• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

Ronn

Постоялец
Регистрация
21 Мар 2011
Сообщения
87
Реакции
164
Баллы
125
Друзья, подскажите пожалуйста:
1. Какой купить БК, что бы самостоятельно можно было посмотреть угол опережения зажигания.
Двигатель 406.3, карбюратор, (а/м Соболь)
Мозги СОАТЭ 309.3763 000-01
2. Вообще проблема в том, что тупит при разгоне.
Диагност сказал, что угол опережения, вместо предустановленных 15 градусов, "соскочил" на 1,5. Такое может быть?
3. Если поставить такие же новые мозги, (или б/ушные) надо ли будет, что то настраивать?
4. Из-за ДАД может так убежать угол опережения?
5. В чем еще может быть проблема?

P.S. Заводиться с пол оборота. Компрессия 13,5. Провода, свечи, катушки, фильтры, датчики детонации и КВ новые. Бензин хороший. Расход по городу не более 16 л/100 км.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Диагност сказал, что угол опережения, вместо предустановленных 15 градусов, "соскочил" на 1,5. Такое может быть?
Если только из-за конской детонации... :smoke:
 

vanzay

Постоялец
Регистрация
16 Апр 2012
Сообщения
511
Реакции
147
Баллы
175
Диагност сказал, что угол опережения, вместо предустановленных 15 градусов, "соскочил" на 1,5. Такое может быть?
Нет,в таком случае двигатель будет сильно греться,пропадет х.х.(на карбе не хватит диапазона регулировки,если не приоткрыть заслонку упором конечно.) и расход топлива будет далеко за 16 л. Копайте в сторону карбюратора,возможно ускорительный насос.
Если поставить аналогичный эбу то ничего настраивать не придется.
 

Ronn

Постоялец
Регистрация
21 Мар 2011
Сообщения
87
Реакции
164
Баллы
125
Нет,в таком случае двигатель будет сильно греться,пропадет х.х.(на карбе не хватит диапазона регулировки,если не приоткрыть заслонку упором конечно.) и расход топлива будет далеко за 16 л. Копайте в сторону карбюратора,возможно ускорительный насос.
Если поставить аналогичный эбу то ничего настраивать не придется.
Карбюратор новый со стенда, адаптированный специально под 406 движок, Солекс (ставил в сервисе при московском карб.заводе, диагност их же)
На х.х. как часы. перегрева нет.
Диагност тоже был сильно удивлен глядя в компьютер на диагностике, говорит, как она заводится то, с таким углом? А заводиться с пол оборота.

Добавлено через 12 минут 16 секунд
Друзья, а подскажите, где можно посмотреть какие параметры должны быть установочными, для соатэ. На фоуме подсказали модель простенького БК, сегодня куплю, хочу проверить, но с чем сравнивать?
 
Последнее редактирование:

шкипер баржи

Освоился
Регистрация
14 Июн 2013
Сообщения
16
Реакции
0
Баллы
43
У меня на ИТЕЛМе(VS 5,6) комп показывает УОЗ 22, ПУОЗ -8. Насколько я знаю УОЗ должен в пределах 11-17. Как он устанавливается? ПУОЗ такой потому что езжу на газу в основном. Двиг 406 без всяких евро (хотя опять же показывает напряжение на дк 3 с чем-то). кстати заводится нормально в любую погоду без педальки.
 

vanzay

Постоялец
Регистрация
16 Апр 2012
Сообщения
511
Реакции
147
Баллы
175
Никак, УОЗ прописан в прошивке,чтобы поменять нужно прошивку править,а за ИТЕЛМУ никто не возьмется. Да и не надо оно вам. ИТЕЛМА работает по другому принципу чем микас,на основе математической модели двигателя,как все иномарки,и если она расчитала что вам нужно на х.х. 22 гр.значит так ей и нужно. Если нареканий нет то не мешайте ей работать.
 

Победовод

Общительный
Регистрация
16 Авг 2013
Сообщения
145
Реакции
11
Баллы
99
Решил самостоятельно диагностировать неисправности. Сделал адптер k-line-to-RS232(DB9). Купил переходник USB-to-RS232.
Проблема нарисовалась такая: при подключении к диагностическому разъёму(+12 беру с него же) программа(AutoTester 2) видит мозг только пока есть пятисекундный сигнал на реле бензонасоса, как релюшка отключится прога перестаёт видеть мозг. Скорость в настройках переходика USB-to-RS232 выставлена сначала 9600, потом 14400. В чём может быть проблема?
 

Вложения

  • k-small1.gif
    k-small1.gif
    5 KB · Просмотры: 15
  • dsgsgs.jpg
    dsgsgs.jpg
    135.8 KB · Просмотры: 19
  • dssvsdsv.jpg
    dssvsdsv.jpg
    78.9 KB · Просмотры: 17

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
У меня на ИТЕЛМе(VS 5,6) комп показывает УОЗ 22, ПУОЗ -8. Насколько я знаю УОЗ должен в пределах 11-17. Как он устанавливается? ПУОЗ такой потому что езжу на газу в основном. Двиг 406 без всяких евро (хотя опять же показывает напряжение на дк 3 с чем-то). кстати заводится нормально в любую погоду без педальки.

Дык поставь сканером или БК ПУОЗ=0 и будет тебе УОЗ=+14, Поставишь ПУОЗ=+3 и будет тебе твои +11 в УОЗе. Как применять ПУОЗ и по какой формуле поищи в этой теме несколькими страницами выше.

Добавлено через 1 минуту 27 секунд
Никак, УОЗ прописан в прошивке,чтобы поменять нужно прошивку править,а за ИТЕЛМУ никто не возьмется. Да и не надо оно вам. ИТЕЛМА работает по другому принципу чем микас,на основе математической модели двигателя,как все иномарки,и если она расчитала что вам нужно на х.х. 22 гр.значит так ей и нужно.
Кто рассчитала модель математическая? Про ДД чтонибудь слышали?
И чем принцип работы ЭСУД Ителмы от Микаса отличается, просветите?
Не надо советовать о чем не имеете представления.
Особенно понравилось про иномарки и математические модели.:popcorm:
 
Последнее редактирование:

шкипер баржи

Освоился
Регистрация
14 Июн 2013
Сообщения
16
Реакции
0
Баллы
43
Дык поставь сканером или БК ПУОЗ=0 и будет тебе УОЗ=+14, Поставишь ПУОЗ=+3 и будет тебе твои +11 в УОЗе. Как применять ПУОЗ и по какой формуле поищи в этой теме несколькими страницами выше.


Спасибо, Вы правы. Уже сделал. Оказывается ПУОЗ стоял +8(а не -8) поставил -8, теперь показывает УОЗ 14. Субъективно вроде порезвее стала.
 

byran 26

Освоился
Регистрация
10 Ноя 2013
Сообщения
14
Реакции
0
Баллы
42
Напишу о своей проблеме.
У меня был импульс впрыска 2.5 на х.х.. Это мало, но как мне пояснили здесь, это видимо забито в прошивке. Импульс маленький но он происходит в два раза чаще. Вообщем то меня все устраивало, машина работала нормально. Хотя один знающий человек сказал что это аварийный режим работы двигателя.
Что происходит теперь. Импульс впрыска начал плавать бывает от 3.0 до 4. и выше. Что в принципе согласно норме. Но если у меня зашито впрыск в два раза чаще, то получается он переливает. От сюда и проблеме с х.х. он опускается до 500 об. и глохнет и при езде если резко вдавить газ чувствуется что машина тупит а не едет. Если давить на газ плавно то все нормально.
Если импульс приходит в свое обычное состояние 2.5-2.6, то все начинает работать нормально. От чего зависит это колебание я так и не понял. Раз так работает, раз начнет плавать.
Вопрос - что делать? Перепрошивать ЭБУ или еще куда залести?
 

byran 26

Освоился
Регистрация
10 Ноя 2013
Сообщения
14
Реакции
0
Баллы
42
В вашем городе есть нормальные специалисты.Обратитесь к ним.
Да вот же и проблема с нормальными специалистами. Обратился бы, да опыт неудачный, вот и приходится самому до всего доходить.
Можно еще вопрос? Может ли неисправность Д М Р В влиять на импульс впрыска?
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
У меня был импульс впрыска 2.5 на х.х.. Это мало, но как мне пояснили здесь, это видимо забито в прошивке. Импульс маленький но он происходит в два раза чаще.
Проверяй ДПРВ. А впрошивке ничего такого что ты написал не заложенно.
 

vanzay

Постоялец
Регистрация
16 Апр 2012
Сообщения
511
Реакции
147
Баллы
175
А впрошивке ничего такого что ты написал не заложенно.
Если стоит не серийная прошивка то может быть заложено.Например в 580 оптиме програмно отключен дпрв,и впрыск всегда идет попарно-паралельный,и время впрыска как раз 2.5 м.с.
 
Последнее редактирование:

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Я с интернетовским говном не работаю. признаю или сток или нормальные коммерческие прошивки. Второе увидеть включен ли ДПРВ или нет элементарно в течении минуты сканером, во вкладке конфигурация, это и подразумевается при упомянутой мной проверке ДПРВ, смотреть почему впрыск не фазированный или датчик с проводкой, может распредвал, а может как вы подметили чудо ПО.
Стесняюсь спросить, Оптима, значит оптимально количеству датчиков ? :haha:
Вы бы еще 40564_spt упомянули с задратым выше предела УОЗом.
Ну ежели так то тогда однозначно менять флешь.
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,910
Реакции
3,803
Баллы
879
Может ли неисправность Д М Р В влиять на импульс впрыска?
Может.

Добавлено через 4 минуты 11 секунд
Я с интернетовским говном не работаю. признаю или сток или нормальные коммерческие прошивки.
Так 580-я "оптима" самая ,что ни на есть коммерческая.Изначально.Это щас её,благодаря некоторым не сильно дальновидным индивидуумам ,можно найти и бесплатно.:smoke:
а может как вы подметили чудо ПО.
Стесняюсь спросить, Оптима, значит оптимально количеству датчиков ?
Да ладно вам,Микас 7.1 чудно работает без ДПРВ.Он там не особо нужен.
 
Последнее редактирование:

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Может.

Добавлено через 4 минуты 11 секунд

Так 580-я "оптима" самая ,что ни на есть коммерческая.Изначально.Это щас её,благодаря некоторым не сильно дальновидным индивидуумам ,можно найти и бесплатно.:smoke:

Да ладно вам,Микас 7.1 чудно работает без ДПРВ.Он там не особо нужен.

Это которые СМС, их тоже не не перевариваю. У мну из 3,5гигов прошивок их поделок ни одной нету. Ну и как можно систему с фазированным врпыском делать с попарнопараллельным. Это коммерция?
То что работает и то что лучше немного разные вещи. Для газели ездящей 99% на газу дествительно похрен. А На бензине не лучше, не просто так в конце 90 ушли от этих систем, и экологии тогда сособо не пахло. Так можно и моновпрыск сварганить , ну или в меньшем одновременный впрыск, всеж нормально ездить будет. Тока чего то не хотят.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,910
Реакции
3,803
Баллы
879
. А На бензине не лучше, не просто так в конце 90 ушли от этих систем, и экологии тогда сособо не пахло.
Вы ,вроде,правильные вещи здесь пишите часто.А вот здесь прям ерунду сморозили.ДПРВ,а следовательно и фазированный впрыск, появился именно для выполнения всё более ужесточающихся норм токсичности.Это ГАЗ,а вернее ЗМЗ немного поторопились с установкой ДПРВ на 406-й.До 2006-го года необходимости в нём не было особой.Просто систему управления с СААБ-а "копировали",да и взяли уже вместе с этим датчиком.А ВАЗ-ы восьмиклапанные на одновременном очень неплохо работают,кстати.Экономичнее более поздних систем с ДПРВ.Да и проблем меньше...
 
Сверху