• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,909
Реакции
3,803
Баллы
879
Re: Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Мне 1 человек сказал: что на всех микасах поголовно при запуске заливает свечи, это проблема даже не в датчиках, они исправны, а она не заводится....
Гонит этот ваш человек.Машину чинить надо сначала,а потом тюнинговать в соответствии со своими запросами.У 580-й прошивки проблем с запуском нет,проверено.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,909
Реакции
3,803
Баллы
879

HOMEP2212

Бывалый
Регистрация
12 Июн 2008
Сообщения
1,589
Реакции
1,320
Баллы
340
Да читали неоднократно.Вы же не пишете пробовали то ,что тут вам насоветовали или нет.

vlr, пробовал практически все. Датчики коленвала и распредвала менял, провода ВВ, свечи тоже. Катушки проверял. ЭБУ заведомо рабочий ставили, а мой ставили на другую машину. Все работает. В автосервисе все тоже проверяли. А все бестолку. Осталось ДВРМ проверить. И хочу еще прозвонить все провода идущие от датчиков к ЭБУ. Не нравится мне то, что после разъемов, где датчики подключаются, проводка в изоленту замотана. Какие еще есть предложения, что еще может быть причиной такой неисправности? :help:
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
HOMEP2212, в таком случае возможна проводка перетёрлась, посмотри лямду если она есть что ещё сказать я хз.

ЛЮДИ Я ЧИПАНУЛ ЭБУ!!!! И ПРОЕХАЛСЯ НА НЕЙ, СЕГОДНЯ БУДУТ ФОТО И ОПИСАНИЕ.
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Где то в выпускной системе, она контролирует состав смеси, и вообще у тебя машина какого года? лямда появилась с евро 2 у меня евро 0 и её соответственно нету, если у тебя есть катализатор, возможно из-за него, они имеют такую особенность забиваться.

Попробуй лямбу просто отключить, опять же если она есть и посмотри как она поедет, но скорее всего проводка.
 
Последнее редактирование:

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
А вот и фотографии:
Кстати была проблема при прошивки не используя аккумулятор, думаю из за него, в общем эбу не мог выйти на связь, была какая то ошибка связи (-3), вот из за неё я пол часа провозился что бы прошить и считать мозги.
И ещё я пролетел с клеммами мама, их я видел 3 вида, первые как советские крупные такие, вторые чуть меньше, как на фото, а есть ещё третьи их то и надо было покупать. Из ситуации я вышел просто взял пассатижи и сжал их.
Затраты:
1) К-Лайн адаптер = 200 рублей, был спаян другом (тут всё).
2) Клеммы, куплено 10 штук по 3,50 или по 4 рубля = 40, но надо 9 штук.
3) Двойной тумблер = около 25 рублей
4) Провода и остальная мелочёвка была
5) Нервные клетки, количество неизвестно
6) Убито много часов на изучение, того как прошить.
Итого чуть меньше 300 рублей, ах да с проездом все триста
Возможные потери, среди которых сам ЭБУ!!!! который стоит порядка 4-5 тысяч рублей, всё обошлось.
 

Вложения

  • Adapter-0001.jpg
    Adapter-0001.jpg
    485.9 KB · Просмотры: 279
  • Adapter-0002.jpg
    Adapter-0002.jpg
    466 KB · Просмотры: 286
  • Adapter-0003.jpg
    Adapter-0003.jpg
    303.4 KB · Просмотры: 291
  • Adapter-0004.jpg
    Adapter-0004.jpg
    177.2 KB · Просмотры: 277
  • Adapter-0005.jpg
    Adapter-0005.jpg
    396.5 KB · Просмотры: 350
  • Adapter-0006.jpg
    Adapter-0006.jpg
    322.5 KB · Просмотры: 318
  • Adapter-0007.jpg
    Adapter-0007.jpg
    253.4 KB · Просмотры: 282
  • Adapter-0008.jpg
    Adapter-0008.jpg
    230.1 KB · Просмотры: 350
  • Adapter-0009.jpg
    Adapter-0009.jpg
    157.4 KB · Просмотры: 319
  • Adapter-0013.jpg
    Adapter-0013.jpg
    411.6 KB · Просмотры: 258
  • Adapter-0014.jpg
    Adapter-0014.jpg
    411.8 KB · Просмотры: 276
  • Adapter-0012.jpg
    Adapter-0012.jpg
    349.7 KB · Просмотры: 223
Последнее редактирование:

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Re: Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Собственно вот моя прошивка, а по поводу завода скажу, когда делал диагностику увидел что регулировка СО на машине уже производилась и там кто помнит есть 2 регулятора, на ХХ и на всём рабочем диапазоне, так вот на всём диапазоне почему то не было ноля а стояло 0,069, почему ума не приложу, и это даже при обычном режиме езды чувствовалось, машина ехав по трассе разгонялась куда лучше при не полном открытии дросселя, сейчас этого косяка нет.
Завтра на машине поедет отец и он то мне всё скажет лучше она или нет. Сегодня сам проехал, показалась лучше.
 

Вложения

  • Прошивки.zip
    55.5 KB · Просмотры: 257

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Re: Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

на всём рабочем диапазоне
Это не на всем, а на малых и средних нагрузках, коэффициент RCOK. Если он в плюсе, то топлива подается больше. Раз у тебя стояло 0,069, то, видать форсунки загаженные были, ибо этот коэф увеличивают, когда пропускная способность форсунок снижается и происходит недолив. Чрезмерное его увеличение переобогащает смесь.
Газоанализатор тебе нужен, без него "на глазок" до-о-олго будешь регулировать.
 

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,909
Реакции
3,803
Баллы
879
Других вариантов неисправности у меня просто уже нет.

HOMEP2212, вы вот кидаетесь с одного на другое,поэтому и результата нет.Вы ДМРВ другой подкидывали?А чего в проводку лезть собрались?Давление топлива меряли на авто?Какое у вас оно?Ещё там есть на рессивере в районе 4-го цилиндра датчик температуры воздуха.Вы разъём на нём проверьте - бывает там провод отламывется и дёргается авто при этом.

Добавлено через 8 минут 5 секунд
если у тебя есть катализатор, возможно из-за него, они имеют такую особенность забиваться.

Попробуй лямбу просто отключить, опять же если она есть и посмотри как она поедет,

Gumel_John, ваши усилия по самостоятельной прошивке ЭБУ заслуживают всяческих похвал.Но при этом я бы настоятельно рекомендовал вам изучать устройство и работу системы впрыска,чтобы давать здесь только полезные советы.И не сбивать людей с толку поиском несуществующих у них на авто деталей.
 
Последнее редактирование:

HOMEP2212

Бывалый
Регистрация
12 Июн 2008
Сообщения
1,589
Реакции
1,320
Баллы
340
HOMEP2212, вы вот кидаетесь с одного на другое,поэтому и результата нет.Вы ДМРВ другой подкидывали?А чего в проводку лезть собрались?Давление топлива меряли на авто?Какое у вас оно?Ещё там есть на рессивере в районе 4-го цилиндра датчик температуры воздуха.Вы разъём на нём проверьте - бывает там провод отламывется и дёргается авто при этом.

vlr, Спасибо за советы. ДМРВ заведомо рабочий, пока взять негде. А вот про датчик температуры воздуха слышу впервые, а нельзя ли фотографию или рисунок с местом его расположения выложить?
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Re: Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Всё выставлено по нолям и машина едет мама не горюй как, так что смысла пока не вижу менять эти характеристики, что то мне кажется их меняли через бортовой комп или как его там, ну поняли и поменяли люди, а не механики с газоанализатором, т.к. когда делали диагностику, то парень не мог понять почему такое высокое СО, он стажировался и видимо не знал тогда как их подправить, ппц.
Сегодня 2-й день эксплуатации прошивки, отцом было отмечено: Резвее едет при частичной нагрузке, завелась лучше, при прогреве и работе прогретого двигла нет плювков из выхлопной с запахом бензина, если чесно то на ХХ можно ещё на 1 градус спокойно УОЗ поднять.
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Сегодня 2-й день эксплуатации прошивки, отцом было отмечено: Резвее едет при частичной нагрузке, завелась лучше, при прогреве и работе прогретого двигла нет плювков из выхлопной с запахом бензина, если чесно то на ХХ можно ещё на 1 градус спокойно УОЗ поднять.

vlr, да устал я, и с температурой, вот и гоню бредятину всякую

HOMEP2212, можно проверить ДМРВ очень просто снять штекер с него и проехаться, на желтый глаз не обращать внимания, если поедет как надо то меняй ДМРВ.
Кстати с чего эти подёргивания начались то? может что то в машине менял?
 
Последнее редактирование:

BonsV

Завсегдатай
Регистрация
20 Мар 2008
Сообщения
1,046
Реакции
1,102
Баллы
290

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Микас 7,1 плёночный ДМРВ если не путаю родная 580 прошивка, которая сейчас стоит это гибрид из 2 прошивок, сделана на основе 580.

Всё описание будет позже, я сейчас болею и за компом не могу долго просидеть.
 
Сверху