• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

511222

Общительный
Регистрация
10 Июн 2013
Сообщения
15
Реакции
0
Баллы
62
это смайлик "Петропавловск-Камчатский на морозе"?

Сначала вброс "граждане, эта штука работает не так!", потом пояснение "правда, она у меня паламатая и откручена, но это неважно, и вообще масло фильтруется маслорадиатором"

:)
 
Последнее редактирование:

Алексей Н

Освоился
Регистрация
25 Авг 2014
Сообщения
3
Реакции
0
Баллы
42
всем доброго времени, вот приобрел себе Газ 52 и решил сделать капиталку, после сборки движок не прокручивается, книг мало, да и там особо ничего нет,
все старались собирать согласно тому как разбирали, вал точили на 0,25,
Вопрос? может как-то не правильно собрали поршня, или есть еще какая нибудь мелочь которую мы упустили, подскажите пожалуйста.
 

Алексей Н

Освоился
Регистрация
25 Авг 2014
Сообщения
3
Реакции
0
Баллы
42
В том то и дело, что не крутит, причем когда закручивал коленвал, то он постепенно переставал нормально крутится, и после того как протянул шатуны он перестал вообще крутится

Добавлено через 3 минуты 7 секунд
да еще нашел статью где написано что коренные вкладыши разные по ширине их там вроде как три разных размера, но у меня вроде один широкий задний а остальные все одинаковые

Добавлено через 1 минуту 23 секунды
еще прочитал что 1,3,5 поршня ставятся в одном направлении а 4,2,6 в другом, вот и чему верить не знаю. первый раз собираю такой двигатель, раньше все по легковым.
 
Последнее редактирование:

511222

Общительный
Регистрация
10 Июн 2013
Сообщения
15
Реакции
0
Баллы
62
когда закручивал коленвал, то он постепенно переставал нормально крутится, и после того как протянул шатуны он перестал вообще крутится
Есть общее правило сборки двигателей - поставил коленвал, затянул коренные - должно крутиться от руки легко. если нет - поочередно ослабляешь, ищешь на какой шейке проблема. Проблема может быть мусором, перепутанным бугелем, недошлифованной шейкой. Шатуны - то же самое (коленвал может быть снят с двигателя) - зажал - шатун свободно крутится, но без люфтов. (Естественно, поршни не вставлены в цилиндры.) Тут на форуме писали, и я с таким сталкивался - бывает, что один шатун, даже с родной неперепутанной крышкой, зажимает колено намертво, а другой - нормально. Подбирать, отбраковывать шатуны.Набивку ставить, конечно, нужно ПОСЛЕ того, как разберешься с коренными шейками.
да еще нашел статью где написано что коренные вкладыши разные по ширине их там вроде как три разных размера, но у меня вроде один широкий задний а остальные все одинаковые.
сейчас первые три делают одинакового размера, но присмотрись - на первой коренной шейке замок набит по-другому, ближе к краю
еще прочитал что 1,3,5 поршня ставятся в одном направлении а 4,2,6 в другом, вот и чему верить не знаю. первый раз собираю такой двигатель, раньше все по легковым.
все так, и в легковых такое не редкость

поршни ориентируются по прорезям теплового зазора

Добавлено через 2 часа 39 минут 59 секунд
По сальниковой набивке - должна стоять 9мм, но это, возможно, диаметр, а не сторона квадрата.

Рекомендуют ставить мерсовскую elring 188680, 8мм сторона квадрата. но она несильно зажимает вал, да и если ее поставить-обжать-снять и рассмотреть. видно, что она почти не расплющивается, и под нее вполне можно проложить какой-нибудь шнурочек/проволоку

Ставят еще другую мерсовскую набивку - 10мм - там, возможно, колено будет сильно зажиматься.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Доброго времени суток! Ребята кто знает подскажите пожалуйста. Я собираю второй двигатель так же с нового блока. Уже не для работы, а чисто спортивный интерес, да и в будущем планирую покупать второй погрузчик по новее. Двигатель который сейчас работает нареканий к нему совсем нет, всё отлично, всё просто здорово, одним словом погрузчик только радует. На новый двигатель купить поршневую в сборе не получилось, поршня покупались вразброс, пальцы так же отдельно и понятное дело что пальцы под поршни совсем не подходят. Поршня я еле вывел в один вес путём наплавки под бобышки, верхние головки шатунов сделал под новые пальцы. И вот с поршнями возник такой ступор. Кто подскажет какой натяг должен быть в бобышках под палец??? Пальцы новые все размером 22,010 мм, отверстие в бобышках поршней 22,001. У меня есть книжка с указанием допусков на зазоры и натяги для двигателя ГАЗ-51. И там указан натяг в паре поршневой палец - бобышки: минимальный - 0,0025; максимальный - 0,0075. Вот и хотелось бы знать как лучше сделать? Я склонялся сделать что то среднее в пределах 0,005 но не знаю, ведь при нагреве поршня палец должен двигаться с не большим усилием и так же во время работы. Вот и не хочется чтоб при работе двигателя палец не прихватывало бобышками из за большого натяга, и также чтоб палец не имел большого зазора при малом натяге. Посоветуйте как лучше и как правильно сделать?
 

ALLEBUR

Освоился
Регистрация
17 Окт 2014
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
42
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Привет Юрий! По твоему провалу я постараюсь посмотреть в книге по карбюраторам. Там описаны два варианта провалов: при резком нажатии - и там рекомендуют именно ускорительный насос; и провал при медленном нажатии - и тогда там что-то пишут про заслонки и про какие-то жиклёры, про их выступание -

Простой Русский, Вы правы,виноват ускоритель,а в ём поводок поршенька ускорителя...поводок имеет люфт который создаёт запаздывание ...дроссель пришёл в движение,а поршенёк ещё стоит.Всего то:)

Добавлено через 57 минут 27 секунд
Кстати! Был такой мотор газ52ф, на нем ставили распредвал верховой,
А вот об этом пж поподробнее...интересно очень,не пришлось видывать.
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Сообщение от Starik5273
Кстати! Был такой мотор газ52ф, на нем ставили распредвал верховой,
А вот об этом пж поподробнее...
Был такой мотор, в 60 е годы сделали около 600 экземпляров. Этот мотор был верхнеклапанный, а распредвал у него нижний, причем самый обычный 52.
 

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Всем доброго времени суток! В наших регионах начались ночные и дневные морозы, сегодня днём было -5, в ночь обещают до -10. Решил установить в погрузчик, а точнее в двигатель пусковой подогреватель. Прошлой зимой двигатель и так заводился без проблем, но хочется приходить и не тратить время на прогрев, тем более всем известно что наибольший процент износа ЦПГ приходится на холодные запуски двигателя. Так как мы на погрузчике работаем на территориях предприятий, фирмах, я свой выбор остановил на подогревателе от сети 220В. Как раз мне встретился подходящий подогреватель предназначающийся для двигателей ЗМЗ-402-409. На погрузчик в моём случае с двигателем ГАЗ-52 он устанавливается довольно просто без каких либо переделок. А конкретнее, вместо металлического тройника нижнего патрубка радиатора. Патрубок который соединяет радиатор, помпу (водяной насос) и отводящий шланг отопителя кабины. Подогреватель сделан в форме такого же тройника, только внутри имеет ТЕН (нагревательный элемент). По окончанию работы, достаю из под капота провод нагревателя и подключаю к сети 220В, и оставляю до утра. Вот сегодня утром, пришёл и показометр на приборной доске показал 55-60 градусов. Заводил двигатель уже без "подсоса", работает ровно, чётко несмотря на то что карбюратор холодный. Понятное дело что -10 ещё не показатель, как говориться зима и время покажут результат, но думаю что хуже точно не будет.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Ну перед покупкой почитал отзывы людей, и нареканий к работе нет совсем. Ну и я решил попробовать. Забыл написать что по цене он мне обошёлся 2400 рублей, в комплекте были уже и хомуты, но я на свои поставил. У меня он правда не очень мощный, но взял тот который был на тот момент для 402-ого мотора. У меня 0,8 кВт, за сколько времени он прогревает холодный двигатель до плюсовых значений не знаю, но мне его хватает включив после работы. Поддерживает постоянную температуру 60 градусов. Заводишь двигатель, сразу включаешь печку, сматываешь провод подогревателя. Пока переоденешься начинает греться масло в гидросистеме и двигатель выходит практически на рабочую температуру. Экономию по топливу рано подсчитывать, но думаю что за зиму она будет, пусть и незначительная.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Серега, выведи в отдельную тему "Установка предпускового подогревателя в двигатель ГАЗ 52".
Там и поговорим детальнее.
Всем будет интересно - даже нам, южным жителям!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Всем дорого времени суток! Ребята! Подскажите как быть. Наработка моего двигателя подходит уже к 1600 мото часов, что соответствует 80 000 км. Замечаний к двигателю нет совсем никаких, работает как часики, масло не уходит, тосол держится, свечки всегда были чистые хоть и меняли их каждые 10 тысяч. Так же есть, и была былая тяга и мощность двигателя. Характеристики и динамика никуда не пропала, он как с первого дня работал, так и до сих пор. НО... У меня имеется регламент по ремонту на этот двигатель, в котором сказано о необходимости текущего ремонта при 80 000 км, и капитальном ремонте при 100 000 км. В обоих ремонтах необходимо заменить кольца поршневые, вкладыши, и притереть клапана... В нём там и ремонтировать то больше нечего. Я и подумал может померить компрессию, и если она в норме, то и не стоит двигатель разбирать? Или всё же для профилактики нужно снять, разобрать и поменять изношенные детали?
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
НО... У меня имеется регламент по ремонту на этот двигатель, в котором сказано о необходимости текущего ремонта при 80 000 км, и капитальном ремонте при 100 000 км.

если установил все новшество добивай до конца узнаем мото ресурс нового регламента:)
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
добивай до конца
Руслан прав, добей до конца, узнаем, стоит ли переделки что бы заморачиваться!

Добавлено через 1 минуту 12 секунд
1 Ты юзаешь этот двигатель каждый день
2 У тебя все навороты
Вывод: так что ты у нас и будешь испытателем!
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Я вас понял! Значит буду работать до первого стука. Сегодня замерил компрессию во всех цилиндрах. Прогрел до 85, снял с карба шланг подачи топлива, двигатель выработал бензин с карбюратора и сам остановился. Открыл полностью дроссель карбюратора и со всеми вывернутыми свечами и выжатым сцеплением двигатель показал 11,5 кг в каждом цилиндре, даже разбега не было. Просто волнуюсь из за того, что зимой мне на нём предстоит ещё и снег чистить и двигать. И как бы мотор именно зимой под очень сильной нагрузкой не "кончился". Ну ладно! Попробуем!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
не кончится. когда этот техрегламент писали то бенз был отстой а масла окромя автола и камазовского и не было. + ты свой доработал. он еще столько же отработает. ИМХОется мне что в промежутке кколльца менять дело не благодарное.
 
Сверху