• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

ГроМъыЧ

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2009
Сообщения
483
Реакции
100
Баллы
145
а может не глушить машину с работающим вентилятором?
я так обычно и делаю! а при неработающем двигателе жидкость не циркулирует, поэтому охлаждается то, что есть в радиаторе... ИМХО, долго крутиться вентилятору смысла нет... 402й мотор же не кипит!
 
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
У меня на 402м после остановки через 5 минут температура ОЖ почти до сотни поднимается.
Открою секрет, это у всех так :) но есть в гбц ввернуть штуцер и повесить шланг с него на расширительный бачок, прекращается кипение и выброс после остановки двигателя.
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
прекращается кипение и выброс после остановки двигателя.
Поправочка.....кипение НЕ прекращается,просто "продукты кипения" отводятся через пароотводную трубку (то,что Вы описываете).......при отсутствии этой пароотводной трубки,вытеснение в расширительный бачок происходит снизу.....через "массу" ОЖ,ессно,с вытеснением последней в расширительный бачок.....с последующим выбросом из бачка....
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Поправочка.....кипение НЕ прекращается,просто "продукты кипения" отводятся через пароотводную трубку (то,что Вы описываете)...
поправочка, кипение происходит когда стоит жидкость, и не может циркулировать. От этого её через задницу и выдавливает. А тут наревается и по закону физики поднимается вверх и сбрасывается в расширительный. А похолодней наоборот с низу поступает, дышать может движок однако;) Я шланг снимал, тройник вставлял, шла горячая, но не кипяток, так что кипение этим как раз и убирается.
 

asdbsd

Постоялец
Регистрация
6 Апр 2009
Сообщения
109
Реакции
11
Баллы
100
asdbsd, а может не глушить машину с работающим вентилятором?

Увы, самый очевидный вариант не всегда удобен. Только не могу понять, перегрев после остановки это болезнь 406го? Почему у других машин вентилятор не молотит с выключенным зажиганием.
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Увы, самый очевидный вариант не всегда удобен. Только не могу понять, перегрев после остановки это болезнь 406го? Почему у других машин вентилятор не молотит с выключенным зажиганием.

Ребята! У других машин никто на эти 3-4 градуса никто внимания не обращает. У меня была 9ка - аналогичная фигня с карлсоном была, но я просто перед выключением зажигания на холостых молотил секунд 30-40 пока не вырубится. На жугулях время пропеллера меньше потому что сам радиатор объемом меньше и двигатель наверно раза в 1.5 меньше весом... Думаю что не стоит заморачиваться. Главное тосол вовремя меняйте (50 тыс км или раз в 2 года) и между сменами промывку системы охлаждения делайте тогда и кипеть меньше будет
 

Berez1980

Освоился
Регистрация
17 Мар 2013
Сообщения
10
Реакции
0
Баллы
42
Еще раз о потери связи usb k-line адаптера при запусек двигателя. Вывел провода "+" и "масса" напрямую на аккумуоятор (т.е. не в разъем а прямо на клемы) -проблема практически исчезла.

Добавлено через 1 минуту 31 секунду
Подскажите правильное значение ПУОЗ для змз 406i.
 
Последнее редактирование:

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879

Berez1980

Освоился
Регистрация
17 Мар 2013
Сообщения
10
Реакции
0
Баллы
42
Читал, что ПУОЗ на бензине должен быть =0. У меня при такой настройке машина едет как с прицепом.)) Выставил ПУОЗ =-7 поехала как спорт-кар.) Можно ли оставить такое значение ПУОЗ? При этом на 2000 об. УОЗ примерно = 20. Это нормалтно? Есть таблицы, показывающие значение УОЗ при разных оборотах. Поостите, что заваливаю воросами, просто в своем городе не могу найти нормального диагностика.)
 
Последнее редактирование:

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Читал, что ПУОЗ на бензине должен быть =0. У меня при такой настройке машина едет как с прицепом.)) Выставил ПУОЗ =-7 поехала как спорт-кар.) Можно ли оставить такое значение ПУОЗ? При этом на 2000 об. УОЗ примерно = 20. Это нормалтно? Есть таблицы, показывающие значение УОЗ при разных оборотах. Поостите, что заваливаю воросами, просто в своем городе не могу найти нормального диагностика.)

Перегревом и детонацией чреваты слишком большие ПУОЗ. Если ты на 95 м гоняешь то можно безбоязнено на -5 поставить а дальше уже нужно смотреть по двигателю. И вообще не стоит увлекаться ПУОЗ - он делает поправку на всём диапазоне углы выше, что не допустимо на верхах. Правильнее править карты
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
можно ссылочку на правку карт? Не знаю как это делать.(
не знаете не беритесь, идите не чиптюнер и почитайте умные мысли для начала. Если крыша не тронется, тогда пробуйте, удачи.
 
  • Нравится
Реакции: vlr

Vladimir_69

Постоялец
Регистрация
19 Янв 2009
Сообщения
336
Реакции
164
Баллы
145
а у меня почему то наоборот нужно в + загонять, сейчас стоит +3. Бензин 92. Если в 0 то детонация. да и при +3 если на месте резко нажмешь иногда проскакивает. А в движении на 3 передаче 40 км/ч тоже бывает. не знаю уже куда деваться от него. не нравится этот звук. заправку менял, не помогло. Я думал на 406 вообще не будет этого звука. Что можете посоветовать. кабель для диагностики есть. РСОК И РКОД выставляли на стенде. Разгоняется как-то вяло с этой детонацией. Какой-то провал есть. за 2000 обр переваливает и вроде пошла, а до провал.
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Народ подскажите на Газель инжектор ЗМЗ 406 (без адсорбера и ДК)
ЭБУ Микас 7,1(серия и прошивка в фото) -
нужна прошивка двухрежимная под газ(метан).
мож у кого завалялась или ссылка есть, а то я только или под пропан нахожу, или ЭБУ другое, или денюх просят.
Если тут разжевано то не ругайтесь.

А то ЭБУ глючное валяется охота помучать, мож глюки из за нее(двойной прошивки).
 

Вложения

  • IMG_20130325_175422.jpg
    IMG_20130325_175422.jpg
    72 KB · Просмотры: 23
Последнее редактирование:

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Перезалей 538-ю и всё.....любая двухрежимка под "газ" = фикция!!!
А чего газовщики по всей стране ставят их?
тем более если ездить на пропане на стоковой бензиновой прошивке еще куда не шло, то на метан тама ПУОЗ 10-12 делать и если ездить без него то машина первое вообще не едет, а второе едет но не долго.
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
А чего газовщики по всей стране ставят их?
1) = дополнительная статья доходов!!!)))
2) - уже давно "отмирает".....

Добавлено через 6 минут 28 секунд
ПУОЗ 10-12 делать и если ездить без него то машина первое вообще не едет, а второе едет но не долго.
А другого (существенного!!!) в "газовой" прошивке ничего и НЕ сделать!!!))) Мона ещё ОТКЛ бензонасос/форсы,но и только))))))))))))) При Эжекторном ГБО управлять подачей топлива (газа) ЭБУ в принципе не может,при ИНжекторном ГБО управлением подачи ГАЗА занимается "наездник" = газовый ЭБУ,отключив,программно,форсы = автоматически отключишь и управление газовыми форсами))))))))).....
Так что,повторюсь,"газовая" прошивка = не более,чем миф!!! Реально в ней изменены углы в раннюю сторону,но Микас-7.х позволяет это сделать по диагнозе.....в Микасе-11 всё несколько иначе,но то "совсем другая история"......
 
Последнее редактирование:
Сверху