• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Друзья!Подскажите пож-та,все шатуны одинаковые или 1,3,5 конструктивно отличаются от2,4,6?А то у меня погиб 5-й шатун и не пойму:или искать конкретно 5-й или подойдет любой?Заранее спасибо!
здравствуйте, да шатуны отличаются! подбирай 1, 3, 5 на место пятого
:hi:
дело в том что 1 ,3, 5 шатунов есть смещение буксы в сторону шкива коленчатого вала а 2, 4, 6
смещение букс в сторону маховика
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245

Кальвин

Освоился
Регистрация
29 Янв 2013
Сообщения
14
Реакции
6
Баллы
44
Подскажите,стоит ли менять марку свечей при езде на высокооктановом бензине?
Приходилось слышать,что родные А-11 при езде на бензине 92 и выше нужно менять на А-14 или А-17,хотя не понимаю зачем,с А-11 лично у меня мотор никогда не дизелил при выключении.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Обратился к токарю на предмет проточить канавку во вкладышах,так он говорит,что достаточно проточить канавку только в верхнем вкладыше.Может он прав?

если мне память не изменяет на моторах жигулей так вкладыши продуманы и установлены
 

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
думаю любой. Внешне отличий нет вроде как.

Вчера заезжал на грузовой "пятак" - там один парень на своем 51 воткнул мотор от БТР - купил в Чермете - с металлолома. На нем насос - 2 этажный стоит. Мотор в сборе пришел с Сурхандарьи, это на границе с Афганом. Думаю такой техники там валом. Цена мотора - меньше 50 долларов.


Повезло парню! :bayan:
Это и есть форсированный движок ГАЗ 51-52, спроектировали его для "ЗИМа", и без изменений использовали для БТРа (только 2-этажный маслонасос добавили).
в нем симметричные шатуны, 3600 оборотов, 90 л.с. :girl_witch:
ВЕНЕЦ НИЖНЕКЛАПАННОЙ ТЕХНИКИ!

Добавлено через 1 час 49 минут 42 секунды
центрифуга не только бесполезна, но и вредна, если используется современное масло хорошего качества.
Она работает при использовании дешевых типов масел типа М8 и тому подобных, где нет моющих присадок.

В более современном, качественном масле с набором моющих присадок фракция "грязи" настолько мелка, что не обладает достаточной инерцией чтобы быть очищенным в центрифуге.

А маслорадиатор, особенно в вашем регионе, вещь очень нужная, чтобы предотвращать преждевременное старение масла от перегрева.



Нет робята, вы не правы! :acute:

Центрифуга очень умная штучка. Она очищает масло до 1 микрона, в отличие от классического масляного фильтра, который задерживает частицы только до 35 микрон, а то и больше.
Центрифуга заменяет фильтры грубой и тонкой очистки масла.

Именно в настоящее время в погоне за дополнительными ресурсами моторов центрифуги массово пошли в серию. Правда, несколько другие.
В современных двигателях применяется активно-реактивная центрифуга. В отличие от реактивной в ней нет жиклеров (форсунок). Струи масла, под действием которых вращается ротор, не сливаются в поддон, а поступают для смазывания трущихся деталей двигателя. Таким образом, в такой центрифуге отсутствует потери масла необходимые для вращения корпуса, и давление в масляной системе выше примерно на 25-30%, чем при простой реактивной центрифуге.

Все военные и экспедиционные грузовики мира оборудуются только полнопоточной ЦЕНТРОБЕЖНОЙ очисткой масла. Преимущества налицо: очистку центрифуги можно производить в полевых условиях, не требуются запасники в виде фильтров, масло в разы дольше пригодно для работы. И самое главное:

ЦЕНТРИФУГА ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИВАЕТ РЕСУРС ДВИГАТЕЛЯ!

Поэтому полнопоточные центрифуги сейчас устанавливаются практически на все грузовики MAN, MERCEDES, SKANIA и пр. А также легковые: VW Touareg, и особенно Landrover и др.
Кроме того, центрифуга обладает очень важным качеством: ее сопротивление потоку масла практически равно нулю и не изменяется от засорения, в отличие от классического сменного фильтра! :dance3:
Это то самое, что так необходимо жадному до масла мотору ГАЗ 52! Центрифуга нашему мотору жизненно необходима! Поскольку у нижнеклапанных моторов высокий температурный режим и масло быстрее засоряется сажей нагара. :help:

В свое время я мечтал приладить полнопоточную центрифугу к своему любимому «ЗИМу», и даже заготовил центрифугу от ХТЗ 150, но она мне показалась великоватой, да и переделать ее с реактивной на активную так и не сподобился.
Если вам попадется масляная центрифуга от современных машинок, хватайте, не пожалеете. Сейчас продают и универсальные центрифуги, годные для всех моторов. Все хлопоты отобьете значительной экономией на сменных фильтрах и масле, что нынче не дешево. :wall:

И СТАНЕТ ВАШ МОТОР ГАЗ 52 ПРАКТИЧЕСКИ ВЕЧНЫМ!!!!!!!!!:girl_witch:
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
По мне ВАЗовские фильтры кажутся лучше и удобнее даже для нашего двигателя. Я установил переходник и купил самый дешёвый фильтр, фильтрация будет лучше чем у родного. А на счёт того что центрифуга лучше этого не могу утверждать или опровергнуть, но все пытаются избавиться от них. Я работал на ВАЛДАЕ был на нём 245,7 дизель ЕВРО 2 и там уже стоял фильтр на манер жигулёвского только больше немного. Так же подрабатываю на автобусе ГолАЗ-ЛиАз-5256,34, на нём меняли двигатель с ЯМЗ на двигатель MAN TGA от грузовика шестицилиндровый рядный и там тоже стоит сменный фильтр с завода, двигатель свежий. Так что про центрифуги на ино двигателях не знаю, какие я встречал везде стоят сменные фильтра.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Был на Базаре сегодня. Взял 2х этажный насос.2 шутки. Одну за 55 000 сум (около 20 долларов) а второй за 35 000 (12 долларов). Оба - новые. :gaz_love_girl:
Опять же с барыгами договорился о продаже двигателя Г40, с военных баз. Мотор в упаковке но без навесного и с огромным карбюратором. Барыги говорят что у него система электропитания на 24 вольта, правда ли это?
Цена мотора 750 000 сум или около 300 долларов.
Мотор после холодной обкатки.
Брать стоит?
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Не знаю почему 7,2,в мануалах по пропановым Газонам (52-07,-08,-09) написано 7,0.



С какими именно вытеснителями? На форуме уазоводов кто-то рассматривал возможность установки поршней Москвича-412 (которые под 92 бензин,с выпуклым днищем) на 52,но кто бы их ставил в реальной жизни таких не нашлось.

какие должны быть вытеснители это надо выяснять и считать, ибо насколько я знаю такие из гражданских никто не заказывал.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Последнее редактирование:

Tuv

Общительный
Регистрация
11 Авг 2011
Сообщения
8
Реакции
4
Баллы
64
Добрового времени суток,коллеги!! Подскажите,насколько возможно максимально поднять степень сжатия двигателя Г-52 и какими способами? В частности допустимо ли протачивать головку блока с цифрами 76 (у нее степень сжатия 7,0 и как я знаю для Г-52 с завода это был максимум) и если да,то насколько? Предстоит эксплуатация на 95 бензине,а заливать его при степени сжатия 7,0-это деньги,вылетевшие в выхлопную трубу.Знаю,что констуктивно на нижнеклапанных движках степень сжатия обычными приемами особо не поднимешь,но интересует максимально возможный предел.
Увеличить степень сжатия можно уменьшив объем камеры сгорания не фрезерованием ГБЦ, а наплавлением металла в камеру. Вот тут отчет соклубника по модернизации победовского мотора. Он именно так увеличивал степень сжатия.
http://www.pobeda-club.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=6415&hilit=модернизация
 

Кальвин

Освоился
Регистрация
29 Янв 2013
Сообщения
14
Реакции
6
Баллы
44
Поэтому полнопоточные центрифуги сейчас устанавливаются практически на все грузовики MAN, MERCEDES, SKANIA и пр. А также легковые: VW Touareg, и особенно Landrover и др.

Только КамАЗ от центрифуги уже давно отказался и я не слышал,чтобы кто-то жаловался на повышенное загрязнение камазовских моторов.Разумеется в них и масла льют современные,а не старое доброе камазовское М-10 на разлив из бочек.
Например при наличии центрифуги нет смысла заливать масла с молибденом,которые хороши для эксплуатации двигателя в тяжелых условиях,потому как весь молибден осядет в центрифуге через час работы мотора.Лучше переделать систему на современный неразборный элемент от ЗМЗ-406,поскольку родных элементов для Г-52 уже не всегда найдешь, и не заморачиваться.А отдать раз в несколько тысяч км 150 рублей за 406-й элемент-думаю невеликие деньги для каждого.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Лучше переделать систему на современный неразборный элемент от ЗМЗ-406,поскольку родных элементов для Г-52 уже не всегда найдешь, и не заморачиваться.А отдать раз в несколько тысяч км 150 рублей за 406-й элемент-думаю невеликие деньги для каждого.
Вот это правильно. Тем более современные элементы доступны везде.
 

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
Повезло парню! :bayan:
Это и есть форсированный движок ГАЗ 51-52, спроектировали его для "ЗИМа", и без изменений использовали для БТРа (только 2-этажный маслонасос добавили).
в нем симметричные шатуны, 3600 оборотов, 90 л.с. :girl_witch:
ВЕНЕЦ НИЖНЕКЛАПАННОЙ ТЕХНИКИ!


Нет робята, вы не правы! :acute:

Центрифуга очень умная штучка. Она очищает масло до 1 микрона, в отличие от классического масляного фильтра, который задерживает частицы только до 35 микрон, а то и больше.
Центрифуга заменяет фильтры грубой и тонкой очистки масла.

Именно в настоящее время в погоне за дополнительными ресурсами моторов центрифуги массово пошли в серию. Правда, несколько другие.
В современных двигателях применяется активно-реактивная центрифуга. В отличие от реактивной в ней нет жиклеров (форсунок). Струи масла, под действием которых вращается ротор, не сливаются в поддон, а поступают для смазывания трущихся деталей двигателя. Таким образом, в такой центрифуге отсутствует потери масла необходимые для вращения корпуса, и давление в масляной системе выше примерно на 25-30%, чем при простой реактивной центрифуге.

Все военные и экспедиционные грузовики мира оборудуются только полнопоточной ЦЕНТРОБЕЖНОЙ очисткой масла. Преимущества налицо: очистку центрифуги можно производить в полевых условиях, не требуются запасники в виде фильтров, масло в разы дольше пригодно для работы. И самое главное:

ЦЕНТРИФУГА ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИВАЕТ РЕСУРС ДВИГАТЕЛЯ!

Поэтому полнопоточные центрифуги сейчас устанавливаются практически на все грузовики MAN, MERCEDES, SKANIA и пр. А также легковые: VW Touareg, и особенно Landrover и др.
Кроме того, центрифуга обладает очень важным качеством: ее сопротивление потоку масла практически равно нулю и не изменяется от засорения, в отличие от классического сменного фильтра! :dance3:
Это то самое, что так необходимо жадному до масла мотору ГАЗ 52! Центрифуга нашему мотору жизненно необходима! Поскольку у нижнеклапанных моторов высокий температурный режим и масло быстрее засоряется сажей нагара. :help:

В свое время я мечтал приладить полнопоточную центрифугу к своему любимому «ЗИМу», и даже заготовил центрифугу от ХТЗ 150, но она мне показалась великоватой, да и переделать ее с реактивной на активную так и не сподобился.
Если вам попадется масляная центрифуга от современных машинок, хватайте, не пожалеете. Сейчас продают и универсальные центрифуги, годные для всех моторов. Все хлопоты отобьете значительной экономией на сменных фильтрах и масле, что нынче не дешево. :wall:

И СТАНЕТ ВАШ МОТОР ГАЗ 52 ПРАКТИЧЕСКИ ВЕЧНЫМ!!!!!!!!!:girl_witch:


конкретный пример современного европейского тягача приведите пжл, или хотя бы индекс двигателя.

помимо главного недостатка указанного выше в теме, центрифуга раскладывает на фракции присадки в масле, при низких температурах масла фильтрация значительно снижается.
(тут у всех идеальная система охлаждения, никто не греется под горку даже без термостата, и тут же на спуске не охлаждается)

если тут речь идет о выборе между древней двухступенчатой системой фильтрации с допотопным фильтром и центрифугой от того же ХТЗ 150 - то хрен редьки не слаще, можно вообще ничего не менять.

что может быть проще и надежней переходника+ современный съемный эл-т (ну или от ЗМЗ-406)... тем более при такой суровой жизни у данных машин.
Чего будет стоить смена масла с чисткой центрифуги на улице зимой?
Да и у современного узла даже для работ, заложенных в регламент наразрушаемые, не одноразовые уплотнители редко встречаются - где их брать?

что-то мне подсказывает, что "универсальные" центрифуги - шило еще то, как и многие "универсальные" вещи, ну или назначение у них не для автомобильного использования. ссылку дайте пжл на такой "набор"
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Сайт retrodetal.ru переходник маслянного фильтра от ГАЗ 69, встает на наш как родной только датчик давления будет в сторону генератора. Я поставил большой жигулёвский фильтр. Переходник стоит 2300, заказывал по почте в любой регион России и ближнего зарубежья. Это не реклама, просто пишу где приобретал. Вещь для нашего двигателя считаю необходимая при современной эксплуатации, и не жалею что столько денег отдал за эту деталь.
 

Вложения

  • Переходник маслянного фильтра ГАЗ 69.jpg
    Переходник маслянного фильтра ГАЗ 69.jpg
    231.7 KB · Просмотры: 994
Последнее редактирование:

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
Сайт retrodetal.ru переходник маслянного фильтра от ГАЗ 69, встает на наш как родной только датчик давления будет в сторону генератора. Я поставил большой жигулёвский фильтр. Переходник стоит 2300, заказывал по почте в любой регион России и ближнего зарубежья. Это не реклама, просто пишу где приобретал. Вещь для нашего двигателя считаю необходимая при современной эксплуатации, и не жалею что столько денег отдал за эту деталь.

совершенно верно, именно такой переходник я имел в виду.
он не только ГАЗ-69, для ГАЗ-21 он точно такой же, только может быть без отверстия для датчика давления, у Г21 датчик на магистрали блока.

Вроде выше в этой теме уже выкладывал картинку, вот как это выглядит в ЗИМе:
166721445.jpg

при установке такого переходника появляется огромный выбор фильтров - от отечественных "жигулевских" до современных кнехт, ман и пр. производители с именем и репутацией.

такой переходник не трудно повторить у станочника, там ничего сложного нет, надо принести ему фильтр грубой очистки и тот фильтр, который планируется использовать - хоть от лунохода.

хотя ретродеталь, конечно, проще и наверное быстрее.
 
Сверху