• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Проблема Не очень понятные явления с системой охлаждения

motomaniak

Постоялец
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
296
Реакции
60
Баллы
129
Дано: ГАЗ-3110, 402 (алюминиевый радиатор без пробки, штатный электровентилятор, в общем система по типу как на иномарках). Проблем и проблемок небольшой букет, подозреваю что все они взаимосвязаны.

Начну с того, что я вообще плохо понимаю, как работает такая система. До того я ездил на 24-ке, и там было всё понятно, а главное - безгеморройно (ну почти... когда там все уплотнения и патрубки потекли, стало уже сложнее). Т.е., жидкость заливается в бачок, там хитрая пробка, которая держит в системе несколько повышенное давление (1,1...1,3 атм) с целью повышения температуры кипения ОЖ. При превышении этого давления хитрая пробка открывает клапан, и сообщает на какое-то время систему с атмосферой. Давление падает до номинального, клапан закрывается. Так?

Если так, то непонятный момент заключается в следующем: какой должен быть нормальный уровень ОЖ? Я так понимаю, что как и везде: на 3-5 см выше метки MIN. Так вот: это на холодную или на горячую? Ответ очень важен, потому что вдруг я что-то делаю не так. Логично предположить, что на холодную, ибо на горячую антифриз не заливают.

Короче. Проблемы такие:

1. Если залить ОЖ столько, сколько я написал, через непродолжительное время уровень уйдёт на сантиметр ниже метки MIN, в общем почти на самое дно. И будет там держаться. То есть, жидкость где-то вытекает. Вытекать ей, кроме радиаторов (печки и основного) в принципе негде, остальные места я проверил. Полка под бардачком иногда влажная. Но чаще сухая. Вопрос: куда оно девается?

2. Сегодня ехал по городу и начал перегреваться. Для этого достаточно было встать в пробочку на Владимирском. Включил вентилятор, температура всё равно ползла вверх. Буквально через 3 минуты было уже градусов 95. Мне стало стыдно закипать посреди одной из главных магистралей города, и я свернул устраивать адское шоу на потеху зевакам в какие-то второстепенные переулки. Припарковался, открыл крышку. В бачок пошла жидкость, а с верхней части радиатора - пар. В общем, классический вид "кипящей" машины, разве что пара было мало, и кончился он быстро. Температура на момент остановки - 100 (подошла к красной зоне), лампа не загоралась. Это вообще как понимать? Т.е., давление мы уменьшили, температуру кипения соответственно тоже, и оно таки закипело, всё логично. Непонятно другое: почему после открывания крышки жидкость сначала стала поступать, почти заполнила бачок до верху (я испугался, что сейчас польётся через край), а потом так же быстро ушла.

Самое интересное, что после этой нехитрой процедуры двигатель быстро остыл до 80 градусов. Я походил вокруг машины, попинал колёса и поехал дальше.

Второй раз случился на Московском проспекте, там между Фрунзенской и Московскими Воротами есть ремонтируемый кусок, и три полосы становятся одной. Снова то же самое: три минуты постоял, вентилятор молотит, стрелка идёт вверх. Очень удачно рядом оказался парковочный карманчик. Встал туда, снова заглушил примерно на той же температуре, сделал покер фэйс и стал думать, что делать дальше. Ну а что, закипать надо культурно, никому не мешая :)

Я вспомнил, что примерно через 1000 км после того, как её купил, она тоже начала греться, но до такого не доходило. Я просто вовремя это заметил, купил 5 кг антифриза и все их залил. Сейчас я разменял вторую тысячу. И пришёл к очень логичному выводу.

Как назло, тот район Московского проспекта отличается малонаселённостью и полным отсутствием каких-либо торговых точек. На глаза попалась только заправка Neste, но там из технических жидкостей только кока-кола. Побрёл на юг, к Московским воротам. Однако увиденное на заправке навело на кое-какие мысли.

Антифриз все равно менять. У меня уже закуплен красный AGA Z40 класса G12. В системе зелёный Felix Prolonger класса G11. Его уже не жалко. Сейчас лето. И я снова пришёл к очень логичному выводу.

Через полкилометра мне попался универсам "Сезон", где я купил газированной воды себе и обычной (две 5-литровые канистры) - машине.

Перед заливкой ещё и отхлебнул, дабы проверить, что не залью какую-нибудь минералку, которая оставит кучу накипи при первом удобном случае. Ведь что в человека хорошо заливать - то в машину не всегда. Нет, простая артезианская вода. Вошло три литра. Уровень на 3 см выше метки MIN.

Завёл, поехал. Температура в норме. Успешно доехал до дома. Через три часа вышел, решил ещё раз посмотреть уровень. Долил ещё литр (это получается на холодную). Выехал, проблем никаких - температура стабильно 85-90, вентилятор ни разу не включался. Ну, вечер, пробок нет. Приезжаю. Смотрю - а в районе радиатора лужа. Небольшая, и не пополняется. Капот открывать уже поленился, да и темно было, но чувствую, что этот литр был лишним. Явные симптомы выдавливания излишков из системы. Опять вопрос, какой же правильный уровень.

3. Я так понимаю, что всё вышеозначенное может происходить из-за пробки расширительного бачка. На эту мысль меня навело как наличие запасной пробки, оставленной предыдущим хозяином, так и то, что ОЖ уходит в никуда - скорее всего, давление не стравливается, и систему просто колбасит, а ОЖ при этом сливается незаметно куда ей удобнее.

И последний вопрос. Я так понимаю, возможность возникновения паровых пробок в подобной системе исключена конструктивно? Ну, при условии её нормальной работы.

Греется машина до рабочей температуры нормально (на месте долго, под нагрузкой быстро), радиатор тёплый равномерно, термостат похоже на 82 либо 87 градусов и исправный. Мест утечек, повторюсь, не обнаружено, кроме печки, да и из той стакан в месяц в худшем случае. Выхлопом ОЖ не пахнет, с трубы выхлоп прозрачный, уровень масла стабильный, эмульсии нет.
 

motomaniak

Постоялец
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
296
Реакции
60
Баллы
129
Да, я в курсе про эту тему. Я и говорю - понравилось :)

Сейчас мне не хватило метра печного шланга (даже закольцевать не смог), так что досборка отложена на завтра. Новый радиатор (кЕтайский трёхрядник, 2000 рублей на Ушинского) и патрубки уже заняли свои законные места.

Пытаюсь решить, как прокачивать печку. По всему выходит, что удобнее и проще подключиться "снизу вверх", тупо гидравлическое сопротивление меньше (расположение крана этому способствует). И хотя Mortis в своих трудах утверждает, что разницы никакой, и всё это вопрос религии, я всё же попытаюсь отработать вариант "сверху вниз". Теоретически так греть салон должно лучше. Шланга уйдёт больше, но в случае чего можно и переключиться, если не понравится.

Или пофиг? Прокачивать его наиболее простым и естественным способом, всё равно при таком расположении крана ОЖ будет идти снизу вверх, разница только - после крана в шланге, или же непосредственно в радиаторе. Как легче двигателю?

В принципе, печка на 3110 - это самый малопродуманный отопитель из всех, что я видел в принципе. Приток воздуха не регулируется, радиатор маленький, да к тому же ещё и не самый толстый (в "классике" площадь больше при той же толщине, а в 24 он вообще 4-рядный), снимается через анус (хотя говорят, что в 24-10/31029 всё ещё хуже). Не знаю - может, стоило взять радиатор покруче и мотор в печку ватт на 90? Придёт зима, посмотрим. Мне на 24 печь очень нравилась, штатная, после разворота лопастей крыльчатки в правильную сторону грела как буржуйка. Переднюю половину салона с -10 до +20 за 10 минут, заднюю подольше, но на скорости воздух быстро расходился. Стекло лобовое оттаивало минуты за три. И никаких 18-мм сечений. Здесь пока не знаю. Вообще, греть должно. Вопрос, насколько хорошо.

У нового печного радиатора отсутствует поролонка по периметру. Наверное, для компенсации сего, а также ряда других отрицательных явлений, надо запилить таки салонный фильтр. Ибо лезть совать туда поролон, который будет разлагаться от попадающей воды, я категорически не хочу.
 
Последнее редактирование:

zemir82

Завсегдатай
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
513
Реакции
787
Баллы
215
я всё же попытаюсь отработать вариант "сверху вниз". Теоретически так греть салон должно лучше.
Греть лучше не будет, увы. Для нормальной работы печки нужен чистый радиатор, хорошая циркуляция ОЖ через радиатор и термостат на 87гр.
 

motomaniak

Постоялец
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
296
Реакции
60
Баллы
129
У меня всё получилось! Я добил её!

Вчера не хватило печного шланга, даже на "закольцевать". Как водится, при сборах в магазин обнаружился дефицит хомутиков и отсутствие резиночки, крепящей расширительный бачок. Всё это было торжественно докуплено после работы и на трамвае довезено до гаража.

Новый кран печки ходит плавно, очень порадовало, как на иномарках. Дабы сохранить это качество надолго, сразу смазал ось привода графиткой. Старый приходилось буквально дёргать. Чувствую, так я понемногу начну доверяться волговским запчастям? Опасно, опасно...

Печку саму включил по классической схеме, снизу вверх. Решил не мудрить.

"Я могу всё разобрать! Собрать - это не ко мне". Так я думал раньше. На деле, оказалось, что сборка печки была произведена быстрее, чем её разборка. При этом самый зло... кхм, в общем, самый труднодоступный болт, уже у шахты вентилятора (центральный короче) я решил не вкручивать сознательно (именно из-за него печка разбиралась фактически часа три), а дырку залил чёрным клеем-герметиком. То же самое сделал с отколовшимся при разборке (да, я применял вандальные методы!) уголком корпуса, в котором вся эта байда размещается.

Короче, я сделал это! Не знаю, кому как, а лично мне любые работы связанные с салоном, со съёмом обшивок и торпедо, даются наиболее трудно. Однако сегодня (уже вчера) у меня случился маленький, но серьёзный level-up. Я не снимал всю панель, только сдвигал её правую часть. Но мне и этого хватило. Кстати, на "Волгах", как я теперь понимаю, торпедо снять-поставить проще, чем на ТАЗах, а в силу этого и скрипит оно меньше (собственно, этим страдает только рамка центральной консоли).

При сборке получился маленький факап, заключившийся в том, что я не до конца её поднял и забыл про саморез справа внизу, отчего не хотела вставать правая боковинка в ногах (где у нормальных машин ЭБУ), а зазор пежду панелью и накладкой правой стойки был пугающе велик. Но это не могло сравниться с полуторачасовой подгонкой бардачка, чтобы зазоры были минимальными, а открытие-закрытие лёгким! В общем, собрал всё, даже лишних деталей не осталось (на Ниве всегда остаются). При открывании бардачка непривычно радует глаз подсветка, ранее не работавшая. Волга!

Полку поставил (финальный этап перед заправкой системы) уже ближе к 23 часам, и тут же побежал за водой. Залив в систему литра три, обнаружил течь. Текло из крана слива блока цилиндров, который я умудрился забыть в открытом положении. Матернувшись, я полез его закрывать и сорвал ручку. И вот что я вам скажу: рожковым ключом на 10 все манипуляции с этим краном выполняются проще и приятнее. Я шатал этот неудобный "крючок", который сдвинуть можно, только сунув в отверстие отвёртку, и рывком потянув, да и то если предварительно пролить всё тормозухой. Я давно, ещё с момента слива ОЖ, мечтал его отломать. Наконец-то мечта идиота сбылась. На 24Д краники были более приятные, однако.

Поскольку бензина было крайне мало, у меня не было ресурсов долго стоять и ждать, пока включится электровентилятор. А потому я сразу двинулся домой. Он так и не включился ни разу, а на ходу температура вообще норовила упасть до 80 и чуть ниже. По ходу, термос-то на 80. Печка - адское горнило, впечатления строго положительные. Почему-то после её закрытия в движении температура даже ненадолго упала. А так вообще ни одно соединение пока не сделало попытку саморазобраться под давлением, уровень в системе (тьфу-тьфу) держится, само давление наконец-то стравливается после остановки. Да, пробку бачка брал оригинал ТАЗ. По идее, это самое годное, что есть в продаже вообще.

Пару дней поезжу на воде, потом всё промою и залью антифриз. Это если не потечёт ничего.

Теперь у меня полностью новая система охлаждения, за исключением помпы и термостата. К зиме вживлю термос на 87, как на 24 было. Хотел вообще сначала на 92-93 найти, но они в волгомагазинах не лежат. От Ланцера, вроде, нам подходят. Лето с этим докатаю. Профилактическая же замена помпы, как я думаю, не имеет смысла, ибо: 1) эта работает, и работает бесшумно; 2) качество того, что идёт в запчасти, ну очень плавающее.

Наверное, я становлюсь волговодом. Ещё бы подвеску научиться самому шприцевать, вообще шикарно будет. Соседи по гаражному кооперативу смотрят как на маньяка, но уважительно здороваются. Пора кончать с агрегатной частью и заниматься кузовом, ибо он невообразимо уныл.
 
Последнее редактирование:

motomaniak

Постоялец
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
296
Реакции
60
Баллы
129
Чтобы моя радость была совсем полной, заменил сливной кран (поставил от 24, типа вентиля) и... перебрал новый кран печки, который естественно ****о потёк... Чёрный герметик Permatex своё дело знает: с задачей он справился на ура!

Теперь катаюсь, не нарадуюсь.

Радиатор, хоть и алюминиевый, а трёхрядный: в пробках его вполне хватает. При затяжных спусках на трассе тепература падает ниже 80. Так что не бойтесь алюминиевых радиаторов!

ЗЫ: подвеску третьего дня отшприцевал сам, дел на 10 минут, ничего сложного :)
 
Последнее редактирование:

антон кугушев

Освоился
Регистрация
21 Авг 2013
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
42
нет. очень даже возможно. примеров тому- маса.
в штате бачок стоит не очень грамотно. в более поздних версиях его разместили выше - над вакуумником тормозов.
я себе поставил бошевский вакуумник с газели бизнесс (тормоза улёт стали) а он по диаметру чуть больше заводского встанет ли расшерительный на него???
 
Сверху