• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Soul separator

Общительный
Регистрация
7 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
10
Баллы
65
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

как по мне не чо страшного в этом нет у меня 80 % всех газ 52 - 53 в гараже без ограничительей летает и хот бы хны ушы та на что даются =)))

(у меня на машине тоже нет ево)
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

добрый вечер!как я уже писал у меня застучал мотор ,поставил новые вкладыши пока терпет. собираю всё для ремонта,второй мотор не охота ставить надо будет обкатывать ,сейчас некогда. ездил в город обтачили мне масляный насос похимичил дома получился вобщем у меня двухсекционный насос ,небыло возможностей у токарей отфрезировать шестерни под полуторный .завтра опробую пока мотор живой. вопрос если всё пройдёт нормальнособираюсь мотор снимать и делать ,вал запосной расточил кольца вкладыши взял ,так вот кто чем канавки в вкладышах делал конечно в кустарных условиях. кстати в городе попалась поршневая на газ 69 на 89,про такие слышал .вот бы такую поршневую на наши газики поставить ,мощности бы нам тогда хватало и по 4 тонны с лишним в лёгкую возить.

Добавлено через 5 минут 17 секунд
В общем столкнулся я сейчас еще очередной траблой, .....

зачем он вобще нужен , лишние запчасти. ориентир на слух ,где-то надо подвалить пожалуйста .конечно не злоупотребляя етим .как уже писалось я тоже шпильки обрезал покороче и поставил карбюратор напрямую.у меня кстати и небыло этого ограничителя.
 
Последнее редактирование модератором:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Мужики! Корбюраторы карбюраторами, железо-железом! А вот что-то Старого Зимиста давно не слыхать! Я уж беспокоиться начинаю.

Добавлено через 10 минут 49 секунд
Сдается мне, если гильзы на двс газ52 проточить до 89мм, то они(гильзы), проточатся на сквозь, до дыр!

Добавлено через 8 минут 31 секунду
Мужики! Я тут вот че нашел: оказывается, в целях повышения долговечности мотора газ52, на бтр-70 коленвал имел шейки увеличенного размера!

Добавлено через 16 минут 57 секунд
И еще, приезжал из г. Семенова, Нижегор.обл.один чувак на газ52, говорит, что у него стоит двс от бтр, и что горшки на 92мм от газ53, и что этот движек порвет движек змз53, как Тузик грелку! Я про такой чудо-мотор первый раз слышу!

Добавлено через 7 минут 58 секунд
Я имел ввиду рядную шестерку с горшками на 92мм.

Добавлено через 10 минут 27 секунд
Мужики, кто нибудь заходил в тему:"установка двигателя газ52"?
 
Последнее редактирование:

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Здравствуйте Все! По БТРам есть кое-чего. Движок ГАЗ-69 это то же самое, что и ГАЗ-20, т.е. Победа и почти то же самое, что и ГАЗ-51, только четыре цилиндра. Растачивать его до 89 никак не получится, тела цилиндра не останется. Предел для всех этих нижнеклапанных движков - последний ремонтный размер, т.е. 84. До него и кроссовые газоновские движки растачивают. Все эти разговоры про такие движки - просто "испорченный телефон". Движок 51 стоял на БТР-60, что это такое кому интересно могу выложить здесь. Не все просто знают историю развития наших БТРов, т.к. не все с ними сталкивались. Он форсирован по оборотам до 3600, в результате получили мощность 90 л.с. с некоторым снижением ресурса, т.к. там масляная система была тупая, я уже писал про это ранее. Но для военной техники и для спортсменов это не важно. На БТР-70 стоит простой ГАЗ-53, мощность 115 л.с. Отличия не существенные из-за навесного оборудования, выхлопа и т.п. А вот на БРДМ-2 стоит движок типа ГАЗ-53, но с поршневой на 100 мм. Мощность 140 л.с. Но т.к. бензин А-76, то головки не от чайки, а свои. По этому и мощность не 200 а 140. Продолжение следует...
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

не знаю как по 51 блоку но у меня где то на компе пособие валялось как в москвичевский движек установить гильзы и поршни от 53.там насколько помню уже мясо растачивалось.может найду еще.
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Здравствуйте Все! По БТРам есть кое-чего. ...

извиняюсь конечно ,не сочтите за дерзость .я сам лично держал в руках поршня на газ 52 в руках размером на 89,комплект был 4 поршня на газ 69(тоже самое что газ 52).и от бывал слышал они разбирали как-то газ 69 на нём стояла поршневая ,не буду врать,то-ли на 89 то-ли на 92 не помню.такчто есть что-то подобное в двигателе строение.
 
Последнее редактирование модератором:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Все то же самое.Просто 2 цилиндра отрубили.Если менять расстояние то это уже надо отлив менять.А такого не было.Вроде :)
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

сегодня опробовал переделанный масляный насос ,получилось на горячую на холостых 1.5 2 давит при повышеных оборотах 4, при открытом масляном радиаторе.буду перебирать движку вкладыши канавку протачу и будет в самый раз. опять вопрос так мне никто не посоветовал чем канавки во вкладышах сделать в кустарных условиях.

Добавлено через 22 часа 49 минут 19 секунд
сегодня опробовал переделанный масляный насос ,получилось на горячую на холостых 1.5 2 давит при повышеных оборотах 4, при открытом масляном радиаторе.буду перебирать движку вкладыши канавку протачу и будет в самый раз. опять вопрос так мне никто не посоветовал чем канавки во вкладышах сделать в кустарных условиях.
проделал обточенным ножовочным полотном,на вид кажутся узковатыми. может что пошире взять.
 
Последнее редактирование:

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ну хорошо. Есть у меня продольный разрез движка Типа М-20, правда он вообще-то точнее сказать предназначен для старой десантной самоходки АСУ-57, но не важно. Специально сосканирую, померяю и выложу тут, чтобы все убедились, что 89 не впихнуть. Или если впихнёшь, то толщина стенки будет очень маленькая.
Вернусь к БТРам. Никаких увеличенных шеек на БТРочных валах нет, валы почти такие же, как и на гражданских. Небольшие отличия есть в переднем конце, т. к. там стоят, как я уже говорил, во первых двойной шкив под генератор, точнее на одном движке стоит типа генератора, но на самом деле это типа таходатчика, на другом движке генератор стоит отдельно мощностью около 2 кВт. Во вторых на обеих движках стоит компрессор - воздух там для пневмоусилителей тормозов, подкачки и др. нужен ведь. Под компрессор ещё один шкив. В итоге передний конец коленвала имеет несколько усиленную канавку под усиленную шпонку. Плюс на валу несколько изменены галтели. Вкладыши на БТР-60 положено ставить только 52-04, т. е. сталеалюминиевые. Ну, про масляную систему я уже писал. Головка несколько другая, она сделана на базе простой, имеющей индекс 12 - т. е. с ЗИМа, только добавлены с левой стороны пара отверстий под крепление центрифуги. И вот ещё интересно что: патрубок отвода охлаждающей жидкости несколько другой: если на простом 51-ом он крепится на три шпильки, по расположению как равносторонний треугольник - две передние шпильки строго на горизонтальной оси, то у БТРочного патрубка правая передняя шпилька несколько впереди всех. Что ещё? Ну проводка конечно экранированная, экранированный трамблёр (кстати, такой найти уже очень тяжело, даже у военных) и экранированная катушка. Далее, передняя опорная плита другая, передняя опора не по центру, как у 51-ого, а отверстия разнесены примерно на 250 мм по сторонам. И передняя крышки разные на левом и правом движках. На одном стоит крышка, имеющая привод, шестерня на переднем конце распредвала ставится, для привода центробежного ограничителя оборотов, работающего сразу на два движка. Выпускной коллектор с выводом вперёд (по движку) и вверх. Сцепление - ГАЗ-52. Коробка с синхронизаторами. Раздатки на базе ГАЗ-66, но несколько усиленные и перевёрнутые. Лучше конечно один раз увидеть, чем сто раз услышать. Постараюсь выложить здесь фото.
 
Последнее редактирование:

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Хотел бы ещё вернуться к коробкам. Вот коробка ЗИЛ-164. Синхронов в ней действительно нет. Но третья, четвёртая и пятая включается как на последних коробках ГАЗ-53 - скользящими муфтами
 

Вложения

  • Коробка-1.jpg
    Коробка-1.jpg
    362.4 KB · Просмотры: 429
  • Коробка-2.jpg
    Коробка-2.jpg
    621.2 KB · Просмотры: 445
  • Коробка-3.jpg
    Коробка-3.jpg
    754.9 KB · Просмотры: 344
  • Коробка-4.jpg
    Коробка-4.jpg
    576.3 KB · Просмотры: 317
  • Коробка-5.jpg
    Коробка-5.jpg
    891.7 KB · Просмотры: 320
  • Коробка-6.jpg
    Коробка-6.jpg
    949 KB · Просмотры: 292
  • Коробка-7.jpg
    Коробка-7.jpg
    957.8 KB · Просмотры: 374

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Коробочка хороша! Как на американских грузовиках, только ступеней поменьше.

Добавлено через 14 минут 33 секунды
Мужики, а вроде в обычной зиловской кпп переделывают 4-ую передачу на повышающую? Это те у кого вместо карбюраторного мотора стоит дизель Д-240 серии.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Да щас все переделать можно,были бы деньги.Я знаю что в Питере точно есть контора которая занимается подборкой желаемых чисел в коробки,правда 66. Чуть не забыл,поиски увенчались успехом.нашел про голову.Надеюсь будет полезно _ww.gaz69.ru/gallery/displayimage.php?album=92&pos=0

Добавлено через 27 минут 27 секунд
Вот еще пожалуйста. _ttp://www.gaz69.ru/ipb/index.php?showtopic=81407&st=0&start=0
 
Последнее редактирование модератором:

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Можно вопрос ко всем: предложили комплект поршневой. Но меня мучают сомнения: во первых по чертежу положено лужение оловом, а на этих вообще олова нет. Во вторых поршня явно сделаны не в СССР, а в России - в канавке под маслосъёмное кольцо заусенцы оставили. Встречал ли кто-нибудь такие? В остальном всё вроде по чертежу, ну там малость надпись на боковине - Ал10 - не очень чёткая.
А Батату спасибо за ссылки на дружественный для нас сайт ГАЗ-69. А то лазить в интернете времени нет, всего не найдёш, тем более, что интернет - такая помойная яма. Пока выудиш что-нибудь полезное - на нервы изойдёш.

Добавлено через 2 минуты 24 секунды
Попробую достать карзину 406-го, хотя бы бэушную и посмотреть, как станет на наш движочек. Вроде слышал, что спортсмены на ГАЗ-51,52 её ставят.

Добавлено через 5 минут 14 секунд
Ещё слышал, что спортсмены ставят на свои движки поршня, купленные в каких-то фирмочках и сделанные под заказ, вроде где-то в Москве или под москвой. Я знаю, что в Московском Автомеханическом институте делали поршня по технологии изотермической штамповки. Процесс хоть и длительный, но поршня получались прочные и лёгкие, типа кованных. Но там, правда, делали конечно для легковых спортивных жигулей и для иномарок. Газоновские пятьдесятпервые мало кого заинтересуют, конечно. Но всё же, спортсмены где-то берут ведь.

Добавлено через 1 минуту 34 секунды
Нигде не могу найти неопрена по совету Старого Зимиста. Материал из не очень распространённых.
 
Последнее редактирование:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Простой Русский, кованные поршня на газ52 изготовляет в г.Заволжье Нижегородской обл.какая то контора. Зайди в "установка двигателя газ52".
 
Сверху