• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

vadim26

Постоялец
Регистрация
1 Сен 2009
Сообщения
135
Реакции
69
Баллы
109
:offtopic:
Как вообще можно в теме про "диагностику и взаимопомощь" - заниматься продажей :stop:?
Я катал на январе 5.1 для ЗМЗ 406.2 прошивку не 1 день, и делюсь ей в соседней теме бесплатно...
з.ы. Думаю , что модераторам надо создать отдельную тему по продаже или платных услугах касающихся "интеллектуальной собственности"(в рамках зарегестрированных пользователей форума, а не ссылок на платные ресурсы).
з.з.ы. Я не претендую на "халяву"(хотя люблю :rolleyes: ), а высказываю свое личное мнение по вопросу...
 
Последнее редактирование:

Feudor

Общительный
Регистрация
23 Янв 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Добрый день!
Сдох датчик кислорода.
31105 2006г. змз-406 ЕВро2.
Стоит датчик СИменс 5W.
Данный датчик взаимозаменяем с Вазовскими?
Нашел универсальный, вот только незнаю подойдет или нет.
Заранее спасибо.
С уважением.
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Добрый день!
Сдох датчик кислорода.
31105 2006г. змз-406 ЕВро2.
Стоит датчик СИменс 5W.
Данный датчик взаимозаменяем с Вазовскими?
Нашел универсальный, вот только незнаю подойдет или нет.
Заранее спасибо.
С уважением.

Пардон конечно - быть может не в тему, но зачем ВАЗовский? Не уж-то он на много дешевле родного?
 

Feudor

Общительный
Регистрация
23 Янв 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
сименс 2450р. вазовский - 1000-1500рэ.
все просто.

ну да.... есть разница конечно.... Но на сколько я тут читал и понял что даже волжские БОШи и СИМЕНСы не взаимозаменяемы без перепрошивки, а при переходе на ВАЗовские думаю что перепрошивки не избежать по любому. Кроме того предполагаю что у ВАЗовских производительность должна быть несколько меньше. Надо коннечно параметры сравнивать....
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
В пределах марки авто и стандарта норм токсичности,а точнее-СУД = все ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ!!!!!!!!!!!!!!!
Как пример НЕ взаимозаменяемости: лямбды под Микас-7 и Микас-11 отличаются рабочей зоной и фишкой штеккера,хотя ОЧЕНЬ похожи-у одного фишка = папа,у второго = мама....мона даж спокойно соединить меж собой две лямбды)))))))) тазолямбды имеют совершенно другую фишку.....ещё джиэмовскую)))))))))......этот атавизм из той же серии,что и "контроллер")))))))),хотя совершенно точно,что тазолямбда (точнее-одна из них......их тоже до ****!) является,по сути,прямым аналогом одной из ГАЗовских.....какой точно-уже не помню......а если быть абсолютно точным,то с точностью до наоборот = газолямбды являются аналогами тазовских,только с еврофишками......
 
  • Нравится
Реакции: vlr

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

Feudor

Общительный
Регистрация
23 Янв 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Если ЭБУ Микас,то проще(а часто и дешевле) перепрошить.

Это я знаю, но проблема в том что сняв эбу и при попытке коннекта, Ромокабель отказывается работать, хотя раньше шил им на ура.
Но это уже совсем другая история.
А пока куплю тазолямбду и перепаяю разъем.
Всем спасибо!
 

Taksist

Общительный
Регистрация
10 Май 2008
Сообщения
19
Реакции
1
Баллы
64
Всем доброго всего!

Возникла трудность такая. Выполнил самодиагностику - получил 54-ошибку - датчик фазы.

Снял его, проверил - датчик работает.

Начал проверять провода. Что мог проверил (замыкания на массу и между собой), а вот проверить цепь до ЭБУ - не могу. Ни на колодке, ни на компе - нет номеров контактов. Блок у меня 302.3763.000-04

Извините, если вопрос тупой, но до этого ездил на 402, 406 юзаю вторую неделю.
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
В колодке три ряда пинов......в "длинном" ряду 8-й (восьмой) пин соединяется со средним пином колодки ДПРВ...... в колодке ЭБУ маркируются только крайние пины.....например "1"-"19","20"-"38" и т.д. но даже если не найдёшь,то 8-й со стороны приходящего жгута.......
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314

Вложения

  • ЭБУ.jpg
    ЭБУ.jpg
    24.2 KB · Просмотры: 25

Taksist

Общительный
Регистрация
10 Май 2008
Сообщения
19
Реакции
1
Баллы
64
В справочнике, на этом сайте, вычитал, что 1-й датчика приходит на 37-й блока, 2-й датчика приходит на 8-й блока. Это я про датчик фазы.

В принципе - правильно: и там и там на ногу приходит +12. Видимо просто из одного места. Хотя на датчик вроде через реле.
 
Последнее редактирование:

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
А чего-нибудь типа картинки нигде нет?

На разъеме жгута нумерация со стороны проводов. Точно не помню, но
вроде то ли каждый четвертый, то ли каждый пятый контакт подписаны.
 

Вложения

  • Снимок.JPG
    Снимок.JPG
    123.6 KB · Просмотры: 35

Dimos

Общительный
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
25
Реакции
2
Баллы
64
А подскажите, что такое и с чем его едят "Блокировка выхода из холостого хода" в программе "Авто-тестер"? По каким критериям она загорается? когда исчезает?
Что-то не нашел ответа по форуму на этот вопрос.
406, Микас 7.1.
 
Сверху