Попытаюсь немного внести ясность. Крутить мотор смысл есть, хоть макс. момент у него на 2500 об/мин, но вот представьте такой двигатель: на 3 тыс. оборотах у нас момент 600кг/м, а на 6тыс оборотов момент 400кг/м (абстрактный двигатель, не крутите змз 402 выше 5000об/мин). едим со скоростью 200 км/ч на 4-й передаче двигатель крутится с частотой 3 тыс об/мин, момент 600кг/м передаточное число трансмиссии 1, тоесть момент НА КОЛЕСЕ 600Х1=600кг/м, включаем 3-ю, теперь у нас передаточное число 2 двигатель раскручивается на 6тыс оборотов, момент НА КОЛЕНВАЛЕ двигателя 400кг/м, а вот НА КОЛЕСЕ получается 2Х400=800кг/м, тоесть на 3-й разгон более интенсивный.
Теперь вернемся к нашему ЗМЗ402, так вот - хоть у него крутящий момент и заваливается на верхах, но за счет того, что мы едем на более низкой передаче мы выигрываем в разгоне, но это лшь до определенных оборотов, а именно до оборотов максимальной мощности, далее момент становится настолько мал (из-за возростающих инерционных сил от движения поршней, за счет того, что нарушаются фазы ГРМ - клапана не успевают закрываться) так вот, момент становится настолько мал, что далее двигатель раскручивать не имеет никакого смысла, нужно переключать передачу, если есть куда, а вот на случай если некуда - конструкторы проектируют небольшой запас по оборотам, обычно 500 оборотов, тоесть физический предел, на который проектировали ЗМЗ402 это 5 000 оборотов в минуту, дальнейшее повышение оборотов может привести к физическому разрушению деталей двигателя (рассчетному) но и по прочности тоже заложен некоторый запас, так что некоторое превышение скорее всего не приведет к этому самому разрушению (но износ при этом идет уже просто КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ). Вот я и выложил вам всю арифметику, которую знаю.
Итак - физический предел ЗМЗ 402 примерно выяснили, но разве мы все - кольцевые гонщики? конечно нет. Зато есть другое правило - чем выше обороты, тем выше износ деталей, причем и низкие обороты это тоже не есть хорошо. Наименьший износ лежит в диапазоне 40-70% частоты вращения, соответствующей максимальной мощности (кстати и наименьший расход тоже в этом диапазоне), поэтому для нас имеет смысл в ущерб динамике разгона, экономя топливо и ресурс деталей крутить двигатель в диапазоне 1800-3150 об/мин, реально даже не приходится целиком использовать этот диапазон. Вот тут имеет смысл сказать огромное СПАСИБО конструкторам ЗМЗ за то, что крутящий момент в этом диапазоне максимален и езда на автомобиле становится наиболее приятной.
Но еще раз напомню - иногда приходится становиться гонщиком - "скидывать" передачу и раскручивать двигатель до этих сокровенных 4500, забыв о износе и расходе, лишь бы только максимально ускориться.
А кто то чувствует себя "гонщиком" постоянно, но это уже другая история и к двигателю не имеет никакого отношения.