Перед тем, как запускать двигатель, следует нажать педаль сцепления.
Зачем? Ответ есть, но сразу хочется оговориться. Мы с Вами будем основываться на том, что находимся сейчас у нас, в нашей стране, где используется отечественный стиль управления автомобилем. Кое-что из зарубежного стиля в этой книге тоже можно найти. Позже, в зависимости от ситуации, Вы сможете смешивать стили, а пока давайте основательно разберемся с нашим родным.
Итак, сцепление. Но сначала придётся понять принцип работы автомобиля в целом, как и почему он вообще едет.
Для примера возьмём принципиальную схему силовой установки заднеприводного автомобиля, так как она нагляднее переднеприводного. Условно автомобиль состоит из трёх частей (рис.25)
- Двигатель, из которого выходит вал, заканчивающийся диском.
- Ещё один диск с валом, который заходит в коробку передач.
- Второй вал, выходящий из коробки передач, который тянется к заднему мосту автомобиля, где соединяется с полуосями колёс.
Конечно, это упрощенная схема автомобиля, но она позволяет понять, почему он движется.
Допустим, двигатель автомобиля работает. Значит вращается вал двигателя и первый диск. Но на этом всё и заканчивается. На рис.25 Вы видите зазор между двумя дисками, поэтому второй диск и далее по схеме всё неподвижно - машина стоит на месте.
Предположим, каким-то образом мы соединили два диска и второй вал. Но машина продолжает стоять.
Двигаться она будет только в том случае, если соединить все три условные части автомобиля. То есть в коробке передач надо включить какую-либо передачу, которая соединит второй и третий валы.
А теперь давайте подумаем, какие части соединить сначала: первую и вторую (два диска) или вторую и третью (валы в коробке передач)?
Если сначала соединить два диска, то половина шестеренок в коробке передач, связанных с валом второго диска, начнет вращаться. Сможем ли мы потом соединить их с неподвижными шестеренками, которые связаны с последним, третьим, валом?
Не сможем! Зуб на зуб - "тресь", "хрясь"... и они поломались. Значит, мы выбрали неверный путь!
Оставим в покое два диска и соединим сначала вторую и третью части машины. То есть соединим валы в коробке передач, пока шестерни не вращаются. Для этого с помощью рычага переключения передач надо включить некую передачу.
После включения передачи мы имеем уже не три, а только две части автомобиля. Одна из них - двигатель с вращающимся валом и диском, другая - второй диск, который через шестерни и валы связан с колесами автомобиля. Остается лишь соединить два диска, и машина поедет!
Но это как раз и есть та самая проблема, с которой сталкивается каждый, кто впервые садится за руль. "Бороться с этой проблемой мы с Вами будем в этой же главе, но чуть позже.
В данный момент Вам необходимо знать, что два диска на рис.25 есть ни что иное, как механизм сцепления, который управляется с помощью педали сцепления. И когда педаль находится наверху, то есть водитель её не трогает, два диска под воздействием очень сильных пружин соединены вместе!
А если в это время в коробке передач включена какая-либо передача? Тогда при запуске двигателя машина прыгнет вперед!
Поэтому для гарантии безопасности, для уменьшения массы вращающихся деталей, а также для уменьшения сопротивления вращению перед пуском двигателя сначала надо отделить его от трансмиссии автомобиля. Для этого Вы должны нажать педаль сцеплениявниз "до пола" и разъединить два диска (рис. 25).