• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Можно ли ездить без масла или Последствия масляного голодания.

gorill

Свой человек
Регистрация
20 Июн 2007
Сообщения
3,777
Решения
1
Реакции
6,144
Баллы
725
На подобное обсуждение меня подвигла одна тема, в которой автор после пробега в несколько км без масла и появления стука спрашивал:"Сколько еще можно покататься?".
Итак, околонаучная часть:
Смазка в любом двигателе(безотносительно к модели и производителю) производится тремя способами:
1.Под давлением
2.Разбрызгиванием
3.Масляным туманом (частный случай способа №2)
Третий и второй способы нас сейчас мало интересуют, поскольку их отсутствие хоть и наносит серьезный вред, но не "сейчас и сразу", поэтому переходим к смазке под давлением.
Из масляного насоса масло подается в первую очередь в канал, питающий коленчатый вал, т.к. это самая напряженная деталь в КШМ. Пара трения в нем представляет собой систему втулка-вал с небольшим рабочим зазором для прохода смазки. При вращении вала масло не льется сплошным потоком, а разделяется на несколько слоев, которые вращаются с различной скоростью(вплоть до нулевой в пограничных с деталью зонах). При этом за счет несжимаемости жидкости вал "всплывает" и ни сухого ни полусухого трения деталей не происходит (за исключением момента запуска двигателя). Масло служит не только смазывающим средством, но и "мусорщиком", вбирающим в себя неизбежные продукты износа, разложения и банальную грязь, и теплоотводом. Давление в системе строго регламентировано, поскольку низкое давление приведет к раздавливанию тех самых слоев и полусухому трению, а высокое приведет к срыву слоев, ухудшению теплоотвода и сбора грязи и, в конечном итоге, к тому же самому полусухому трению. Давление зависит не только от маслонасоса, но и от величин рабочих зазоров в парах трения, причем при слишком больших зазорах маслонасос, будучи совершенно исправным, не обеспечит ни давление ни объем прокачки, поскольку масло из таких зазоров вытекает быстрее, чем он успевает его туда накачивать. Далее масло, потеряв часть себя из-за дозволенного вытекания из рабочих зазоров и будучи уже подогретым, подается дальше в систему к распредвалу, промвалу, оси коромысел и т.п., которые довольствуются остатками с барского стола.
При малом давлении масла, а уж тем более при его количественной нехватке, полусухое трение начинает разогревать вал-втулку, масло еще больше разжижается, продукты износа никуда не удаляются и начинают всячески пакостить, царапая поверхности и впечатываясь в них, уменьшая смазываемую поверхность, что приводит к дальнейшему росту t. Полусухое трение активно изнашивает поверхности, зазор увеличивается, возникают ударные нагрузки и ...возникает тот самый стук. Далее страдают (обычно молча до предсмертного состояния) р\валы и т.п. (см.выше).
Касательно повреждений к\вала:
- глубина закалки шеек составляет от 2 до 4 мм, потеря твердости начинается свыше140 градусов, а первый цвет побежалости (светло-соломенный) образуется при t 200-220
- ударные нагрузки приводят к изгибу вала и к большому эксцентриситету шеек, не всегда исправляемым шлифовкой под ремонтный размер, а уж геометрия постелей, а иногда и блока, будучи нарушенной, редко поддается исправлению.
Теперь околопрактическая часть, самая короткая:
Бывали случаи, когда проехав энное количество километров, жертва сиюминутно отделывалась только шлифовкой к\вала, но чуть позже начинают хандрить остальные точки, которые не получили своих крох со стола к\вала и владелец начинает глубокомысленно рассуждать о падении нравов на заводах и низком качестве изготовления. А дело-то вовсе не в "бобине"...
За сим прошу высказываться.
Предупреждаю сразу: переходы на личности и посты типа "Ап" , "У меня такое было" и "Сам дурак" будут удаляться без комментариев.
 

Ali-xan

Знаток
Регистрация
18 Авг 2009
Сообщения
4,993
Реакции
6,219
Баллы
824
Добавлю, с позволения топикпосера.
При езде с критически низким давлением как уже было сказано происходит локальный перегрев деталей, и начинается процесс отпуска и деформации как КВ, так и вкладышей - коренных и шатунных с вплавлением верхнего слоя скольжения (чаще всего баббита), при этом происходит деформация под ударными нагрузками и шатунов, так же сбивается хонингование с зеркал цилиндров (а это не менее нагруженные элементы ДВС). Итогом всех процессов становиться не только деформация коленвала вплоть до его поломки, но и так же так называемый "кулак дружбы" когда шатун, вышедший из строя пробивает стенку картера. Это фактически означает полную неремонтопригодность блока цилиндров. При чем это происходит как правило через несколько сотен или даже тысяч км без каких-либо предварительных симптомов.
Так что следите за маслом и его давлением.
 

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
Вставлю и свои пять копек. Бывает что при задире вкладышей и выплавлении антифрикционного сплава (который я до недавних пор всегда называл бабитом) этим самым сплавом забивает, а потом и запаивает каналы на КВ, причем только те, которые подают масло в зазор вкладыш-шейка. При таком раскладе ток масла через КВ не нарушается, масло не подается именно на поврежденную пару, давление не падает и о поломке, кроме стука ничего не сообщает.

Добавлено через 12 минут 55 секунд
Также есть несколько вопросов к топикстартеру.
вал "всплывает" и ни сухого ни полусухого трения деталей не происходит (за исключением момента запуска двигателя)
А в момент, например езды внатяг или езды на малых оборотах с полностью выжатым дросселем не происходит раздавливания масляных слоев и полусухого трения?
Давление в системе строго регламентировано

высокое приведет к срыву слоев, ухудшению теплоотвода и сбора грязи и, в конечном итоге, к тому же самому полусухому трению.
Насколько высокое? Например 5-6 кгс/см квадратный приведет к таковому явлению, а 7? понимаю что нельзя сказать однозначно и это зависит от довольно многих факторов (температура, зазоры, какте масло применяется....) но хоть примерно какие значения давления должны быть чтобы произошло полусухое прение. И если есть возможность - дайте ссылочку, очень хочется поподробнее почитать про высокое давление, а то не совсем понятно про срыв слоев при высоком давлении.... или сами поясните.... интересно знать как этот процесс происходит, то что он происходит я Вам верю безоговорочно.
 
Последнее редактирование:

alexxx

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2007
Сообщения
8,536
Реакции
5,769
Баллы
935
господа, а что вы скажете о зарулёвском пробеге без масла? когда две вазовские пятёрки выехали без масла. но двигатель одной был обработан какой то присадкой, двигатель другой - ничем не обработан.
если мне не изменяет память необработанная машина прошла 75 км до появления стука, вторая вернулась на базу своим ходом.
всё таки для проплаченной статьи ну очень уж грубая фальсификация на мой взгляд.
да и не всё наверное у них там куплено(я надеюсь). может это быть правдой? как думаете?
 

волк67

Админ
Регистрация
6 Авг 2007
Сообщения
3,868
Реакции
4,441
Баллы
695

MetalliC

Старожил
Регистрация
23 Мар 2008
Сообщения
4,473
Реакции
1,866
Баллы
655
господа, а что вы скажете о зарулёвском пробеге без масла? когда две вазовские пятёрки выехали без масла. но двигатель одной был обработан какой то присадкой, двигатель другой - ничем не обработан.
если мне не изменяет память необработанная машина прошла 75 км до появления стука, вторая вернулась на базу своим ходом.
всё таки для проплаченной статьи ну очень уж грубая фальсификация на мой взгляд.
да и не всё наверное у них там куплено(я надеюсь). может это быть правдой? как думаете?

Весной в одном автомагазе продавец мне дал брошюрку про смазки ХАДО с какой то хитрой добавкой. Если в 2-х словах, то типа они изобрели некую фигню, которая позволяет достичь эффекта безъизносного трения + даже восстановление изношенных деталей, называется этот фокус каким то умным словом - забыл уже. Так вот, они эту добавку теперь пихают во всю свою продукцию, и в частности есть соответствующая присадка в двигатель. Якобы были какие то тесты, где после добавления и обкатки на этой присадке, сливали из двига масло, и он мог функциклировать после этого довольно долго.
Верить этому или нет - не знаю, но пробовать чё то не хочется:).
 

alexxx

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2007
Сообщения
8,536
Реакции
5,769
Баллы
935
MetalliC,
нет, одно дело брошюрка напечатанная самим производителем "чуда" и совсем другое -независимый журнал напечатавший результаты своих испытаний. это таки две большие разницы !
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
сливали из двига масло, и он мог функциклировать после этого довольно долго.
Я сам видел в Питере на автомобильной выставке, стояла, вроде вазовская восьмерка, со снятым поддоном и работала на холостых оборотах. Я смотрел минут 10, интересно, как учебный макет, колено крутится, шатуны бегают.... Говорили, обработана ХАДО, и крутится с утра. НО!!!!! этот экспонат не ЕЗДИЛ! Он стоял и демонстрировал возможности присадки. И еще нюанс! Может они каждый вечер после закрытия выставки меняли вкладыши?....... Реклама - двигатель торговли. Но не прогресса.
 

gorill

Свой человек
Регистрация
20 Июн 2007
Сообщения
3,777
Решения
1
Реакции
6,144
Баллы
725
езды внатяг или езды на малых оборотах с полностью выжатым дросселем
Движение на таких режимах приводит к естественному снижению давления и повышению нагрузки на КШМ и ЦПГ, сопровождаемой нештатными вибрациями. Соответственно, получается режим недостаточной смазки, слои начинают разрушаться и вал начинает "тонуть", цепляя за вкладыши+ вибрации добавляют свои усилия по разрушению масляной пленки. При полностью открытом дросселе топливо все не сгорает и его остатки оседают на стенках цилиндров, смывая масляную пленку, что здоровья двигателю не прибавляет, вдобавок за счет плохой продувки остаточные газы не удаляются, приводя к потере мощности, росту t и нагара.
Насколько высокое?
Это решает производитель. Видел Мерса (лет этак 15 назад), у которого на приборке манометр имел предел 3 кг. Обычно на легковых а\м максимальные значения лежат в пределах 4-6 кг, на грузовых до 10 кг
очень хочется поподробнее почитать
Ссылку не дам- просто не знаю, что Вам давать. Информацию можете почерпнуть из курса "Детали машин", желательно для ВУЗа, но сойдет и для колледжа.
я Вам верю безоговорочно
Напрасно. Я человек и, значит, мне свойственно ошибаться. Более того, я знаю далеко не все: http://forum.allgaz.ru/showpost.php?p=393712&postcount=11
 

sashapushkin

Общительный
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
49
Реакции
13
Баллы
70
Я сам видел в Питере на автомобильной выставке, стояла, вроде вазовская восьмерка, со снятым поддоном и работала на холостых оборотах. Я смотрел минут 10, интересно, как учебный макет, колено крутится, шатуны бегают.... Говорили, обработана ХАДО, и крутится с утра. НО!!!!! этот экспонат не ЕЗДИЛ! Он стоял и демонстрировал возможности присадки. И еще нюанс! Может они каждый вечер после закрытия выставки меняли вкладыши?....... Реклама - двигатель торговли. Но не прогресса.

если я не ошибаюсь то было это года 3 назад. белая восьмерка стояла на подъемнике? если да то это было какое то тюнинг ателье. и лозунг был "это не чудо, а всего лишь хорошие запчасти и правильная сборка"(точно не помню уже).
второй момент, за день работы на холостых я думаю не только вкладыши пришлось бы менять...

зы я ничего не буду доказывать с пеной у рта, а то забанют Ж), да и смысла нет разводить песочницу. автор сподвигнувший и поднявший вопрос о пределе прочности двигателя змз 402 наверно вряд ли уже появится на форуме и расскажет как его дела. а мы окунемся в года когда ездили на автоле не понятного производства, лили соляру в бак, потому как больше ничего не было ездили по 200 тысяч на этом двигателе и радовались жизни.

за сим готов откланятся, и получить еще пару камней в свой огород.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
если я не ошибаюсь то было это года 3 назад. белая восьмерка стояла на подъемнике? если да то это было какое то тюнинг ателье. и лозунг был "это не чудо, а всего лишь хорошие запчасти и правильная сборка"(точно не помню уже).
Это было несколько раньше, и рекламировали присадку. Но суть не в этом, а в том, что машина - НЕ ЕЗДИЛА.
зы я ничего не буду доказывать с пеной у рта, а то забанют Ж), да и смысла нет разводить песочницу.
Это верно. С годами, накопленный Вами жизненный опыт приведет к реальному пониманию этого вопроса. Удачи на дорогах. :):):)
 

sashapushkin

Общительный
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
49
Реакции
13
Баллы
70
alexxx
один из независимых журналов, об одной из хороших присадок...
_ttp://www.zr.ru/articles/55432/



Влад Титов
давайте не будем смотреть на мой столь юнный возраст... а свой жизненный опыт и понимание этого вопроса я всегда готов обсудить за чашечкой кофя :drinks: но не тут ж)

зы и про присадки с молибденом тоже могу поговорить Ж)
 
Последнее редактирование:

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
Напрасно. Я человек и, значит, мне свойственно ошибаться.
Знаю, видел, но здесь Вы не ошиблись, или мы с Вами ошибаемся вдвоем, поскольку мнения совпадают.
Более того, я знаю далеко не все
Всего никто не может знать!!!
 

MetalliC

Старожил
Регистрация
23 Мар 2008
Сообщения
4,473
Реакции
1,866
Баллы
655
MetalliC,
нет, одно дело брошюрка напечатанная самим производителем "чуда" и совсем другое -независимый журнал напечатавший результаты своих испытаний. это таки две большие разницы !

Ну дык я и не спорю. Просто сказал, что читал - по сути 2 одинаковые вещи написаны в 2-х, да, абсолютно разных источниках.
Но тем не меннее это мало что значит. Просто интересное наблюдение.
Как я уже говорил - лично мне экспериментировать не хочется. Причём, разумеется, речь идёт не о езде без масла, а даже о заливе чего либо "инородного" в двигатель.
 

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265

sashapushkin

Общительный
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
49
Реакции
13
Баллы
70
PAVEL29, не все что реклама, то плохо. как видим данная присадка улучшает характеристики масла. раньше тоже скептически относился к присадкам, пока дело не дошло до переборки двигателя на бывшей 24ке, пробег был около 120 тысяч(прогорел поршень) и увидев как зеркало отполированное колено, был приятно удивлен. отец лил одну из присадок.
 

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
увидев как зеркало отполированное колено
А как бы... Что еще там ожидалось увидеть??? Если бы оно не было как зеркало отполированное то извините его точить нужно было бы, ибо все что не есть зеркало есть задиры. А им на 120тык пробега при нормальной эксплуатации неоткуда взяться. Колено и будет блестеть как зеркало, даже если оно изношено покуда некуда и шейка овальная, но тем не менее до задира дело не допустили. Не как зеркало колено бывает только после шлифовки, при этом его некоторые мастера рекомендуют отполировать, а некоторые не рекомендуют этого делать... Кому верить я не знаю.....
 
Последнее редактирование:

gorill

Свой человек
Регистрация
20 Июн 2007
Сообщения
3,777
Решения
1
Реакции
6,144
Баллы
725
Кому верить я не знаю.....
"Верить никому нельзя. Мне- можно" (Л.Броневой-Мюллер) :) Касательно полировки: Зеркальная поверхность металла отнюдь не образец для подражания в плане шероховатости и вот почему: Чем больше разных по высоте неровностей (выступов и впадин), тем больше преломление и отражение световых лучей и такую поверхность глаз воспринимает как блестящую. В действительности же, чем меньше шероховатость поверхности(т.е. чем более она гладкая), тем меньше отражение света и такую поверхность глаз видит матовой. Например, рабочий поясок клапанов и седел, будучи "пришлепанным" до зеркального состояния, не обеспечивает герметичности посадки именно вследствие большого количества разных по высоте выступов и впадин (об изменении геометрии этого сопряжения сейчас не говорим).
Применительно к шейке к\в видим, что после шлифовки поверхность матовая, т.е. обработка велась с высоким качеством, а после какого-то времени работы неизбежная грязь и продукты износа образуют большое кол-во именно неровностей и...см.выше.
 
Последнее редактирование:

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
Чем больше разных по высоте неровностей (выступов и впадин), тем больше преломление и отражение световых лучей и такую поверхность глаз воспринимает как блестящую. В действительности же, чем меньше шероховатость поверхности(т.е. чем более она гладкая), тем меньше отражение света и такую поверхность глаз видит матовой

gorill, А Вы ничего не путаете? Помнится мне из школьного курса физики примерно вот такая картинка:
 

Вложения

  • Безымянный.jpg
    Безымянный.jpg
    36.4 KB · Просмотры: 44

Ali-xan

Знаток
Регистрация
18 Авг 2009
Сообщения
4,993
Реакции
6,219
Баллы
824
PAVEL29, Что есть глянец? Это когда один глаз получает больше света чем другой, при этом человек воспринимает это как блеск, при матовой поверхности оба глаза получают одинаковое количество света и блеск не виден. А теперь внимательно посмотри на свой рисунок.
 
Сверху