• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Лей антифриз красный и все будет путем!

Добавлено через 18 минут 37 секунд
Парни, отпишитесь, кто сколько откатал на проточенных вкладышах и двухяросном насосе! Важно!
 
Последнее редактирование:

ВОЛГофф

Завсегдатай
Регистрация
20 Окт 2012
Сообщения
1,185
Реакции
105
Баллы
224
антифриз не имеет свойств,зависимых от цвета....в основе-этиленгликоль с различными присадками,современные более щадящи к различным алюминиевым сплавам,коих в 52 моторе не так и много,так что можно смело лить любой,хоть тосол,главное-не паленый...
расширительный бачок нужен даже с водой,не знаю как на 51-м,но скорее всего либо есть емкость для расширения,либо заливается в радиатор не полностью,оставляя мест для расширения...
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
По поводу тосола( синего, зеленого G11 вообщем), пару лет - и головы в щермет, как червяками изъедены, на антифризе (красном G12), вообще никакой корозии, да и олово не разъедает!

Добавлено через 5 минут 11 секунд
В красном антифризе карбоновые присадки, они не дают этиленгликолю жрать алюминий.
 
Последнее редактирование:

ВОЛГофф

Завсегдатай
Регистрация
20 Окт 2012
Сообщения
1,185
Реакции
105
Баллы
224
значит левак-точно такой же алюминий в головах 3105 без проблем уже 6 лет работает....
вообще сейчас с охлаждающими жидкостями туго стало,несколько раз уже нарывался даже в крупных сетевых магазах,теперь только у официалов беру....
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Парни, отпишитесь, кто сколько откатал на проточенных вкладышах и двухяросном насосе! Важно!

Двигатель в работе с Февраля - Марта 2014, работа ежедневная по 9 часов, пробег подходит к 40 тысячам. Кроме масла и фильтров с двигателем ничего не делали, ну и ТО по пробегу. Двигатель чувствует себя прекрасно, давление каким было таким и осталось не смотря на жару в нашем регионе до 40 градусов на солнце. Давление на холостом 2,5 кг/см2, холостой ход 600 об/мин, под нагрузкой 3,5-4,5 в зависимости от оборотов.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
не знаю как на 51-м,но скорее всего либо есть емкость для расширения,либо заливается в радиатор не полностью,оставляя мест для расширения...
В стандарте там с радиатора шла пароотводная трубка вниз. Когда задумал на тосол переходить, перепаял на короткую трубочку и поставил расширительный бачок с иномарки какой то, на разборке подобрал.
 

mazyta5204

Общительный
Регистрация
25 Мар 2014
Сообщения
104
Реакции
3
Баллы
80
А расширительной емкости антифризу не нужно никакой?

я установил расширительный бачок от ваз 210120062014528.jpg

20062014529.jpg и ещё поменял кран печки 20062014535.jpgпотому как родной не держал тосол,поставил от газели . В дальнейшем сделаю управление краном с кабины.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Термостат на лето снимаю.
Зря. У меня так при снятом медленно нагревается, а меньше 80 градусов электроника дает более богатую смесь. Так что без термостата перерасход будет.
 

mazyta5204

Общительный
Регистрация
25 Мар 2014
Сообщения
104
Реакции
3
Баллы
80
Тут ниже был вопрос
Сорвана резьба под шпильку в блоке. Какой способ решения проблемы?
и ответ

Болт на 12. Нарезаешь резьбу 12 основную (1,75 кажется) и вкручиваешь болт. Об этом уже писали.Шпильки идут на 11, но болт на 12 хорошо держит, даже тосол. Ставил 5 болтов на один двигатель, работал с лопнутыми перемычками
не с кем нечу спорить может у кого нибудь так получилось сделать (многие так и пишут решение этой проблемы),но у меня так не покатило .
Во первых шаг шпильки на 11 равен 1.50Шпилька 11#1.5.jpg,такой же шаг имеет болт(шпилька)м10Болт 10#1.5.jpg в этом случаи всё былобы идеально,но шпилька на 12 имеет шаг 1.75Шпилька 12#1.75.jpgШпилька 12.jpg и для неё нужно отверстие 10.25мм (12-1.75=10.25)
Я решил проблему так: рассверлил отверстие в блоке 12мм под резьбу м14(шаг у неё 2.00).Заказал токарю новые шпильки Ремонтная шпилька.jpgеё размеры указаны на фотоДлина шпильки.jpgДилина резьбы м 14.jpgМ 14.jpgРезьба 12.jpg(резьба м14 на шпильке бракованная поэтому эта шпилька служит как "наглядный" пример при заказе токарю и для вас ,ведь лучше один раз увидеть). Вот так выглядят ремонтные шпильки на двигателеРемонтные шпильки на двигателе.jpg
Но перед этим можно попробовать нарезать резьбу м12 - вдруг получится.
Да чуть не забыл шпильки в блок садил на фиксатор резьбыФиксатор резьбы 1.jpgФиксатор резьбы.jpg
 

mazyta5204

Общительный
Регистрация
25 Мар 2014
Сообщения
104
Реакции
3
Баллы
80
Да забыл сказать в ГБЦ тоже рассверлил отверстия на 12мм под новые шпильки и резьба м14 на шпильке закручивается заподлицо с плоскостью блока.

Добавлено через 3 часа 15 минут 30 секунд
Здесь ещё был вопрос по заглушкам
Вопрос по заглушкам в блоке, хочу при снятии двигателя промыть рубашку, как я понял они одноразовые, подскажите как их правильно снимать. И писали что делают на болтиках, легкосъёмные, под них наверное нужно резиновое кольцо?

Многие "Петросяны" советовали не сливать в мороз воду и они сами выпадут

Добавлено через 43 минуты 1 секунду
Но зачем ждать зимы,ведь можно поступить проще (при наличии некоторых инструментов и минимальных слесарных навыков).
Процесс снятия и установки будет происходить на примере передней заглушки блока.
Фото выложу чуть позже.
 
Последнее редактирование:

mazyta5204

Общительный
Регистрация
25 Мар 2014
Сообщения
104
Реакции
3
Баллы
80
Вот передняя заглушка01.jpgмоего донарамой донар.jpg
Керним её02.jpgберём сверло 8.5мм сверлим отверстие03.jpg берём мечик м1004.jpgнарезаем резьбу05.jpgтеперь находим втулку или отрезаем кусок трубы диаметра большего чем диаметр заглушки06.jpg07.jpgдальше берём широкую шайбу и болт 10-ку08.jpgи начинаем его закручивать09.jpgи вот заглушка у нас в руках010.jpg011.jpgа это отверстие блока и то что там находится012.jpg013.jpg
 

mazyta5204

Общительный
Регистрация
25 Мар 2014
Сообщения
104
Реакции
3
Баллы
80
Теперь когда всё почищено нужно установить заглушку обратно.
Берём заглушку631.jpgобезжириваем её ипромазываем изнутри герметиком632.jpgтоже самое проделываем с отверстиемв блоке634.jpgтеперь вставляем её в отверстие635.jpgи утапливаем её наставкой636.jpgтеперь нужно решить вопрос с отверстием , его можно предварительно заварить сваркой,а можно взять короткий болт 10-ку и на неё одеть резиновое кольцо(если кольца нет можно посадить на герметик)637.jpg и закрутить его639.jpg640.jpgполучается както так641.jpg
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Мне приходилось менять заглушку на тойоте, там она сгнила в хлам, пришлось использовать мелкое зубило. Я его сделал из дюбеля. Просто замял зубилом край заглушки, а потом подцепил ее отверткой.
Кстати, на мотор М-ЕЮ подходят заглушки от жигулей!
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Прикинул, зачем такой гемор. Проще шариком привареным к болту замять ее во внутрь, потом поддеть отверткой или шилом. В обратном порядке так же. загнутую по ценру вставил на герметик, молотком просто раздал в стороны. И все.
 
Сверху