэтому и существуют разжимные развертки, для того чтобы каждую втулку можно было подогнать индивидуально под палец. если имеется возможность выполнить эту работу на токарном станке, будет несравнимо лучше, поскольку разверткой можно перестараться и развернуть сильнее, чем надо, а во вторых можно отклонить ось втулки, что совсем плохо, ибо поршень начнет тереться о стенки цилиндра боком.
В поршне палец должен сидеть плотно и перемещаться с ощутимым усилием. Когда поршень нагреется, отверстие под палец в поршне расширится и он начнет свободно плавать в поршне. Если он свободно перемещается еще в холодном состоянии, то при нагреве зазор в бобышках будет велик и это плохо.
заметил на них поперечные царапины только в области шатунной втулки, то есть все они были зажаты в поршнях.
Если Вы возьмете микрометр и измерите диаметр пальца посередине и в районе бобышек, то скорее всего, диаметр его в районе бобышек будет на сотку-две поменьше, чем в центре. Это вызвано тем что алюминиевый поршень изнашивает закаленный палец, а бронзовая втулка - не изнашивает (точнее изнашивает тоже, но не столь сильно).
Дело в том что абразивные частички из масла внедряются в мягкий алюминий, впиваются и работают как наждачная бумага (это эффект шаржирования). Поэтому палец выглядит, как отполированный. Бронзовая втулка тоже шаржируется, но только очень твердыми частицами а таковых немного. Поэтому палец под втулкой выглядит нацарапанным.
 

Valik54

Общительный
Регистрация
20 Сен 2010
Сообщения
22
Реакции
5
Баллы
65
Дорогие форумчане, благодарю за ценные ответы.
Невыясненным остался вопрос "плавающего" пальца. Как в 402-м конструктивно должно быть? Скользит ли палец в поршне, шптун на пальце, или же и то и другое? Знаю, что на разных двигах по-разному, а в 402-м предусмотрены масляные отверстия и в поршне и в шатуне. Инфы по этому поводу практически не нащёл, а равно и заводских данных. Но хочется, чтобы " святая святых" работала как часы.
Есть мысль подобратьь палец большего размера и при необходимости развернуть под его размер отверстия в поршне и шатуне.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Невыясненным остался вопрос "плавающего" пальца.
Все ясно из названия пальца. :)
"Плавающий"
Палец имеет скользящую посадку и в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Невыясненным остался вопрос "плавающего" пальца. Как в 402-м конструктивно должно быть? Скользит ли палец в поршне, шптун на пальце, или же и то и другое? Знаю, что на разных двигах по-разному, а в 402-м предусмотрены масляные отверстия и в поршне и в шатуне.
Да уж что еще выяснять-то.....
Все ясно из названия пальца."Плавающий" Палец имеет скользящую посадку и в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Закон конструирования моторов един. Если палец прессуется в шатун или фиксируется в шатуне болтом (такое тоже встречается), то такой палец не называется плавающим, а в верхней головке шатуна отсутствует втулка скольжения. Такой палец должен свободно скользить только в поршне.
Если же палец плавающего типа, то он должен скользить и в шатуне и в поршне. Т.е. как уже написано
В поршне палец должен сидеть плотно и перемещаться с ощутимым усилием. Когда поршень нагреется, отверстие под палец в поршне расширится и он начнет свободно плавать в поршне. Если он свободно перемещается еще в холодном состоянии, то при нагреве зазор в бобышках будет велик и это плохо.
А во втулке шатуна палец должен сидеть с зазором 2-3 сотки, т.е. перемещаться легко.Если палец смазать моторным маслом то его перемещение должно стать вязким.
 
Последнее редактирование:

motorist

Общительный
Регистрация
12 Авг 2011
Сообщения
53
Реакции
33
Баллы
94
mezernitsky. приятно прочесть написанное умным человеком. хотел добавить-желательно приложить максимум усилий но отказаться от ручного инструмента при обработке шатунной втулки(практически всегда "закашивает" ось пальца!
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
желательно приложить максимум усилий но отказаться от ручного инструмента при обработке шатунной втулки(практически всегда "закашивает" ось пальца!
Полностью солидарен.
 
Сверху