• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
На газу конечно хорошо. До этого ребята выкладывали статью про фрезеровку с антидетонационными выемками. Так вот на газу они как раз и не нужны. Под газ можно точить по самый не хочу и без детонации. У газа больше октана но обладает хорошой детонационной стойкостью. Токмак, ты пишешь что на бензине регулируешь когда температура за 80 и детонация, будь осторожен не допускай больше 80, это рабочая температура. При более раннем зажигании(для определенного бензина) как раз и возникает детонация и растет температура. Топливо сгорает раньше чем поршень приходит в в.м.т взрыв одного цилиндра борется с взрывом другого. Чаще всего чревато прогаром или оплавлением поршней, реже прогаром клапанов или переломом шатуна. Так что зажигание лучше регулируй заблаговременно, не жди 80 градусов ну или лить 92 бензин:)
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Спасибо,но на бензине я исключительно доезжаю до заправки, если кончается газ, в баке его не более 5л, только раз было, что проехал километров 40. еше полезный совет, подсказанный "дедами"- вместо стопорных колец в поршневой палец с 2х сторон запрессовываются выточенные из алюминия заглушки в форме грибка. они не дают поршневому пальцу повредить цилиндр в случае обрыва поршня, меня уже 2 раза выручали, обходился только заменой одного поршня.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
А вот насчет грибка подробнее пожалуйста:) если можно фото. Да, и что за обрыв поршня, ни разу не видел и не слышал о таком. То что рассыпался да а вот обрыв не знаем.
 

Soul separator

Общительный
Регистрация
7 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
10
Баллы
65
Всем привет :) Про грибки очень интересно - можно пожалуйста подробное описание данного девайса или фото - по возможности -
 
Последнее редактирование:

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Про грибки: из алюминиевого прутка,диаметром 22 мм или больше, заказываете токарю заглушки, ставящиеся в боковые отверстия поршневого пальца с 2-х сторон. При этом, заглушки должны иметь длинну не менее 10- 15 мм со стороны отверстия поршневого пальца и входить туда очень плотно,вплоть до запресовки молотком, иначе они при работе двигателя будут болтатся и могут расплавится!( у меня такое было) Со стороны цилиндра диаметр заглушки равен диаметру поршневого пальца.Стопорные кольца поршневого пальца не ставятся, т.к. при работе двигателя палец "плавает", и вставленные в него с 2-х сторон грибки не дают ему подрать цилиндр при касании его., т.к они из алюминия. после сборки пошневого пальца с заглушками с поршнем, они не должны выступать за стенки поршня,необходим зазор 1-2 мм. Фото не дам, стоят пока в моторе, думаю и так все понятно.Желательно , чтобы они были одинакового веса. Про обрыв поршня: У меня обычно поршень лопается по линии маслосьемного кольца, т.к. там просверленны отверстия+ косые разрезы ниже. При етом днише вместе с кольцами остается висеть в цилиндре, а нижняя часть поршня в районе поршневого пальца обычно разваливается и сыпется в поддон, палец при этом дерет цилиндр, (иногда до тосола), все зависит от того, как быстро успеешь заглушить. Я ставлю только поршни производства СССР газовские фирменные, и то это случается в среднем раз в два года(МАШИНА РАБОТАЕТ С очень серьезными для нее нагрузками и постоянно)Благодаря заглушкам и имеющемуся всегда в дороге с собой поршню пару раз менял его прямо на трассе в течении 3-х часов. У знакомых, применяющих новодельные поршни, это случается чаще. Так что считаю такую модернизацию полезной. Теперь занялся поиском кованных поршней.

Добавлено через 23 часа 37 минут 45 секунд
Есть перегородка! А вот по поводу установки другого агрегата, я уже давно прям мечтаю, так что если есть идеи прошу озвучить!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавлено через 40 секунд


Полностью солидарен!

А уменя к22г работает просто супер как на бензине , так и на газу, менять не собираюсь.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
22 хороший.Простой как 5 копеек, удобный в регулировке, но не позволяет снимать хорошую мощность. Я уже обсасывал со знакомым инженером. Говорит из доступных, вариант один солекс 41. Но перегородку надо удалять.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Подскажите пожалуйста можно ли притереть клапана
не снимая двигателя ,нет компрессии на 4 цил.
был перетянут прогара вроде бы нет.

Конечно можна, я тер дрелью, (клапана с 53-го с пропезями).

Снять головку, люк клапанов, выставить в нужную позицию коленвал, зажать пружины клапанов и вперед!!! Делали правда это вдвоем,так как самому тереть и держать пружину не реально!

Добавлено через 3 минуты 26 секунд
Простой как 5 копеек, удобный в регулировке, но не позволяет снимать хорошую мощность

Вот из-зи мощности мне и не нравится К-22, у нашего движка ее и так не сильно много, так что хотелось бы что-то более совершенное, что бы двигло выкладывалось так сказать на все 100%.!!!

Добавлено через 1 минуту 53 секунды
из доступных, вариант один солекс 41.

Батат, а где можна почерпнуть информации про этот "солекс 41"?????
 
Последнее редактирование:

Иваныч 65

Общительный
Регистрация
28 Апр 2010
Сообщения
5
Реакции
0
Баллы
62
У меня клапана плоские, без прорезей.
пружину когда зажимаешь клапан не рассухарится.
там еже коллектора мешают но их боюсь не открутить
машина очень долго была не на ходу купил по цене металлалома.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Иваныч 65, вэдэшка и головка тебе в помощь, иначе никак

Александр_84, _ttp://forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=2133&page=3
рекомендую почитать, все расписано вплоть до нихочу, читать много но очень полезно. описана переделка под 3 литровый уаз. думаю у нас такой пойдет, если нет то отследив изменение по жиклем под 3 литровый можно прикинуть какие жиклеры нужны под 3.4 литра.
 
Последнее редактирование модератором:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
У меня клапана плоские, без прорезей.
пружину когда зажимаешь клапан не рассухарится.
там еже коллектора мешают но их боюсь не открутить
машина очень долго была не на ходу купил по цене металлалома.

Если речь идет о притерке только клапанов 4 целиндра (тоесть 2 клапанов) и других причин для снятия движка с рамы нету то лично я щитаю, что проще момучится и притереть его не снимая.

Я тер все клапана не рассухарился ни один.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добый день! Александр 84 с баком под кабиной наверно у всех проблемы, тем более машины с прошлого века. У меня тоже была проблема этим баком, просто бак снизу сгнил , а сварка бака не выход. по этому я его выкинул и поставил на раме от 3307, если объем большой не нужен то можно пластиковый бак от "Газель" поставить и проблема с ржавчиной изчезает.
Вопрос на обсуждение? При установке газового оборудования бензиновый клапан ставится между бензонасосом и карбюратором. Бензопровод после насоса держет постоянно под давлением бензин и не мало случайностей порыва безопровода приводившие к пожару. Если установить клапан до насоса, не приведет ли разрушении диафрагмы насоса без бензина?
На конце рычага ручной подкачки бензонасоса есть отверстие.Привяжи за это отверстие проволкой или веревкой рычаг в крайнее верхнее положение и диафрагма бензонасоса не будет двигатся при работе на газу. При переходе на бензин отвяжешь. Я так давно делаю, никаких проблем с бензонасосом нет
 

ELS

Общительный
Регистрация
31 Май 2010
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
62
Уважаемые форумчане! Кто-нибудь знает точно компрессионную высоту поршня газ-52 и длину шатуна от оси шейки вала до оси шатунного пальца?
 

andrey_685

Общительный
Регистрация
7 Дек 2008
Сообщения
82
Реакции
34
Баллы
95
Ребята вобщем потерял маслянный щуп, нашёл от камаза он какраз входит до конца и упирается в поддон это и было надо т.к лишнее обрезать можно, немогбы ктонибудь замерить метки на своём щупе и отметить
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Если будет актуально до выходных сделаю замер. Хотя у меня щуп вроде родной но метки сомнительны.

Народ, посоветуйте чем и как промыть двигатель с радиатором от внутренней накипи?
 
Сверху