• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Александр84! И новые свечи могут не рабочими их нужно на стенде под давлением проверить если есть возможность, все ровно попробуй поменять другими. Вопрос как реагирует движок на изменения зажигания октан-корректором?
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

мужики отойду от темы как у вас насчёт бензина.я с казахстана у нас цена попёрла ,уже на 60%подняли за пол месяца.

Ниж.Новгород-такая же фигня, но на 10 процентов. А76-19,0р./литр.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Еще и как заведешь
Двигатель троит ,стреляет(причем все свечи рабочие)
А происходит следующая штука
Искра периодически начинает проскакивать как я написал в прошлом
сообщении между ценральным контактом бегунка и макушкой валика трамблера
А не заведешь-когда пробит окончательно[/QUOTE]

Согласен. на холостом ходу то работает как часики, поскольку ток меньше, даеш газу обороты больше ток соответственно тоже вот оно и бьет на масу..... Попоробую и эту деталь заменить!

Добавлено через 3 минуты 22 секунды
Азат, Брат, ну не все же!!!)))) А вот возможности проверить к сожалению нет(
 
Последнее редактирование:

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Кстати, я их крутил и так и сяк результата "0", поэтому завернул их до упора. по идеи они на сколько вивертываются???

по идеи ети жиклёры до упора заворачиваются,а винты на два с половиной оборота выворачиваешь и затем на горячую регулируеш точнее.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Кстати, я их крутил и так и сяк результата "0", поэтому завернул их до упора. по идеи они на сколько вивертываются???

по идее - завертываются до упора, но когда где то что то забилось, тогда вывертывают.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Александр84! И новые свечи могут не рабочими их нужно на стенде под давлением проверить если есть возможность, все ровно попробуй поменять другими. Вопрос как реагирует движок на изменения зажигания октан-корректором?

Я виставлял зажигание по лампочке, там же и вычитал, что проверять путем резкого нажатия на газ при движении по прямой на скорости если не ошибають 30-35 км\ч. прислушиваясь к детонации (стук пальцев), но по скольку она только троит при такой процедуре то коректор трогать не стал.

Добавлено через 1 минуту 33 секунды
klimenkoyri, на 2,5 оборота венты качеста выкручиваются, если я не ошибаюсь!!??

Добавлено через 7 минут 31 секунду
мужики отойду от темы как у вас насчёт бензина.я с казахстана у нас цена попёрла ,уже на 60%подняли за пол месяца.

У меня глаза на лоб лезут как заправку вижу, уже 7 грн. за 95((((
 
Последнее редактирование:

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Я виставлял зажигание по лампочке, там же и вычитал, что проверять путем резкого нажатия на газ при движении по прямой на скорости если не ошибають 30-35 км\ч. прислушиваясь к детонации (стук пальцев), но по скольку она только троит при такой процедуре то коректор трогать не стал.

Добавлено через 1 минуту 33 секунды
klimenkoyri, на 2,5 оборота венты качеста выкручиваются, если я не ошибаюсь!!??

да они самые,если всё нормально они влияют на холостые обороты при регулировке,ими же устанавливаеш равномерную работу одной камеры и второй .чтобы двигатель работал синхронно.

Добавлено через 22 минуты 10 секунд
да они самые,если всё нормально они влияют на холостые обороты при регулировке,ими же устанавливаеш равномерную работу одной камеры и второй .чтобы двигатель работал синхронно.

а в трамблёре втулки не шибко разбиты.вал как болтается.
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А по поводу БТРовских движков могу сказать, что один из таких был установлен на мою муху когда я еще в клас так третий ходил. Привезли с воинской части с г. Бердичев вместе с коробкой даже. Вся экранировка была на нем, и свечи вертолетные (так их называли) Ходил он конечно долго давление было и все дела до первой замены масла (из слов отца, я тогда еще особо не интересовался им) Его история закончилась на том, что я в 10 класе на грузовичке заехал в солидное болото, и как дал ему копоти..... короче что-то в нем стукануло..... отцу естественно все росказал, а поскольку на тот момент машина была еще колхозная, он решил отогнать ее в гараж по дороге движок заклинил. При снятии головки выяснилось - разлетелся 2 поршень , а потом шатун пробил гильзу. Теперь только екранированый трамблер валяющийся на стилаже напоминает мне о том моторе)))...

Добавлено через 1 минуту 17 секунд
а в трамблёре втулки не шибко разбиты.вал как болтается.
Есть чуток, но не сильно в приделах 1 мм.
 
Последнее редактирование:

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

да они самые,если всё нормально они влияют на холостые обороты при регулировке,ими же устанавливаеш равномерную работу одной камеры и второй .чтобы двигатель работал синхронно.

Добавлено через 22 минуты 10 секунд


а в трамблёре втулки не шибко разбиты.вал как болтается.
в край попробуй ещё бензин с бутылки другой попробуй ,у нас частенько бензин плохой бывает.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Александр84! Разберись с начало с зажиганием, а потом с карбюратором, только из-за провала движок троить не будет, тем более ДВС Г-51 не капризный. Да ребята бензин дорожает, у нас пропан до 11 рублей подняли, так что душат нашего брата.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Александр84, а провода на бабине не перепутал, низкого напряжения?

Та нет, не перепутал, холостой ход же есть.

Добавлено через 3 минуты 49 секунд
Александр84! Разберись с начало с зажиганием, а потом с карбюратором, только из-за провала движок троить не будет, тем более ДВС Г-51 не капризный.

Я вот тоже так думаю сейчас нахожусь от газика за 100 км., на выходных буду дома проверю все о чем мы говорили, с понедельника поделюсь успехами!!!
 
Последнее редактирование:

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

добрый вечер. для андрея ,после чистки перепускных отверстий на легковой провалы полностью исчезли ,а на грузовой стало лучше но несовсем ,при сбросе газа провал хорошо ощущается надобыло их получше прочистить.андрей напишешь в чом у тебя была причина .
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем привет! Андрей84, если каналы в карбе закоксились, то продувкой и промывкой не прочистишь. Я брал канцелярскую скрепку, расправлял ее и шабуршил по всем каналам. Затем промывка, продувка. А жиклеры хорошо чистить зубочистками.

Добавлено через 6 минут 10 секунд
Извиняюсь! Конечно же Александр84!
 
Последнее редактирование:

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Привет мужики. Ну у Александра и проблемка. Вроде движок простой, а такие навороты. Я тут ничем помоч не могу, сам слушаю опытных спецов. Но я также как и Азат склоняюсь к причине в зажигании. Вот тут у Александра проскочила фраза о том, что он не смог поставить маслонасос правильно. Может посмотрим, на это замечание. Мне тоже кажется, чтото у него в зажигании не то стоит. Может попробовать простой заменой на заведомо исправные свечи, трамблёр, катушку поменять попробовать поискать, может что и найдётся.
По поводу карбюратора на БТРовсом движке: найти родной К-126К не реально даже для военных. Вот и ставят К-126БГ. Да, это газовая модификация простого К-126Б с проставкой подачи газа. Слесаря не хотят даже её снимать, так и оставляют, заглушив подвод газа. Самое смешное, что на запрос на ЗМЗ о возможности установки такого карба или К-135 был получен категорический ответ о недопустимости такой установки. А наши ставят, главное за ворота машину вытолкать, а там хоть трава не рости. Бывало ставили и баббитовые шатунные вкладыши, хотя обороты 3600! Но правда на такие обороты движок практически не выходит. Для К-126Б ограничитель отрегулирован на 3400, но это тоже никого не волнует, главное денюжки за ремонт заплачены и машина отправлена. По техусловиям на БТР положено ставить только новые движки, ремонт не допускается. Но т.к. эти БТРы уже никто не ремонтирует, найти новые невозможно и ставят после ремонта или просто вскрывают движок, смотрят во внутрь, клапана притирают, меняют вкладыши и кольца, оцинковывают детали, чистят всё, ставят новые карбы и на обкатку. Кстати по обкатке: положено сначала делать холодную обкатку. Поначалу такую обкатку не делали, но была проблема с компрессией, была разница по цилиндрам плюс-минус 0,6 едениц. После того, как сделали холодную обкатку компрессия после неё стала 11 по всем цилиндрам, плюс-минус 0,2 по цилиндрам. И движок гораздо лучше становился работать после уже горячей обкатки. Так что пренебрегать холодной обкаткой крайне не советую - проверено многократно.
Для клименко Юрия: сверху головки стоит кожух экранировки системы зажигания. После оцинковки сверкает, как новый.
Для Азата: центрифуга нам уже не нужна, если стоит бумажный фильтр ГАЗ-52. Внутренности там точно такие же, как на первых движках ЗМЗ-53, ротор один в один. Только нижняя часть особая.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

При ст.сжатии-6,7 компрессия-11 это офигенно! На змз53 при ст.сжатия-7,6 компрессия 10-11атм.

Добавлено через 12 минут 28 секунд
На карбе к 126бг стоят жиклеры еще от газ53А,они еще больше чем на к 135.
 
Последнее редактирование:

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ну при степени сжатия 6,8 и то только при выполнении холодной обкатки. Вот тут у меня моя старая уже прорисовочка установки поршней Москвич-412 в газоновский движок. Интересно, а нашёл ли кто другие подходящие поршня для этого движка?
 

Вложения

  • Газ-Москвич.jpg
    Газ-Москвич.jpg
    32.7 KB · Просмотры: 507

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер! Вот каталожный номер головки газавого движка: 12-1003015-62 и объем камера сжатия 75 куб.см - это я замерил путем заливки масло в камеру сжатия, с учетом прокладки получается 76 куб. см. Коллектора обычные, но направляющих втулок впускной трубы под карбюратором нет и это наверное для улучшения заполнения горющей смеси цилиндра.

Добавлено через 27 минут 17 секунд
Простой Русский в приципе поршня от" маргарина" поставить можно только нужна дороботка поршня или головки,но необходимости в этом я не вижу, зачем расскручиваь движок грузовика на сверхобороты, а до 3200об/ мин свими поршнями можно, БТРы еще ремонтирую с такими движками?

Добавлено через 16 минут 45 секунд
Starik5273 на моем газоне стоит карб К-126И, но все жиклеры от 53 го и езда уже другая, тяга и разгон лучше с учетом расхода топливо, значит есть воэможность увелечения мощности за счет количества и качества топлива. Есть же возможность такая, с поднятием степня сжатия, тем более на пропане. Как ты думаешь?
 
Последнее редактирование:
Сверху