• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
я думаю газ 69 их называли козликами

Добавлено через 5 часов 2 минуты 5 секунд
всем привет посмотрите как я газ 52 эксплуатирую сделал самодельные аппарели чтобы перевозить свой трактор вот ссылка на мое видео [ame]http://video.mail.ru/mail/ruslan.drb/_myvideo/9.html[/ame]
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Мужики! Снова нужен ваш совет.
Ходил сегодня на наш "блошиный" рынок- Янгиабад. Там есть огромный ангар в котором продают запчасти от грузовых авто.
Местные барыги сказали что у них бывает БТРовский масленый насос но у него есть центрифуга.
У меня есть два вопроса:
1 стоит ли брать и устанавливать центрифугу?
2 какие переделки в таком случае потребуются?
Заранее спасибо!
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
завести ее можно сосок выхода на маслорадиатор.
Барыги сказали что центрифуга по большому счету бесполезна.
А как насчет маслорадиатора???
У нас в Ташкенте вообще то жарко бывает? Есть толк от маслорадиатора?
И как на Газоне маслорадитор - свой или например Волговский?
 

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
Барыги сказали что центрифуга по большому счету бесполезна.
А как насчет маслорадиатора???
У нас в Ташкенте вообще то жарко бывает? Есть толк от маслорадиатора?
И как на Газоне маслорадитор - свой или например Волговский?

центрифуга не только бесполезна, но и вредна, если используется современное масло хорошего качества.
Она работает при использовании дешевых типов масел типа М8 и тому подобных, где нет моющих присадок.

В более современном, качественном масле с набором моющих присадок фракция "грязи" настолько мелка, что не обладает достаточной инерцией чтобы быть очищенным в центрифуге.

А маслорадиатор, особенно в вашем регионе, вещь очень нужная, чтобы предотвращать преждевременное старение масла от перегрева.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
в ваших краях маслорадиатор нужен. исключение составят только два случая: небольшие пробеги между заменами и использование масла по 110$ за канистру 4 литра.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
небольшие пробеги между заменами и использование масла по 110$ за канистру 4 литра.
патовая ситуация! :rofl:
Думаю Лукойл полусинтетика тоже будет милое дело!
 

Кальвин

Освоился
Регистрация
29 Янв 2013
Сообщения
14
Реакции
6
Баллы
44
Добрового времени суток,коллеги!! Подскажите,насколько возможно максимально поднять степень сжатия двигателя Г-52 и какими способами? В частности допустимо ли протачивать головку блока с цифрами 76 (у нее степень сжатия 7,0 и как я знаю для Г-52 с завода это был максимум) и если да,то насколько? Предстоит эксплуатация на 95 бензине,а заливать его при степени сжатия 7,0-это деньги,вылетевшие в выхлопную трубу.Знаю,что констуктивно на нижнеклапанных движках степень сжатия обычными приемами особо не поднимешь,но интересует максимально возможный предел.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Добрового времени суток,коллеги!! Подскажите,насколько возможно максимально поднять степень сжатия двигателя Г-52 и какими способами? В частности допустимо ли протачивать головку блока с цифрами 76 (у нее степень сжатия 7,0 и как я знаю для Г-52 с завода это был максимум) и если да,то насколько? Предстоит эксплуатация на 95 бензине,а заливать его при степени сжатия 7,0-это деньги,вылетевшие в выхлопную трубу.Знаю,что констуктивно на нижнеклапанных движках степень сжатия обычными приемами особо не поднимешь,но интересует максимально возможный предел.
Я занизил такую голову на 2мм. для езды на пропане, тяга улучшилась, расход уменьшился, (дальше не советую, могут клапана достать до головы), компрессия стала 11-12 кг.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
В частности допустимо ли протачивать головку блока с цифрами 76 (у нее степень сжатия 7,0 и как я знаю для Г-52 с завода это был максимум)
Вообще то у этой головки степень сжатия 7,2.
Самого тоже интересует возможность поднять степень сжатия, но не радикально, этак до 8-8,2. Кто в курсе, сколько надо снять с головки чтобы получить степень сжатия около 8-8,2?
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
я в прошлом году летом перебрал движок мерил компрессию по 8 очей было но не уверен что прибор был точен, мотор ведь толком не обкатан еще был
я думаю компрессия поднялась за счет обильной смазки 2х этажного насоса и моторному маслу shevron multigrad 10 на 40

Добавлено через 8 минут 44 секунды
что-то мне любопытно стало сколько на моем газ 52 компрессия после обкатки надо замерить!
:yes2:
 
Последнее редактирование:

павел 1984

Постоялец
Регистрация
4 Янв 2012
Сообщения
303
Реакции
109
Баллы
145
я в прошлом году летом перебрал движок мерил компрессию по 8 очей было но не уверен что прибор был точен, мотор ведь толком не обкатан еще был
я думаю компрессия поднялась за счет обильной смазки 2х этажного насоса и моторному маслу shevron multigrad 10 на 40

Добавлено через 8 минут 44 секунды
что-то мне любопытно стало сколько на моем газ 52 компрессия после обкатки надо замерить!
:yes2:

девяточку даст,ну а больше не позволит степень сжатия,но на 9ку расчитывай:drinks:
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
так, ребята, не путаем степень с компрессией. голову точить максимум на 2мм и желательно в голове канавки. ранее уже обсуждалось, с чертежами. если хотите значительно поднять СЖ то только один вариант: поршневая с вытеснителями. не мусольте обсосанное. тему засоряете.

Добавлено через 14 минут 41 секунду
патовая ситуация! :rofl:
Думаю Лукойл полусинтетика тоже будет милое дело!

и только в желтой канистре. в коричневой амно. на волге езжу на нем. меняю через 5 тык. у меня дольше не живет.
 
Последнее редактирование:

Кальвин

Освоился
Регистрация
29 Янв 2013
Сообщения
14
Реакции
6
Баллы
44
Вообще то у этой головки степень сжатия 7,2

Не знаю почему 7,2,в мануалах по пропановым Газонам (52-07,-08,-09) написано 7,0.

если хотите значительно поднять СЖ то только один вариант: поршневая с вытеснителями

С какими именно вытеснителями? На форуме уазоводов кто-то рассматривал возможность установки поршней Москвича-412 (которые под 92 бензин,с выпуклым днищем) на 52,но кто бы их ставил в реальной жизни таких не нашлось.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
При нагрузке 5 тн. доходит и до 30л\100км, а в нормальном режиме до3,5тн в районе 25\100

У меня примерно такой расход я когда дровами занимался утром выехал в лес вечером вернулся, на спидометре 130 км намотал и 30 литров нету
 

карабас

Освоился
Регистрация
9 Фев 2013
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
42
Друзья!Подскажите пож-та,все шатуны одинаковые или 1,3,5 конструктивно отличаются от2,4,6?А то у меня погиб 5-й шатун и не пойму:или искать конкретно 5-й или подойдет любой?Заранее спасибо!
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150

думаю любой. Внешне отличий нет вроде как.

Вчера заезжал на грузовой "пятак" - там один парень на своем 51 воткнул мотор от БТР - купил в Чермете - с металлолома. На нем насос - 2 этажный стоит. Мотор в сборе пришел с Сурхандарьи, это на границе с Афганом. Думаю такой техники там валом. Цена мотора - меньше 50 долларов.
 
Сверху