• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Serega86

Освоился
Регистрация
4 Фев 2013
Сообщения
16
Реакции
2
Баллы
44
У меня такая стоит самодельная между поплапковой камерой и дроссельной заслонкой, попробую завтра выложить фото

Добавлено через 33 минуты 5 секунд

http://s42.radikal.ru/i097/1104/ea/4fded2fb5d80.jpg
http://s001.radikal.ru/i193/1104/3f/be27aaa9c3b0.jpg

А как сам смеситель устроен изнутри? Если можно хотелось бы чертеж увидеть... какой диаметр отверстий? и т.д.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
мужики!
Выручайте! Скиньте чертежи под 2х этажный насос!

Добавлено через 37 минут 48 секунд
простите за совсем тупые вопросы:
1 какие свечи, из отечественных лучше всего подойдут на 52й двиг на метане
2 проводка под свечи?
3 термостат?

на днях купил электронный трамблер от Мерса (спасбо Механикусу за поддержку :drinks:) от двигателя М110 который а мой взгляд идентичен с 52.
Вопрос: как вы думаете, можно ли использовать маслонасос от этой модели Мерса? Он 6 цилиндровый.

Добавлено через 2 минуты 12 секунд
Во время покупки я разговарил с хозяином Мерса и поинтересовался мощностью его двигателя - говорит что 150 коней - и очень оборотистый - на спидометре макс шкала 280 - посему, думаю возможно будет применить его масленный насос, нет?

сколько стоит трамблер цена ?
 

карабас

Освоился
Регистрация
9 Фев 2013
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
42
Головка протягивается от двух центральных шпилек, в принципе с любой по центру, и к краям, в шахматном порядке.

Спасибо за подсказку,но все-таки хотелось бы какую-нибудь схемку.А то,даже ума не приложу,как на 33 гайки применить шахматный порядок:(
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
сколько стоит трамблер цена ?
44 доллара. Но уверен у вас в КЗ он будет в разы дешевле так как у вас поддержанных немецких машин в разы больше чем у нас в Узе. Мы знаете ли, все Дэу и Шевролетами балуемся. :bayan:
 

карабас

Освоился
Регистрация
9 Фев 2013
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
42
Спасибо за подсказку,но все-таки хотелось бы какую-нибудь схемку.А то,даже ума не приложу,как на 33 гайки применить шахматный порядок:(

Друзья,неужели ни у кого нет схемки?
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Всем привет, подскажите пожалуйста почему разбивает втулку пальца в 6 цилиндре, Уже второй раз разбивает, думаю, что из за недостатка смазки.....

замерь длину шатунов может вытянулись и такое бывает
 

Дырявый глушак

Общительный
Регистрация
10 Дек 2010
Сообщения
76
Реакции
25
Баллы
94
карабас, 20 минут поиска в гугле дали следующие результаты
инструкция:
ttp://gaz-69.tripod.com/docs/i-to69.pdf
страница 32.
тут мелковато изображение, но цифры разобрать можно:
ttp://www.redmotor.ru/autogaz/16.html
 
Последнее редактирование:

Serega86

Освоился
Регистрация
4 Фев 2013
Сообщения
16
Реакции
2
Баллы
44
замерь длину шатунов может вытянулись и такое бывает

Буду на днях разбирать замерю длину....

Добавлено через 2 минуты 53 секунды
Кто знает, где найти чертеж двухэтажного масляного насоса собранного из двух простых????

Добавлено через 2 минуты 17 секунд

В книге по эксплуатации есть такая схема. Книгу скачивал с интернета.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Кто знает, где найти чертеж двухэтажного масляного насоса собранного из двух простых????

Лучше делай не из двух простых, а для одного родного закажи проставку чтоб воткнуть в новый насос все шестерни одинаковые по высоте, чтоб получился двухатмосферник. А из двух если делать то придётся вторую пару шестерён фрезеровать, то есть уменьшать их высоту, что и уменьшит давление, и получится полуторный насос. Решать конечно Вам но если делать то делать конкретный насос. У меня тоже лежит БТРовский, но от него пришлось отказаться, так как необходимого давления он создавать не будет.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
я делал из двух нш и ничего не фрезеровал соединил через проставку с 2 насосов 1. Спарил их вместе и всё

Добавлено через 4 минуты 0 секунд
А набросать можно схематично? Как это будет выглядеть...[/
на странице 82 есть фото моего насоса
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
я делал из двух нш и ничего не фрезеровал соединил через проставку с 2 насосов 1. Спарил их вместе и всё

Ну замороченно сделанно! Главное чтоб работало! Просто когда проставку делаешь и она повторяет форму насоса, он как то законченно выглядит.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Ну замороченно сделанно! Главное чтоб работало! Просто когда проставку делаешь и она повторяет форму насоса, он как то законченно выглядит.
Я сделал из 2 штатных, в качестве проставки использовал родной фрезерованный корпус и 2 комплекта родных шестерен,только валики шестерен заказал удлиненные, на две шестерни.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
А фото переделанного масляного насоса можете выложить?

на странице 82 фото моего насоса
миханикус заказывал детали фото в теме впрыск топлива газ 51 на последней странице
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Батат, про козловскую я ж уже писал. Помоему для 52-го самое то! И раздатка есть заодно. КПП УАЗ расчитана на 25 кг крутящего момента, так что вполне походит с 52-ым мотором.

про козловскую - что за авто это?
 
Сверху