• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Это катушка 1 и 4 цилиндр.Зачисть провода и проверь сопротивление.

2. Проверьте омметром сопротивление обмоток катушки зажигания, оно должно быть (без учета сопротивления омметра):
o первичной обмотки—0,4±0,05 Ом;
o вторичной обмотки—13±0,5 кОм.
3. Если сопротивление значительно больше или близко к "бесконечности", то вероятно имеет место внутренний обрыв обмотки.
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
avata, Ошибки 91-94 и 231-234 чаще всего связаны с общим сопротивлением ВВ части. Эти ошибки не показательны и не указывают непосредственно на неисправность в низковольтной части.

Короче не обращай внимания, просто сбрось их. Они всё равно появятся позже. И не пытайся мерить такие низкие сопротивления с помощью обычного омметра (мультиметра). Там нужен как минимум четырёхзондовый омметр.
 

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175
У меня ни когда ошибок ни каких не было, уже прочитал на что ругается буду исправлять:) всем спасибо. Правда не понятно почему ошибки есть,а на работе двс ни как не отразилось.
 

Хохол

Свой человек
Регистрация
15 Окт 2006
Сообщения
4,158
Реакции
3,952
Баллы
754
Плюну я наверно на эти шаги и время впрыска вместе с расходом в час.Сегодня объехал 2 СТО, и там сказали что не обращай внимание это зависит от много факторов итд.
странно... дядек на СТО ты послушал а то что тебе говорят здесь ты игноришь...


Потом подъехал к дому смотрю время впрыска 4.8 стоит на месте, и воздух 13,5 - 14.ХХ ровный,да и жрать мало стала.Плюну я ка на эти завышенные параметры.Надоело.Но если до чего нибудь додумаешься то напиши в личку.
давно пора...


Вообще мистика,я такому расходу другим писал НЕВЕРЮ!
бывает ещё меньше... значительно меньше
 

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175
Проблему решил методом проверки всего:) ни чего плохого не нашел, ошибки пропали, скорей всего это был глюк))

Добавлено через 8 минут 40 секунд
стас, я думаю что всё таки стоит вернуть галочку на потенциометр СО и пробывать настроить впрыск и кол-во воздуха. Я помоему на вашей прошивке ездил и она не очень мне пошла, кстати расход тоже был большой на хх.
 
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
стас, я думаю что всё таки стоит вернуть галочку на потенциометр СО
Зачем?Что бы каждый раз с отвёрткой бегать открывать капот и крутить болт на ДМРВ :).Я же специально убрал галочку, что бы с БК регулировать.Если галочку поставить то, что я с БК регулирую оно не сохраняется.



и пробывать настроить впрыск и кол-во воздуха.
Кол-во воздуха я подгоняю к 14...вот как раз прыгает 13-15.
Сегодня поэкспериментировал с RCOD,если крутить больше то и время впрыска растёт,если крутить меньше 0 то при перегазовке провал оборотов и чуть ли не глохнет.ХЗ почему...но у меня RCOK накручен в + 0,17 примерно.Если сделать 0,05 то дёргает на 2 передаче если не давить на газ.Вот я и на обум так выставил.Не дергает так!

Сейчас вспомнил Если у меня всё в пределах 0.05 то СО на ХХ 0.5% было когда пару лет назад был в СТО.Это бедно.У меня беднит смесь на ХХ.Вот оно и время впрыска повышенное.Все параметры в плюсах,RCOK вообще в 3 нормы выше.

Короче надо ехать мерить СО.Но СТОшника нашего не переубедить, что Волгу надо еще и на оборотах настраивать,а он не хочет так настраивать,я уже с ним ругался и тыкал бумагами по настройке СО.
Он хочет мне как на тазе только на ХХ настроить и все.Я ему говорю это на тазах общая поправка, что на ХХ, что на рабочем режиме она правит одинаково,а у Волг два коэффициента регулировки,общая поправки и смещение для ХХ.

Перед СТО я попробую сам настроить на глаз.
RCOK выставлю 0,расход воздуха параметром RCOD подгоню на 14-15,затем включу 2ую передачу и буду катиться не давя на газ,(машину будит дергать) и параметром RCOK буду добавлять пока дергание не прекратиться.Затем опять проверю расход воздуха,если большой то убавлю RCOD.А потом уже поеду к СТОшнику и по газику посмотрю, что я накрутил. Как раз и отрегулирую по газику.Параметры, что были запишу и какие стали после его настройки и выложу тут.Но это примерно в течении недели.


Я помоему на вашей прошивке ездил и она не очень мне пошла, кстати расход тоже был большой на хх.
Я ту прошивку уже переделал,там мощностной режим никакой был.То что у меня сейчас с той не сравниться...но я её еще не доделал...провал около 4000 не хилый.До провала отлично и после провала.Как всё устраню то скину сюда.
 

Jamesrol

Общительный
Регистрация
1 Фев 2009
Сообщения
70
Реакции
3
Баллы
84
Извеняюсь, если данный вопрос обсуждался, физически смог прочитать 1\3 темы. Имею Микас 7.1 541. Есть информация, что прошивки 138,158,357 не подходят по ДД. Что будет если прошить 357 ? Смысл - стоит ГБО 2 поколения, хотел сделать двухрежимную из родной 541 и серийной m71butan, но она на 357 базе. Или калибровки из нее перенести в 541 ?
И имеет ли изменение УОЗ от циклового наполнение при работе на газу ?
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Что будет если прошить 357 ?
Будит гореть чек и ДД не будит работать и устранять детонацию.


Или калибровки из нее перенести в 541 ?
Если грамотно сумеешь то переноси.

И имеет ли изменение УОЗ от циклового наполнение при работе на газу ?
Конечно.Газ это горючее вещество так же как и бензин только разные по свойствам,а алгоритм работы ЭБУ никто не отменял.Только нужно что бы этот алгоритм работал с более правильными настройками под определённый вид горючего.С изменением наполнения изменяется и УОЗ.
 

Jamesrol

Общительный
Регистрация
1 Фев 2009
Сообщения
70
Реакции
3
Баллы
84
В прошивке m71butan изменена коррекция 2 по наполнению +12 г.п.кв., график уоз как на бензине, а других прошивках под гбо, изменен сам график уоз, как правельнее ? И не многоли 12 градусов ? Надоело эксперементировать, надо разобраться в теории. Получается, что в элкар прошивке просто весь график смещается, как поправка уоз с бк ? Пробывал прошить не свои мозги с 357 элкар прошивкой на низах не тянет.
 

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175
За чем каждый раз бегать и крутить то, одного раза в полне хватит, я той весной как настроил так уже год прошёл и не чего там не крутил за всё это время.
 

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175
Я катался, мне не очень она понравилась, динамика не очень особенно на низах, а вот другу я ставил ему прошивка понравилась говорит что его полностью устраивает
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
динамика не очень особенно на низах
Я тоже низа в эконом режиме заметил дохлые.После 30% дросселя как вкл мощностной тянет значительнее лучше 357 и после 5500 тяга спадает.
Раньше я на ней ездил,педаль не меньше 30% нажата была,и расход не хилый был.
Собственно я её сейчас и дорабатываю.С низов теперь динамика лучше на много,И разгоняться можно до 30%-38 дросселя нормально.После 43% мощностной примерно я поставил .И после 5500 не умирает.Только с провалом разобраться осталось.


avata, А по детонации что скажешь,была?
 

ssm

Постоялец
Регистрация
9 Июн 2011
Сообщения
235
Реакции
74
Баллы
129
Я тоже низа в эконом режиме заметил дохлые.После 30% дросселя как вкл мощностной тянет значительнее лучше 357 и после 5500 тяга спадает.
Раньше я на ней ездил,педаль не меньше 30% нажата была,и расход не хилый был.
Собственно я её сейчас и дорабатываю.С низов теперь динамика лучше на много,И разгоняться можно до 30%-38 дросселя нормально.После 43% мощностной примерно я поставил .И после 5500 не умирает.Только с провалом разобраться осталось.


avata, А по детонации что скажешь,была?

А что значит с низов? с 1000 оборотов? дак 406 мотор обороты любит, с низов он слабо тянет, это тогда надо 402 мотор, тот с низов тянет отлично.

у меня 406 с 2000 начинает отлично тянуть, прошивка стоковая
 

АЛЕКСАНДР 1981

Общительный
Регистрация
4 Фев 2012
Сообщения
17
Реакции
4
Баллы
64
Кто катался на этой прошивке 357-XTR10_01? Пишите отзыв.Какие косяки заметили.Как ведет себя на каких оборотах итд?
Я пробовал ставил эту прошиву,мне не очень понравилась.Почему-то после 2-х 3-х дней езды завожу холодную,а обороты прогрева сразу до 2000 тыщ
подскакивают.Что за глюк такой?
 

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175
А по детонации что скажешь,была?
На счет детанации уже не помню, да вот еще помню, что на этой прошивке машина в гору плохо тянула.

А что значит с низов? с 1000 оборотов?
ну начиная с 1500 об, на 357-XTR10_01 когда едишь на 4 передаче 50-60км/ч и пытаешься надавить чуть газу то какие то рывки (небольшие) и тупизна, щас у меня стоит 158 прошивка и она на низах давольно не плохо тянет)))

Добавлено через 4 минуты 26 секунд
Почему-то после 2-х 3-х дней езды завожу холодную,а обороты прогрева сразу до 2000 тыщ
подскакивают.Что за глюк такой?
Вот еще, я вспомнил почему я эту прошивку снес))). Бывало когда приедишь домой машину перед гаражом ставлю, глушу мотор и иду гараж открывать, потом начинаешь ее заводить, мотор заводится как то долго и начинает троить. обороты 500 и глохнит, потом начинаешь сново заводить и всё нормально становится, кстати двс прогрет был хорошо до 85гр.
 
Последнее редактирование:

АЛЕКСАНДР 1981

Общительный
Регистрация
4 Фев 2012
Сообщения
17
Реакции
4
Баллы
64
На счет детанации уже не помню, да вот еще помню, что на этой прошивке машина в гору плохо тянула.


ну начиная с 1500 об, на 357-XTR10_01 когда едишь на 4 передаче 50-60км/ч и пытаешься надавить чуть газу то какие то рывки (небольшие) и тупизна, щас у меня стоит 158 прошивка и она на низах давольно не плохо тянет)))

Добавлено через 4 минуты 26 секунд

дВот еще, я вспомнил почему я эту прошивку снес))). Бывало когда приедишь домой машину перед гаражом ставлю, глушу мотор и иду гараж открывать, потом начинаешь ее заводить, мотор заводится как то долго и начинает троить. обороты 500 и глохнит, потом начинаешь сново заводить и всё нормально становится, кстати двс прогрет был хорошо о 85гр.
Да, и такое тоже было.Сейчас катаю 138-ю эконом.
 
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
А что значит с низов? с 1000 оборотов? дак 406 мотор обороты любит, с низов он слабо тянет
Я подразумеваю с низов на второй передаче по ровной дороге (можно и в горочку) с 1000 оборотов в эконом режиме довольно быстро и тяговито разгоняется.Педаль газа идёт в низ вместе с разгоном (не переходя в мощностной режим).
это тогда надо 402 мотор, тот с низов тянет отлично.
Ехал с соседом с дачи у него 402,там где я еду на 2 он спокойно едит на 3 скорости тяговито и пальцы не стучат...я завидую,но зато если выехать на трассу то сами понимаете...

а обороты прогрева сразу до 2000 тыщ
подскакивают.Что за глюк такой?
В прошивке выставлены прогревочные обороты от -5 градусов до -30 в 1500 оборотов.Вы зимой катали эту прошивку?Может и глюк.А по сравнению с заводской какие отличия заметили?На ходу итд.
ну начиная с 1500 об, на 357-XTR10_01 когда едишь на 4 передаче 50-60км/ч и пытаешься надавить чуть газу то какие то рывки (небольшие) и тупизна
Я так не езжу (редко) но проверю и скажу результат.Но результат я скажу лучше будит.Я уже писал что с низов она быстрее едит.
Бывало когда приедишь домой машину перед гаражом ставлю, глушу мотор и иду гараж открывать, потом начинаешь ее заводить, мотор заводится как то долго и начинает троить. обороты 500 и глохнит, потом начинаешь сново заводить и всё нормально становится, кстати двс прогрет был хорошо до 85гр.
У меня на нагретой сразу хватает но когда ночь простоя то чуть по дольше стартером крутить,если сразу заглушить и опять заводить то сразу схватит.В принципе меня пуск устраивает но потом можно посмотреть калибровки.
 

Димыч

Постоялец
Регистрация
17 Мар 2006
Сообщения
489
Реакции
220
Баллы
175
Установил гбо 4 "ловато" Всё заработало , но при попытке поправить УОЗ с БК он пишет " Ошибка записи" . Раньше стоял СОАТЕ все поправки работали. Сейчас микас7.1 . Может кто сталкивался? Хотел пораньше градусов на пять сделать не вышло. БК "Газель комфорт."
 

ssm

Постоялец
Регистрация
9 Июн 2011
Сообщения
235
Реакции
74
Баллы
129
Такой вот вопрос родился, у меня мотор 4062, по паспорту 150 лошадей, с завода стоял микас 5.4, поменял на микас 7.1 со 138 прогой, лошади сохраняются или надо калибровки подгонять???
 
Сверху