Внутри кунга!
1
2
3
Из описания 197:
Радиостанция предназначена для обеспечения беспоисковой, бесподстроечной телеграфной и телефонной двухсторонней радиосвязи в составе узла связи или автономно.
Возбудитель ВТ-44М,
Диапазон частот - 1,5 – 12,0 МГц
Шаг перестройки - плавно
Вид работы – АТ, АМ, ЧТ, ДЧТ
Мощность не менее – 500 Вт ТЛГ, 100 Вт ТЛФ, 60 Ом
Элементная база – радиолампы
Питание – трехфазная сеть 220 /380 В. не более кВт.
В комплект входят радиоприемники Р-154м2 и Р-311.
Примечание. Радиостанция размещается на автомобилях ГАЗ-63А. Выпускаются стационарный и ящичный варианты!
1. Существует несколько модификаций этой радиостанции, порядка 5-10 штук. Пожалуй, единственный передатчик с выходной лампой ГУ-81М и питанием от однофазной сети 195-235В. Вид работы CW и АМ. Диапазон с возбудителем ВТ-44 - 1,5-12МГц. На этот же диапазон расчитано и согласующее устройство. Выходная мощность в CW не менее 400 Вт, в АМ не менее 100Вт. Это по паспорту. В выходном блоке используются лампы ГУ-50 (драйвер), и ГУ-81М с Uа-2300/1350В, Uэкр.с.-+250В. Без переделок раскачивал 5 ватами на 80 метрах до уровня 500Вт. Анодный трансформатор с большим запасом по мощности (имеется в виду для режима SSB) Полный комплект (5 блоков в общей раме) весит 350 кг. Ориентировочные размеры-ширина ~90см, высота ~120см, глубина~50см.
2. У Р-118БМ3 питание однофазное. Питающий бензиновый агрегат АБ-4-О-230 , где буква "О" означает - однофазный.
3. Радиостанция Р-118:
Сегодня трудно найти радиолюбителя, который бы не знал, что существовала такая радиостанция как Р-118. Старшее поколение – армейские радисты, служили на этой станции, кто младше – работал в ГО (теперь ГО ЧС) или на коллективных любительских радиостанциях. Но мало кто знает как она создавалась, какие были модификации, кто авторы разработок и т.д.
Мне пришлось просмотреть много литературы, как технической, так и исторической, но ничего о деталях и подробностях, связанных с созданием Р-118 найти не удалось. Например, в многотомнике «История военной связи» под общей редакцией Маршала войск связи А.И. Белова том 3, книга 3, Москва, Воениздат, 1991г. в приложении №7, страница 215 «Основные даты из истории военной связи» сообщается: «…1951 год проведение специального учения по радиосвязи с использованием… опытных образцов автомобильных радиостанций средней мощности Р-103, Р-118 и Р-102». Но Р-118 больше нигде не проходит. В военной академии связи, в военных высших училищах связи преподаватели и офицеры эксплуатирующие КВ средства связи, не знают Р-118. Им известны Р-118АМ, Р-118БМ, чаще Р-118БМ3. Я будучи курсантом школы сержантов (учебный полк в/ч 03427, 4ое- подразделение, радисты СЭС- станционно-эксплуатационная служба войск ПВО страны, г.Иркутск, Красные казармы) изучал две радиостанции - Р-118БМ и Р-118БМ3.
Находясь в одном городе и рядом с радиозаводом никто с преподавателей не знал, что эти радиостанции выпускают у нас. В чём же дело?...
…в 1946 г. на основе предварительных работ НИМИСТ (Научно исследовательский морской институт связи и телемеханики) и заводов им. Коминтерна и им.Козицкого решалась задача по созданию новой, третьей,(считая от двух довоенных «Блокада-1» 1932г. и «Блокада-2» 1936г.) системы радиосвязи – «Победа». В ней, впервые в практике конструирования, были реализованы принципы комплексной унификации деталей, узлов и блоков радиоаппаратуры. Однотипность схем и конструкций на тех же принципах унификации СКБ при руководстве ЦНИИИС СА были использованы и в других родах войск, например: в радиостанциях корпусной сети связи Р-103, армейской сети Р-118 и фронтовой – Р-102….
…Постановлением Совета Министров СССР №817-260 от 01 апреля 1947 и приказом Министра радиопромышленности СССР №Б-100 от27 декабря 1947 года было создано Специальное Конструкторское бюро – СКБ №616 ЛПО им.Козицкого(200 человек), с лабораториями, конструкторским отделом и опытным производством….
…разработчиком Р-118 (шифр работ «Стадион») является именно СКБ №616 (СКБ завода №210 им. Козицкого, п/я 823), при активном участии ЦНИИИС СА (Центральный научно исследовательский испытательный институт связи Советской Армии).
АРХИВ 1955год
…чертежи с Ленинграда по изделию «Стадион» (по деталям) поступили в Иркутск в период с 29 декабря 1954 года по 15 июня 1955 года. В годовом плане значилось: « направить на завод со 2-го квартала бригаду конструкторов завода №616 для корректировки деталей и узлов в производстве…освоить в 4-ом квартале 1954 года изделие «Стадион», в 1955 году в течении первого полугодия полностью перейти на выпуск нового изделия «Стадион», а в 1956 году поставить на поток по типу производства изделия «Чернослив» (РАС-УКВ, Р-814 - выпускалась бывшим Горьковским автозаводом им. Молотова. Примеч. автора).»
Но план 1955 года завод не выполнил. Чертежи из Ленинграда пришли с большими ошибками. Технология Р-118 была сложной: 1998 наименований узлов и 4700 деталей, из которых штампованных 1501, пластмассы 76, литых из силумина 53.
..покупные изделия приходили с следующих городов: Блоки питания ВСР-15 поступали с г. Новгорода (п/я 11), ВСР-15М2 поступали уже с предприятия п/я Р-6070 г.Славгород, а позже - с п/я В-2472 г.Йошкар-Ола. Возбудитель передатчика ВД-11 изделие «Вольфрам» ( от 1,0 МГц -8 МГц) с г. Тамбова (п/я 20). Приемники Р-253 «Альфа» (в 1955 году снят с производства, заменен на модифицированный Р-311 «Омега») с Александровского радиозавода №29 предприятие п/я 7. Коротковолновый «Амур-2 (1,5МГц-8,0МГц)- с Омского им. Козицкого №210 п/я 19.Упаковочные ящики изготавливались в УК 272/6 г.Иркутска – известная 6-ка находящаяся рядом с заводом.
…в начале было 3 варианта поставки Р-118:
Р-118 - основной, базовый,
Р-118Б для сухопутных войск на автомобильном шасси ЗИЛ-151 с кузовом КУНГ,
и Р-118А для авиации (отличался только дополнительным наличием УКВ радиостанции РСИУ-3М «Клён», - разработка московского НИИ-695 и выпускаемая запорожским радиозаводом предприятие п/я 64 будущим «Радиоприбором» с дискоконусной антенной и мощным БП к ней).
…уже в 1956 году станцию –изделие «Стадион», на Иркутском радиозаводе модернизировали, после всех доводок и усовершенствований присвоили индекс М (модернизированная), Р-118 АМ и Р-118 БМ соответственно.
АРХИВ 1961год.
…в этом году станции монтировались уже на шасси ЗИЛ-157
Хотя поставки шли крайне неравномерно. Так во 2 квартале в апреле автошасси ЗИЛ-157 поступили в последние пятидневки месяца. В апреле и мае было недопоставлено 25 комплектов кузовов с Красноярского ДОКа. Начиная с июня 1961 года на невыполнение плана оказывала свое влияние систематическая недопоставка ламп ГУ-50 и ГУ-81 с Ленинградского (завод №211 «Светлана» п/я 729) и Ульяновского п/я 210 Совнархозов.
В конце пятидесятых годов (1960г.?) на заводе создается ОКБ (особо конструкторское бюро) –отдел 25.Первым начальником отдела был Петухин Алексей Алексеевич(главный инженер завода с 1945г. по 1960г.). Главным конструктором завода назначается Владимир Николаевич Пономарев. В 1959 году завод освоил производство базовой Р-118 М3 изделие «Соболь». Изделие «Соболь» появилось благодаря разработанному возбудителю нового поколения. Вместо старого ВД-11 (ТЦ2.081.007) «Вольфрам» с диапазоном от 1 до 8 МГц, ленинградским СКБ №616 было разработано для третьей системы радиосвязи ВМФ «Победа» изделие «Тантал» - ВТ44.
…производство на Иркутском радиозаводе возбудителя ВТ-44 начиналось в 1961 году и было по сути сорвано из-за отсутствия диодов и изделий керамики поставляемых заводом п/я 124 г. Красноярск, особенно таких как:
статор ТЦ7.769.000, статор ТЦ7.769.001, ротор ТЦ7.774.021….
…в первые годы радиостанция с шифром работ «Соболь» выпускалась в 4-х вариантах, 3-и из них подвижные и один стационарный:
Р-118БМ3 основной вариант, смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-63А в экранированном кузове фургонного типа КФУ-1, без УКВ радиостанции Р-801В и БП (блок питания) к ней;
Р-118М3-М малогабаритный вариант смонтирован на шасси ГАЗ-63А в малогабаритном экранированном кузове с комплектом аппаратуры по спец заказу;
Р-118БМ3-А авиационный вариант, смонтирован на ГАЗ-63А в экранированном кузове КФУ-1, с радиостанцией Р-801В и БП к ней;
…станция постоянно улучшалась. Например, в отличии от первого описания (ЯС0.005.031ТО) пособие позднего выпуска (ЯС1.201.026ТОИ) содержит более конкретные сведения по изделию и принципу работы его составных частей. Учтены многие вопросы и предложения , поступившие от эксплуатационников.
Вышеперечисленные варианты легко трансформировались из одного в другой путем дополнительных переключений экранированных гибких шлангов и исключений или добавлений вспомогательного оборудования например: УКВ радиостанция Р-801В, фильтр Р-801В, датчик кода Морзе Р-010, УКВ радиостанция Р-105Д, ПДУ, УВУ, телеграфный аппарат СТА-2М и т.д.
Позже было введено понятие серий - 01, 02, 03. Всего за годы выпуска было 15 ? серий. Взаимозаменяемость радиостанций ухудшилась (да она уже и не требовалась) и стала даже невозможной. Например в серии 07 и 08 изменили разъем Ш14 на ПУ и разъем на кабеле, в 09 серии изменён и Ш18 на распредпанели передатчика. Серия 10 пошла с крышевой антенной АЗИ (зенитного излучения). Серия 11 монтировалась на новом шасси ГАЗ-66-05 с новой электроустановкой и УВУ с новым телефонным аппаратом ТА-57. В серии 12 –старый агрегат АБ-4-0/230, в 13ой- новейший АБ-4-0/230М1 и т.д.»
Это часть истории создания Р-118 на Иркутском радиозаводе. Многие вещи в статье опубликованы впервые, - факты цифры и особенно люди!!!
4. Автомобильная радиостанция Р-118БМ «Стадион» предназначена для коротковолновой помехозащищенной буквопечатающей и слуховой телеграфной, а также телефонной радиосвязи .Радиостанция рассчитана на использование как в системе радиоузлов, так и для автономной работы. Радиостанция смонтирована в кузове КУНГ-1, установленном на шасси автомобиля ЗИЛ- 151.Диапазон частот передатчика радиостанции 1 - 7,5 МГц (300- 40 м). В этом диапазоне имеется 2875 жесткофиксированных волн, обеспечивающих беспоисковое вхождение в связь и ведение связи без подстройки в режиме частотной манипуляции, и 6500 волн в ре¬жиме амплитудной манипуляции. Кроме того, передатчик радиостанции может работать в плавном диапазоне частот, но при этом уже исключаются возможность беспо¬искового вхождения в связь и ведение связи без подстройки. Такой вид работы может применяться при радиотелефонии и как аварий¬ный при слуховой телеграфной работе. Жесткофиксированные частоты в диапазоне передатчика радио¬станции размещены следующим образом. Частоты для телеграфирования при частотной манипуляции сле¬дуют в диапазоне 1—2 МГц через 1 кГц (1000 частот), в диапазоне 2—4 МГц через 2 кГц (1000 частот) и в диапазоне 4—7,5 МГц через 4 кГц (875 частот).При телеграфной работе с частотной манипуляцией без поиска корреспондента и без подстройки используются следующие частот¬ные сдвиги: в диапазоне 1000—2998 кГц 250 Гц, в диапазоне 3000—7500 кГц 500 Гц. Частоты для телеграфирования при амплитудной манипуляции и для телефонии следуют во всем диапазоне через 1 кГц (6500 ча¬стот). Диапазон частот приемника «Амур-2», входящего в комплект ра¬диостанции, 1—8 МГц. В этом диапазоне обеспечивается прием частотной и амплитудной манипуляции на 3000 жесткофиксированных частотах.
Первичными источниками питания радиостанции являются два
бензоэлектрических агрегата АБ-2-0/230 однофазного переменного
тока, которые поочередной работой обеспечивают круглосуточную
работу радиостанции.
Каждый из агрегатов состоит из генератора ГАБ-2-0/230 переменного тока напряжением 220 в и мощностью 2кВт. И бензинового двигателя УД-1 мощностью 4 л. с. и числом оборотов 3000 в минуту. Расход топлива бензоэлектрического агрегата не более 2 кг/час. Радиостанция может питаться от промышленной сети однофазного переменного тока с напряжением 220в. При этом потребляемая мощность составляет 2 кВт. Питание передатчика, цепей освещения, моторной цепи аппарата СТ-35 и зарядка аккумуляторов производятся от выпрямителя ВСР-15, который питается от любого из бензоэлектрических агрегатов или внешней сети переменного тока. Приемник «Амур-2» питается переменным током с напряжением 127 В через систему выпрямителей, находящихся в приемнике.
Действующий комплект радиостанции, запасное и вспомогатель¬ное имущество размещаются в кузове КУНГ-1
Кузов радиостанции разделен поперечной перегородкой на две части: силовое отделение, где установлены бензоагрегаты, и аппа¬ратное отделение, где размещена аппаратура.
Бензоагрегаты установлены в специальных отсеках с открываю¬щимися передними стенками и верхом. Выхлопные трубы двигате¬лей выведены наружу через заднюю стенку кузова.
Над левым отсеком установлен шкаф, в котором хранятся инст¬румент механика, запасное имущество к агрегатам, кабеля, н:~оль-зуемые при выносе агрегатов для подсоединения их к. машине, переносная лампа со шнуром и часть запасного имущества к радио¬станции.
С правой стороны аппаратного отделения установлена печь, на
потолке кузова укреплен вентилятор.
Слева расположен стол телеграфиста с телеграфным аппаратом СТ-35 и пультом телеграфиста. В ящиках стола телеграфиста хра¬нится запасное имущество к аппарату СТ-35, передатчику и прием¬никам радиостанции. Под столом телеграфиста на боковой стенке кузова установлен линейный фильтр. На перегородке над аппаратом СТ-35 укреплен аппаратный щиток СТ-35.
Передатчик радиостанции укреплен на корпусе выпрямителя ВСР-15 и установлен у передней стенки кузова с левой стороны. Рядом с передатчиком у передней стенки кузова находится стол ра¬диста. На столе радиста на амортизаторах установлена рама для крепления преемника Р-311. На приемнике укрепляется пульт уп¬равления.
Под столом радиста размещаются телефонный аппарат ТАИ-43, ящик с запасным имуществом к выпрямителю ВСР-15 и устройство дистанционного управления.
С правой стороны стола радиста укреплен приемник «Амур-2». Под приемником установлен каркас, в котором укреплены аккуму¬ляторы (две батареи 10НКН-22 и две батареи 2НКН-24).