• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
а как бы Вы отнеслись к идее врезать теплообменную трубку прямо в поддон,
Немцы, а точнее концерн Фольксваген, додумались на новых 5 цилиндровых дизелях разместить в масляном поддоне водяную помпу (не абсолютно в поддоне, но во внутреннем объеме блока двигателя). Это с их конструкторским опытом, с научно-исследовательской базой, с высокой культурой производства! Не знаю, сколько у НИХ случаев вытекания всего антифриза в масло отмечено, а у нас (имею в виду свою станцию ) пара случаев в год уже регулярно приходят. Насколько надежно будет служить водяная магистраль в масляном поддоне в "домашнем" исполнении у меня лично сомнений не вызывает...
И вопрос - зачем? Чтобы не покупать 1000 рублевый теплообменник? Рисковать целым мотором?
 

starez

Общительный
Регистрация
21 Фев 2012
Сообщения
1
Реакции
2
Баллы
64
Насколько надежно будет служить водяная магистраль в масляном поддоне в "домашнем" исполнении у меня лично сомнений не вызывает...

У меня в поддоне третий год стоит гофрированная трубка из нержавейки аналогичного назначения с какого-то импортного дизеля. Никаких проблем небыло. А в чём собственно различие? В теплообменнике маслянная магистраль омывается охлаждающей жидкостью, а здесь наоборот. С точки зрения надёжности- спорный вопрос, что лучше. Алюминиевый теплообменник, который возможно слепили в поднебесной, или труба из нержавейки. Все соединения за пределами поддона. И никаких заморочек с фильтрами. Самое страшное горе которое теоретически может случится- засопливится маслом поддон, если крепление ослабнет. А что касается
на данном фоне проснулись кулибины, вот и пытаются теперь всё усовершенствовать

наш долбанный автопром, и в частности заводы ГАЗ и ЗМЗ вынуждают нас к этому, продавая нам не готовый автомобиль, а набор-конструктор "сделай сам", с массой недоработок, как конструктивных, так и с откровенным браком. И если мы с вами не будем этим заниматься, наши ласточки очень скоро благополучно скончаются. Согласитесь, никому ведь не придёт в голову вмешиваться в конструкцию мерса,бэхи или скажем феррари? Нам там просто нечего делать. Насколько мне известно прототипом нашего змз 406 полужил SAAB, после доработки нашими конструкторами он превратился в это вот недоразумение.
 
Последнее редактирование модератором:

Zfast

Общительный
Регистрация
25 Фев 2012
Сообщения
5
Реакции
2
Баллы
64
mezernitsky, как вы думаете если я сделаю тройники из меди пайкой(припой BrazeTec 3 http://www.brazing.su/braze18.htm ) нормально будет? в голову лезет мысль не будет ли реагировать с ОЖ.

Добавлено через 31 минуту 50 секунд
и еще, зашел в экзист есть в наличии вот такой теплообменник Jp Group 117098001 настараживает его цена 980р.
 
Последнее редактирование:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
BrazeTec , это цинковые мягкие припои с низкой температурой плавления. Соответственно, и адгезия к металлу у них не высока. Для домашних водопроводных труб вполне подойдет, особенно если ниже Вас никто не живет. Еще надо понимать, что эти припои созданы для пайки фиттингов, где одна труба вставляется в другую, т.е. площадь пайки большая а пайка работает на сдвиг. Думаю, что отформовать дома тройники из меди, чтобы одно вставлялось в другое, Вам не удастся. Поэтому лучший совет Трубки из меди со стенкой 1,5-2 мм, или стальные 1 мм. пайка латунью (любой газосварщик сделает за спасибо). В местах пайки для увеличения площади контакта пайки, трубки надо отфланцевать. Отверстие в основеной трубке сверлится предварительно (8-10 мм), а потом после пайки рассверливается окончательно сверлом по внутреннему диаметру трубок через вспомогательную (боковую,припаянную) трубку тройника. Тогда внутри тройника все будет красиво и аккуратно без торчащих несовпадений.
названный Вами теплообменник вполне нормальный. Низкая цена, скорее всего из-за того, что они закупили по заявке (а они закупают по 100% предоплате), а человек в течении 2 недель не забрал.
 

Zfast

Общительный
Регистрация
25 Фев 2012
Сообщения
5
Реакции
2
Баллы
64
Я работаю с медью, пайкой. В надежности соединений уверен. Фитинги есть, формовать ничего не надо. Меня интересовало именно то, не будет ли реагировать припой с ОЖ(антифризом тосолом)? А сварщика найти надо, договориться, а я сам все сделаю за пару часов.И сделанное своими руками приятней ценней, чем купленное или сделанное другим.:)
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Меня интересовало именно то, не будет ли реагировать припой с ОЖ(антифризом тосолом)?
Думаю - не будет.
Радиаторы паяют. Вот правда не знаю, какой там припой (марка).
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
По поводу стойкости припоя к антифризу ничего сказать не могу. Использовать легкоплавкие припои в автомобиле никогда не стал бы.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

Zfast

Общительный
Регистрация
25 Фев 2012
Сообщения
5
Реакции
2
Баллы
64
Товарищи! Сбылось! Первая часть работы по установке теплообменника завершилась. Из экзиста забрал теплообменник кольцо и фильтр, и главное токарь заточил штуцер.фото прилагается. Осталось спаять трубки.
 

Вложения

  • P2270002.jpg
    P2270002.jpg
    84.5 KB · Просмотры: 129
  • P3090009.jpg
    P3090009.jpg
    97.2 KB · Просмотры: 118
  • P3080014.jpg
    P3080014.jpg
    85.7 KB · Просмотры: 120

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Прошло 2 лета ...

mezernitsky, где можно посмотреть результаты измерений?
С календарем , господа, у вас не все ладно.... или со внимательностью.
Тема создана в декабре 2010 года
После этого было только одно лето 2011 года. Даст Бог этим летом сделаю.... возраст, знаете ли, не юношеский...
 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Эти измерения проводились не позднее лета 2010 года:
А Вы температуру масла во время движения летом измеряли? Рекомендую. Удивитесь. До 130 градусов доходит в поддоне пару раз даже к 150 подвалило.

Именно в пробках и происходит самый высокий нагрев двигателя ... с маслом все обстоит довольно печально в случае отсутствия радиатора или иного охладителя. Теплоотвода от поддона совершенно не достаточно и масло перегревается.

Где можно посмотреть их результаты?
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Где можно посмотреть их результаты?
В спец.литературе однако. Поиском не пробовали пользоваться? Даже в этой теме mezernitsky, давал ссылки на книги. Ищите да обрящите. А не ждите манны небесной на блюдечке.
 

Димыч

Постоялец
Регистрация
17 Мар 2006
Сообщения
489
Реакции
220
Баллы
175
Решился и я на такую модернизацию. Только вот вопрос подвода , отвода ОЖ ставит в тупик. Mezernitsky предложил параллельную схему подключения теплообменника к отопителю. Там в качестве жиклера используется отверстие 8мм штуцера дроссельной заслонки. Я подумал о последовательном подключении к отопителю... Да, согласен при закрытии крана печки проток через обменник прекратится, но если ввести дополнительный шунт в систему? Допустим то же сечением 8мм... Как думаете есть здесь плюсы или минусы? Попробую отправить рисунок...
 

Вложения

  • PICT1616.jpg
    PICT1616.jpg
    48.9 KB · Просмотры: 133
Последнее редактирование:

melkii

Постоялец
Регистрация
22 Дек 2009
Сообщения
258
Реакции
111
Баллы
144
Лучше поставить трехходовой кран, чтобы перекрывать байпасный (шунтирующий) участок, когда печка работает. А иначе жидкость будет только по шунту идти помимо печки. Если печка нового образца, то можно крайслеровский электрокран поставить. Если нет, то можно в сантехмагазинах найти водопроводный трехходовой кран, но, как правило, такой управляется вручную.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Димыч, Порставь тройник с отверстием 6-8мм, лучше 8. На печку хватит, и охлаждать будет по лету. У меня в цепь вставлено с ГБО. Тройник перед печкой и перед помпой. И на печку идёт и на гбо и на систему охлаждения .
 

Димыч

Постоялец
Регистрация
17 Мар 2006
Сообщения
489
Реакции
220
Баллы
175
И ещё вопрос. Кто нибудь всё-таки с этой системой устанавливал родной "Колан"? Все перешли на резьбу 20*1,5. Автор в начале темы уточнил , что он зря заморачивался с маленькими фильтрами. Родной тоже встает без проблем.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
И ещё вопрос. Кто нибудь всё-таки с этой системой устанавливал родной "Колан"? Все перешли на резьбу 20*1,5. Автор в начале темы уточнил , что он зря заморачивался с маленькими фильтрами. Родной тоже встает без проблем.

Встаёт, но лерки не было нужной :) поэтому все ездим на иномарочных.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Я действующий инженер-авторемонтник по иномаркам, хоть и старик. Т.е. кое что еще соображаю...:).
Ув. Александр Юрьевич! хочу поставить этот дэвайс :good:на мой Пыжик 306 1.8i автомат. Здесь это актуально. Подвод хочу взять с коробки. Я понимаю, что у меня не Волга, но многим, наверно, будет интересно узнать как идеи известного волговода воплощаются и на других марках.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Я понимаю, что у меня не Волга, но многим, наверно, будет интересно узнать как идеи известного волговода воплощаются и на других марках.
Конечно интересно. И желательно с фотографиями.
 
Сверху