• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Щас езжу на а-11у уфимского завода, вроде нормально,но быстро сгорает центральный электрод,нужно следить. Перед этим стояли чешские brisk,ночью при открытом капоте все светились шо молния, машина попердывала. Расход не замерял , езжу на пропане.
 

Алексей С

Общительный
Регистрация
18 Фев 2009
Сообщения
5
Реакции
9
Баллы
64
Ребята,кто сможет мне помочь в изготовлении двух-секционного насоса?
Я в Москве ищу,никак найти не могу.Изготовить по чертежам пока не получается(людей таких нету среди знакомых).
Естественно не за бесплатно.
 

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
Доброе утро ребята! Смотрю речь зашла про маслянные насосы, вот и я решил выложить какой у меня получилось достать.


Это он - красавец!!!
Знаменитый двухэтажный маслонасос от БТР 40!!!

Вам невероятно повезло! Вы просто счастливец!
Очень хотелось мне такой иметь, но не сбылось...
В принципе, самодельный работает не хуже.

Добавлено через 2 часа 43 минуты 0 секунд
Ребята делать сплошную канавку и глушить отверстие в шатунене не советую. Я уже писал:Готов поспорить с вечно молодым "зимистом",масло через это отверствие подается в момент нахождения поршня вверху и начала движения в рабочем ходу при максимальной нагрузке поршня на эту стенку цилиндра.Порция масла необходима,в ВАЗовском двигателе меньше ход поршня и выше обороты создающие "туман" и меньше объем.Я эту проблему решил так:прорезал в вкладышах канавку отступив 3-4мм от верхнего отверствия через нижнее,сохранив тем самым подачу масла на зеркало.Маслонасос сделаю спаренным позже.Спасибо за советы.
Последний раз редактировалось chigik64; 05.03.2011 в 01:45. Но это мое мнение.Решать Вам.



Так вот, канавку прорезать, отступив 3-4 мм от отверстия во вкладыше, я вам не советую! Почему? Потому что, масло подается на вкладыш по центру шатунной шейки. А это что значит? А значит, вкладыш подвергается износу частичками трения сначала именно по центру. При длительной эксплуатации или попадись случайно крохотная стружка, частички постепенно "проедят" дорожку к шатунному отверстию и масло погонит целиком на эту самую "смазку цилиндров". "Кол" мотора обеспечен. :hi:

Отверстие в шатуне "ГАЗ 51, 52" замышлялось не для смазки зеркала цилиндров (какой смысл смазывать только одну сторону?), а для пополнения ванн толкателей клапанов (потому-то по инструкции, шатуны должны всегда устанавливаться отверстием к клапанам).
А ванны и без того всегда полные, хватает и масляного тумана и брызг, летящих из зазоров вкладышей.
И мой опыт заглушки шатунных отверстий (200 тыс. км) это полностью подтвердил.

КАЖДУЮ КАПЛЮ МАСЛА ДЛЯ ВКЛАДЫШЕЙ НАДО БЕРЕЧЬ!
МАСЛЯНОЕ ГОЛОДАНИЕ - ГЛАВНЫЙ ВРАГ МОТОРА "ГАЗ 52"
! :wacko:






Я, вечно молодой "зимист", сообщаю вам подробности, которые вы даже в книгах 60-х годов не найдете. То есть, очень-очень старую информацию. Как я сам. А вы сомневаетесь...
Но, я не обижаюсь! :acute:
Я, правда, вечно молодой! Как неубиваемый мотор ГАЗ 52! Ведь у здоровья, как и у моторов, тоже свои секреты есть! Есть такой секрет и у меня. Теперь-то я точно могу сказать, что зная такой секрет можно до 100 лет дожить!
Я поделюсь, мне не жалко. Живите робята крепкими и здоровыми! :dance3:

Пусть весь мир завидует российскому здоровью!!!
:wall:

А секрет не мудреный, а именно:
Каждый раз перед едой надо принимать рюмочку хорошей водки. 30-35 граммов, не более. Чтобы в день выходило примерно 100 граммов.
Думаете, почему еще в царской армии солдат 100 граммов водки в день получал? Да потому, что знали тогда люди о ценных качествах водки. Ввел это в армейский распорядок Великий Петр 1, это был умнеющий человек всех времен! И солдаты той поры были крепче железа!

30 граммов на прием - это важно. Такая доза не вызывает привыкания, и организм легко ее переносит. Что это дает?
Водка разжигает аппетит - пища хорошо переваривается.
Водка дезинфицирует пищу и кровь, разбегаясь по жилам.
Водка улучшает настроение, гонит хандру - главного врага здоровья.
И самое главное: 100 граммов водки приносит организму 300 ккал, "Чистых" калорий, ведь при распаде спирта образуется только тепло, вода и углекислый газ. Никаких шлаков! :drinks:

Думайте сами, много это или мало. Мой дневной рацион примерно всего 1300-1400 калорий, больше нельзя, пузо лезет на нос, да и старому организму больше не усвоить. Из них 300 ккал я получаю с водкой, а еще 600 ккал с растительным маслом. Растительное масло еще больше калорий содержит 100 грамм - 900 калорий! Если вы за рулем, то замените водку маслом, например, макая в него хлеб за едой. Ведь также как и при распаде спирта, масло образует только тепло, воду и углекислый газ. И тоже никаких шлаков! :whistle2:

Бутерброд с сыром, тарелочка квашеной капусты, одно яйцо, сухарики с кефиром - вот и весь мой остальной нехитрый распорядок. И всё масличком поливаю, помятуя, больше масла - меньше шлаков! :p

Наш организм - тоже мотор! Ему тоже надо масло! :bayan:

Ваши "калории" должны быть самого высокого качества! Хорошая водка приносит только радость, никаких мешков под глазами. Не по карману дорогая водка - очищайте ее дополнительно марганцовкой и молоком. Растительное масло - только живое подсолнечное! Сейчас, правда, масло гонят горячей выжимкой, это дрянь. Тогда уж лучше покупать буржуйское оливковое холодной выжимки.
Водка и масло, в отличие от других продуктов, не являются пищей для паразитов, наоборот, это губительные для них вещества! Водкой и маслом лечат рак! Читайте рецепт Шевченко.

И БУДЕТЕ ВЫ И ВАШ МОТОР "ГАЗ 52" НА ХОРОШЕМ МАСЛЕ, ВЕСЕЛО, ДОЛГО И НЕУТОМИМО БЕГАТЬ!:girl_witch:
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Доброе утро ребята! Подскажите как мне лучше быть. У меня на двигателе установлен генератор Г-254 со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. Так проблема вот в чём, когда устанавливаешь генератор на кронштейн, одеваешь ремень, натягиваешь его, и немного отойти от погручика буквально на шаг и посмотреть, визуально провести через центры всех шкивов линию то видно что генератор стоит не ровно то есть ближе к радиатору где то на 3-4 мм. Так было когда я только устроился на работу, но теперь я этот погрузчик купил и сделать надо чтоб всё было ровно. Да и к тому же с такими несоосностями ремень генератора изнашиватся очень быстро, тем более зная качество наших ремней сегодня. Подскажите что делать? Может кронштейн как то можно поправить?
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Отдай кронштейны генератора от блока и сдвинь его в нужную сторону. Он должен сдвигаться вперед-назад миллиметров на 5.

Вот кронштейны уже до упора сдвинуты в сторону трамблёра. Вот думаю может что не оригинальное стоит? Или кронштейн или генератор. Хотя на вид генератору столько же лет сколько и двигателю.
 

chigik64

Общительный
Регистрация
24 Фев 2011
Сообщения
6
Реакции
5
Баллы
64
Я по професии занимался электроникой.Авто-зто хоби.И о необходимости смазки одной стенки цилиндра писал интуитивно.Но после ответа Старого "зимиста" пришлось "лезть" в теорию и искать подтверждеие своей интуиции. Почитайте :http://autology.jimdo.com/устройство-автомобиля/двигатель-внутреннего-сгорания/поршень/ БОКОВЫЕ СИЛЫ ПРИЛОЖЕННЫЕ К ПОРШНЮ -это полезно знать каждому автолюбителю занимаюшемуся усовершенствованиями.Просто все счтают и так изображено во всех учебниках.что газы давят на пошень вниз,упуская из виду боковые силы. Конструкторы этого двигателя были не дураками-они учитывали все.Двигатель низкооборотный,высокий и маслянный туман при малых оборотах (и высокой боковой нагрузке на поршень)просто не долетает до цилиндра(особенно в момент запуска).Сила действующая на стенку поршня соизмерима с силой действуюшей на вкладыш.Канавку во вкладышах я делал не глубину бабитового слоя- это просто эквивалентно глубокой царапине,но это добавило масла вкладышу.
 
Последнее редактирование:

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Все генераторы для автомобилей, разработанные при СССР, кроме "киловатников", имеют в принципе одинаковые корпуса. Отличия только в передней крышке, бывает прилив под нятажную планку с другой стороны. Может у тебя кронштейн стоит наоборот. Или самопал. Он должен быть штампованный, из двух частей собран. Ремень широкий или узкий?
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Все генераторы для автомобилей, разработанные при СССР, кроме "киловатников", имеют в принципе одинаковые корпуса. Отличия только в передней крышке, бывает прилив под нятажную планку с другой стороны. Может у тебя кронштейн стоит наоборот. Или самопал. Он должен быть штампованный, из двух частей собран. Ремень широкий или узкий?

Ремень стоит широкий, генератор заводской ещё, кронштейн родной, завтра даже фото сделаю, сделан из двух частей как положено. Даже по натяжной планке видно что генератор сильно вперёд торчит, планка прижимается когда затягиваешь планку к генератору. Вот думаю может в кронштейне отверстия по больше расшарошить чтоб диапозон регулировок отосительно оси двигателя был больше? Просто стачивать часть кронштейна или генератора не очень хочется, а отверстия в кронштейне было бы логичнее расшарошить. И ещё такой вопрос: какой термостат может подойти как родной в этот двигатель? На данный момент его нет и видимо ближайшие годы небыло. С каких машин подходит и если можно цифры и буквы или каталожный номер.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Экспериментировал с термостатами, поставил волговский от 24 двигателя, должен подойти 53, уазовский от 469, 452. 21 двигатель. На Волгу себе поставил КАМАЗовский. Вот каталога с собой нет((
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Экспериментировал с термостатами, поставил волговский от 24 двигателя, должен подойти 53, уазовский от 469, 452. 21 двигатель. На Волгу себе поставил КАМАЗовский. Вот каталога с собой нет((

Спасибо. А в головке они нормально держатся? Посадочное место нормальное? Переделывать ничего не нужно? И какие прокладки или уплотнительные кольца необходимы?

Добавлено через 16 часов 52 минуты 50 секунд
Доброе утро ребята! Меня давно терзала ещё одна идея но постоянно что то останавливало. У меня на двигателе установлен стартер от ГАЗ-24 то есть погрузчик с таким с завода шёл это не переделки. И как то на одной газелиу нас на заводе я увидел маленький планетарный стартер, тогда и появидась идея установить такой же на погрузчик. Спросил у этого мужика как он по сравнению с обычным на что тот ответил что мотор крутит быстрее и запуск практически моментальный в любое время года, по вольтметру падение напряжения меньше значит живее будет аккумулятор. Но терзало и тормозило меня это отзывы в интернете о этих стартерах, и получилось у каждого производителя какие то свои косяки, а для некоторых даже ЗИП не выпускают, стартер сгорел- под замену полность. Мой родной работает до сих пор уже 5 лет но иногда в мороз при повороте ключа слышен только скрежет. Вот и подумываю менять на планетарный или оставить родной? Подскажите кто что думает.
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
У меня стоит СТ-230Е, с педалью, менять на современный не хочу, без втягивающего гораздо надежнее ИМХО. Зато получается оригинально инжекторный мотор с ножным стартером. :)
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Добрый вечер ребята. Сегодня купил термостат от ГАЗ - 24, но представления не имею как его ставить на 52-ой и как он там работать будет, ведь от родного он сильно отличается. Какой стороной термостат устанавливать между головкой и отводным патрубком?
 

DeMoN23

Заблокирован
Регистрация
26 Фев 2011
Сообщения
884
Реакции
450
Баллы
195
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Какой стороной
(ты сам-то понял что спросил и инаписал?)

вообще смотря какую сторону имелл ввиду ты.:haha:

вообще с покон веков на заводах ставят так(не зависимо от того наша или инка)

ставят жопкой(маленьким кольцом) по направлению к помпе,тоесть ты прикидываеш куда давит помпа и с какой стороны,и внедряеш термос маленьким кольцом туда:)
вооо-т и фсе
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Ставится термостат в посадочный паз, баллончиком с наполнителем вниз. Простая паронитовая прокладка под корпус термостата. Стартер стоит ножной. Меньше тока потребляет, можно завести машину на посаженном аккумуляторе, хватает пары оборотов в любой мороз.

Добавлено через 1 час 25 минут 26 секунд
Случайно не от402 мотора термостат?
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Ставится термостат в посадочный паз, баллончиком с наполнителем вниз. Простая паронитовая прокладка под корпус термостата. Стартер стоит ножной. Меньше тока потребляет, можно завести машину на посаженном аккумуляторе, хватает пары оборотов в любой мороз.

Добавлено через 1 час 25 минут 26 секунд
Случайно не от402 мотора термостат?

Термостата два, от 402, и от ЗМЗ 511, и не один не подходит. Люди добрые помогли, нашёл оригинал новый от ГАЗ 51. Колхозить не хочу, сегодняшние запчасти это мусор.

Добавлено через 3 минуты 41 секунду
(ты сам-то понял что спросил и инаписал?)

вообще смотря какую сторону имелл ввиду ты.:haha:

вообще с покон веков на заводах ставят так(не зависимо от того наша или инка)

ставят жопкой(маленьким кольцом) по направлению к помпе,тоесть ты прикидываеш куда давит помпа и с какой стороны,и внедряеш термос маленьким кольцом туда:)
вооо-т и фсе

Если бы ты имел представление о 51-ом моторе то ты бы не советовал мне такие вещи. Это тебе не 402-ой и 406-ой мотор, и термостат в 51-ом стоит свой.
 
Последнее редактирование:
Сверху