Mpak
Завсегдатай
- Регистрация
- 20 Сен 2006
- Сообщения
- 554
- Реакции
- 1,060
- Баллы
- 270
Полезные советы: акустика салона. Использование отражающих и поглощающих поверхностей.
Автор текста: Эдуард Сеген.
Салон автомобиля - не самое удачное помещение для высококачественного прослушивания музыки.
Собственно, и в домашних условиях акустические особенности комнаты доставляют немало хлопот,
но в автомобиле все гораздо хуже. Избежать влияния салона невозможно, и единственно правильный
выход в данной ситуации попытаться использовать его особенности во благо. Тема эта неисчерпаема,
поэтому начнем с самого главного - как влияют на звук отражающие и поглощающие поверхности.
Своим опытом делится хорошо знакомый нашим читателям Виталий Раббот.
В предыдущих статьях мы достаточно подробно рассказали о различных вариантах установки компонентных
динамиков в автомобиле, рассмотрели процессорные и беспроцессорные схемы построения звуковой сцены.
Казалось бы, все. Но нет, есть еще один момент, который следует прояснить, а именно отражающие и поглощающие
поверхности, которых в автомобиле множество, а значит, их вклад в конечное звучание будет значительным, причем
независимо от выбранной схемы аудиосистемы, процессорной или безпроцессорной.
Возможно, кому-то это покажется странным, но никаких теоретических данных в этой статье вы не найдете. Все,
о чем нам рассказал Виталий Раббот, - это чисто практические знания, накопленные за много лет работы, что,
на наш взгляд, намного важней. Необходимо только, чтобы вы понимали свойства материалов, используемых в автомобиле.
Например, жесткие с гладкой поверхностью материалы (стекло, металл, в меньшей степени полимеры и кожа) являются
отражающими поверхностями, а мягкие и пористые предметы (велюровые сиденья, ворсистый карпет, мягкая обивка дверей и потолка) - звукопоглощающими. Необходимо такжеучитывать, что звук "не любит", когда на его пути встречаются острые углы: на них всегда возникают дифракция и отражения.
Основная отражающая поверхность в автомобиле стекло. Как у отражающей поверхности, у стекла есть плюсы: оно очень хорошо отражает высокие частоты. Этим свойством пользуются практически всегда, когда строят беспроцессорные схемы, поскольку за счет отражения удается максимально удлинить ход звуковой волны к слушателю. Этим решаются сразу две проблемы. Во-первых, мы как бы отдаляем динамики от слушателя, создавая иллюзию глубины звуковой сцены, а во-вторых, уменьшаем разность прихода волны от левого и правого каналов, другими словами, частично устраняем внеосевое расположение динамиков. Однако у стекла есть и минусы. Поскольку торпедо и стекло образуют что-то наподобие резонатора, то при работе высокочастотных динамиков на отражение (полностью или даже частично), практически всегда возникает резонанс на частоте 4 5 кГц, который вносит в общий тональный баланс неприятный призвук. Бороться с ним лучше всего радикальным способом переориентировать динамики.
Вторая проблема связана с тем, что за счет кривизны стекла и излучения одной волны разными сторонами купола диафрагмы появляется эффект размытия -снижения четкости и фокусировки высоких частот. Когда же ВЧ-динамик, установленный в торпедо, слишком близко располагается к стеклу, в этом небольшом промежутке (между стеклом и торпедо) всегда возникают стоячие волны. Их эффект проявляется в смещении звуковых образов к точке излучения. То есть при прослушивании записи, где все участники ансамбля равномерно распределены по всей ширине звуковой сцены, центральные образы будут смещаться влево или вправо. Для устранения этих эффектов стараются полностью или частично (например, вокруг динамика) закрыть торпедо звукопоглощающими материалами именно поэтому в дорогих инсталляциях столь популярна перетяжка торпедо алькантарой. Есть и другие материалы, но чаще пользуются алькантарой, поскольку она удачно совмещает в себе как звукопоглощающие свойства, так и декоративность.
Автор текста: Эдуард Сеген.
Салон автомобиля - не самое удачное помещение для высококачественного прослушивания музыки.
Собственно, и в домашних условиях акустические особенности комнаты доставляют немало хлопот,
но в автомобиле все гораздо хуже. Избежать влияния салона невозможно, и единственно правильный
выход в данной ситуации попытаться использовать его особенности во благо. Тема эта неисчерпаема,
поэтому начнем с самого главного - как влияют на звук отражающие и поглощающие поверхности.
Своим опытом делится хорошо знакомый нашим читателям Виталий Раббот.
В предыдущих статьях мы достаточно подробно рассказали о различных вариантах установки компонентных
динамиков в автомобиле, рассмотрели процессорные и беспроцессорные схемы построения звуковой сцены.
Казалось бы, все. Но нет, есть еще один момент, который следует прояснить, а именно отражающие и поглощающие
поверхности, которых в автомобиле множество, а значит, их вклад в конечное звучание будет значительным, причем
независимо от выбранной схемы аудиосистемы, процессорной или безпроцессорной.
Возможно, кому-то это покажется странным, но никаких теоретических данных в этой статье вы не найдете. Все,
о чем нам рассказал Виталий Раббот, - это чисто практические знания, накопленные за много лет работы, что,
на наш взгляд, намного важней. Необходимо только, чтобы вы понимали свойства материалов, используемых в автомобиле.
Например, жесткие с гладкой поверхностью материалы (стекло, металл, в меньшей степени полимеры и кожа) являются
отражающими поверхностями, а мягкие и пористые предметы (велюровые сиденья, ворсистый карпет, мягкая обивка дверей и потолка) - звукопоглощающими. Необходимо такжеучитывать, что звук "не любит", когда на его пути встречаются острые углы: на них всегда возникают дифракция и отражения.
Основная отражающая поверхность в автомобиле стекло. Как у отражающей поверхности, у стекла есть плюсы: оно очень хорошо отражает высокие частоты. Этим свойством пользуются практически всегда, когда строят беспроцессорные схемы, поскольку за счет отражения удается максимально удлинить ход звуковой волны к слушателю. Этим решаются сразу две проблемы. Во-первых, мы как бы отдаляем динамики от слушателя, создавая иллюзию глубины звуковой сцены, а во-вторых, уменьшаем разность прихода волны от левого и правого каналов, другими словами, частично устраняем внеосевое расположение динамиков. Однако у стекла есть и минусы. Поскольку торпедо и стекло образуют что-то наподобие резонатора, то при работе высокочастотных динамиков на отражение (полностью или даже частично), практически всегда возникает резонанс на частоте 4 5 кГц, который вносит в общий тональный баланс неприятный призвук. Бороться с ним лучше всего радикальным способом переориентировать динамики.
Вторая проблема связана с тем, что за счет кривизны стекла и излучения одной волны разными сторонами купола диафрагмы появляется эффект размытия -снижения четкости и фокусировки высоких частот. Когда же ВЧ-динамик, установленный в торпедо, слишком близко располагается к стеклу, в этом небольшом промежутке (между стеклом и торпедо) всегда возникают стоячие волны. Их эффект проявляется в смещении звуковых образов к точке излучения. То есть при прослушивании записи, где все участники ансамбля равномерно распределены по всей ширине звуковой сцены, центральные образы будут смещаться влево или вправо. Для устранения этих эффектов стараются полностью или частично (например, вокруг динамика) закрыть торпедо звукопоглощающими материалами именно поэтому в дорогих инсталляциях столь популярна перетяжка торпедо алькантарой. Есть и другие материалы, но чаще пользуются алькантарой, поскольку она удачно совмещает в себе как звукопоглощающие свойства, так и декоративность.
Последнее редактирование: